Рабочая программа кружка умелые руки Волшебный сундучок
Учебно-тематический план
кружка умелые руки для учащихся 4 класса.
№ Тема занятия Содержание
Кол-во часов Дата
1 Работа с бумагой Т.Б на занятиях кружка Закрепить правила пользования острыми, режущими предметами, правила работы с клеем 1 05.09
2 Мозаика из обрывных кусочков бумаги Уточнить смысл понятия контурная мозаика, формировать умение правильно использовать разные способы приклеивания, формировать умение использования рабочего места 2 12.09
19.09
3 Знакомство с квиллингом искусство бумагокрученияПоделка ко дню пожилых людей.
Открытка ко дню учителя
2 26.09
03.10
4 Работа с пластилином, тестопластикаРабота с пластичным материалом- тестопластикаДать представление учащихся о профессиях повара и кондитера, о видах пластических материалов и о работе с ними урок 5
2 10.10
17.10
5 Работа с пластилином. Изделие чудо- дерево Рельефные работы Познакомить детей с видами рельефа, учить составлять тематическую композицию, закрепить знания о свойствах пластилина презент.2974 мои документы 2 24.10
31.10
6 Работа с бросовым материалом Нитяная графика Освоить приемы натяжения ниток по дуге, по овалу, кругу. Сделать изделие в технике нитяной графики стр.121-133 2 14.11
21.11
7 Работа с папье- маше миска в технике папье-маше» чашка Познакомить детей с технологией изготовления из папье-маше, закреплять умения и навыки работы с бумагой, с такими инструментами как карандаш, ножницы, кисть презентация 1 28.11
8 Пришивание пуговиц Цветущая поляна» Формировать умение пришивать пуговицы с двумя отверстиями, соблюдать правила безопасной работы 1 05.12
9 Работа с бумагой Скатывание бумаги. Картины из бумажных шариков. Цель: продолжать учить работать с бумагой, развивать мелкую моторику пальцев 1 12.12
10 Ленточная бумажная пластика Изготовление снежинок стр.129 Программа 1 19.12
11 Изготовление новогодних «снежинок». Складывание бумаги, разрезание, склеивание объемной снежинки стр.129 2 26.12
09.01
12 Лепка из пластилина Повторить разные способы работы с2 16.01
Работа с платилиномЗима. пластилином, освоить прием плоскостной лепки, закрепить представление о преобразовании природы в зимнее время стр. 121 23.01
Работа с пластилином, изделие « Лепка птиц». Продолжать знакомить учащихся с
правилами поведения в лесу, повторить и закрепить знания о свойствах пластилина, развивать мелкую моторику пальцев стр. 1 30.01
14 Ежик. Лепка из пластилина и природного Пластилин, иглы, соединение вкалыванием.
расширить представление уч-ся о видах природных материалов; воспитывать желание учится и творить 2 06.02
13.02
15 Работа с бумагой Поделка для мам «Праздничная открытка»
Бумажная мозаика Закрепить умение работать с бумагой, ножницами, клеем, использовать в работе разные материалы 1 20.02
16 Поделка к 23 февраля открытка Цель: продолжать учить работать методом тычкования
2 27.02
06.03
17 Работа с природными и бросовым материалом . корзина для рукоделия расширить представление уч-ся о видах природных материалов; воспитывать желание учится и творить
презент. 19744 1 13.03
18 Работа с бросовым материалом Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь» Продолжать учить работать с бросовым материалом, развивать мелкую моторику пальцев 2 20.03
27.03
19 Работа с бумагой Поделка из бумаги «Бабочка» Закрепить навыки работы с квадратом из бумаги, сформировать навыки скрепления крупных и мелких деталей 2 03.04
10.04
20-21 Татарский орнамент в полосе. Аппликация из бумаги. Вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание. Различение по форме, величине, цвету. 2 17.04
24.04
22 Беседа: Дымковская игрушка. Рисование по разметке геометрического узора Поделка из бумаги «Бабочка» Раскрашивание в контуре. Цветовой ритм. Оранжевый цвет 2 1505
22.05
Итого 34 занятия
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом особенностей интеллектуального, физического развития учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, специфики формирования у них навыков изобразительной деятельности, ручного труда, опыта обучения детей данной возрастной группы. Курс рассчитан на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного познавательного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом.
Преимущество интегрированного курса обусловлено высокой эффективностью коррекционного воздействия, что достигается решением на одном уроке разных, но однонаправленных задач:
формирование графических и трудовых навыков (обведение по шаблону, рисование по точкам, закрашивание в контуре; аппликация с дорисовыванием, вырезание и намазывание;
обучение приемам работы разными инструментами: карандаш, шаблон, ножницы, кисточка, и с разными материалами: бумагой, пластилином, природным материалом, нитками.Задачи: развитие познавательной деятельности путем целенаправленного обучения рассматриванию, восприятию формы, величины, цвета предметов; обучение выделению существенных признаков объектов, сходства и различий; формирование навыков классификации и обобщения;
развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки в процессе формирования навыков работы по заданному плану, ориентировки в этапах выполнения задания;
развитие мышления, психоречевых процессов, связной речи при восприятии инструкций и при ответах на вопросы типа “Что ты делаешь?”, “Из чего это сделано?”;
развитие мелкой моторики рук, зрительно - двигательной координации путем вариативных, многократно повторяющихся действий с использованием разных изобразительных материалов;
обучение доступным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, нитками, приемам работы карандашом, ножницами, иголкой, клеем;
воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе); формирование организационных навыков (подготовить или убрать рабочее место), навыков сознательного выполнения санитарно- гигиенических правил и правил безопасной работы;
формирование эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения, развитие воображения;
формирование положительной мотивации к учению, воспитание интереса к творчеству как средству самовыражения и социализации (удовольствие от красиво выполненной работы, желание сделать приятный подарок).
Содержание программы.
Упражнения по сенсорному развитию:
различение предметов с помощью зрения и на ощупь;
узнавание и показ круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, шара;
определение различий по величине, цвету предметов одинаковой формы;
различение цвета;
ориентирование на плоскости листа: находить и показывать середину, верхний - нижний правый- левый край, угол;
различение пространственного положения объектов (наверху, внизу, рядом, около);
узнавание объекта по его изображению (иллюстрации).
Графические навыки:
проведение линий без напряжения, произвольная регулировка нажима, прекращение движения в нужной точке, удержание направления движения; обводка по шаблону;
проведение от руки прямых линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных), соединение точек, рисование округлых линий (моточек, петельки);раскрашивание внутри контура без пробелов, соблюдение направления штрихов при раскрашивании; чередование цветов (смена карандашей) при раскрашивании орнамента;
формирование графических представлений о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Работа с бумагой:
технические сведения: свойства бумаги (сгибается, рвется, намокает, мнется, режется); цвет бумаги (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый); понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации; сочетание цветов в орнаменте); инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш); санитарно- гигиенические правила и т/б.
приемы работы: складывание пополам (1- 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям; разрывание и разрезание по сгибу; обводка по шаблону; вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание; смазывание клеем и наклеивание; рациональное использование материала.
Работа с пластилином:
технические сведения: пластилин твердый и мягкий; цвет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Организация рабочего места, санитарно- гигиенические правила.
приемы работы: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке.Работа с природным материалом:
технические сведения: свойства природных материалов (хрупкий, колючий); форма и величина, цвет. Санитарно- гигиенические правила.
приемы работы: наклеивание на бумагу клеем засушенных листьев, составление по образцу предметной картинки, соединение с пластилином (вкалывание).
Предполагаемые конечные результаты:
Учащиеся должны научиться обводить карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от руки;
закрашивать цветным карандашом в контуре; вырезать и прошивать по контуру;
различать и называть цвета; чередовать цвета при выполнении орнамента;
узнавать, различать, показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал;
сравнивать по величине, цвету; различать большой - маленький, широкий - узкий, длинный - короткий;ориентироваться на плоскости листа, показывать и называть верх, низ, правую, левую стороны листа, углы;
складывать бумагу, раскатывать пластилин, пользоваться клеем, ножницами, иголкой, наперстком; соблюдать правила безопасной работы;
выслушивать инструкцию, отвечать на вопросы (“Что ты делаешь?”, “Из чего делаешь?”, “Где?”).
Список литературы:
Программа кружковой работы составлена на основе Государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.
Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. Москва, «Просвещение», 2007г.
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2007г.
«Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.
«Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
В.В. Выгонов «Я иду на урок», трудовое обучение. Начальная школа. Издательство «1 сентября». Москва, 2002г.
Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г
Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г
Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы, М.: «Просвещение», 2009г.