Рабочая программа кружка юных журналистов Родничок
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Свободненского района Амурской области
Рассмотрено
Руководитель МО учителей гуманитарных дисциплин
Протокол №____от ______________2015г.
Руководитель МО______
Назарова О.Н.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________Чан-ван-ю Н.С.
«__»________________2015г.
Утверждаю
Директор школы
__________Чан-ван-ю В.Н
Приказ № ________ от_________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка юных журналистов «Родничок»
на 2015-2016 учебный год
составлена учителем высшей квалификационной категории
Чан-ван-ю Натальей Сергеевной
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»__________2015 г.
Новоивановка
2015
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Данная программа составлена на основе следующих документов:
Примерной образовательной программы дополнительного образования «Родничок» Чан-ван-ю Н.С. (утверждена Экспертным советом Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района Амурской области);
Приказа № 18 от 14.01.2011 г. Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями Свободненского района, реализующими программы общего образования»;
Основной образовательной программы МОУ Новоивановской СОШ;
Учебного плана дополнительного образования на 2015/16 учебный год МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области;
Программы развития «Русская школа» МОУ Новоивановская СОШ Свободненского района Амурской области на 2011-2015гг;
Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области».
2. Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
развитие образного и логического мышления;
развитие творческих способностей подростков;
развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
3. Сведения о программе: программа адаптированная.
4. Обоснование выбора программы.
Настоящая программа интеллектуального направления, рассчитана на 3 года обучения. Она предполагает овладение навыками оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10 - 16 лет. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в кружке «Родничок», учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
5. Место курса в системе дополнительного образования учащихся МОУ Новоивановской СОШ «Школа Д,обра».
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку через дополнительное образование.
6. Информация о количестве часов. Программа рассчитана на 420 часов (по 140 часов за каждый год обучения).
7. Формы организации деятельности учащихся через объединение дополнительного образования кружок «Родничок»: коллективная, групповая, индивидуальная.
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- тренировочные упражнения, ситуативные тренинги
ролевые игры
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск газеты «Родничок»;
- подготовка статей для публикации в местных печатных СМИ.
- семинары;
- лекции;
- выездные занятия;
- встречи с интересными людьми;
- практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, - публикации в специализированных СМИ и др.).
Режим занятий. Продолжительность занятий – 2 часа по 40 минут. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Кроме теоретических лекций, на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
Структура учебного занятия
№
Вид учебно-творческой деятельности
Время
(минут)
1
Формулирование целей и задач занятия
2
2
Основное содержание
20
3
Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся во время проведения кружкового занятия
20
4
Отдых, подвижные игры
10
5
Консультация
10
6
Отработка практической части по теме занятия
25
7
Контроль знаний по теме занятия
10
8
Подведение итогов занятия
3
Обязанности в команде по созданию газеты:
Главный редактор - определяет жанровый и тематический состав номера, отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание. Редактор отдела новостей - ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.
Репортер – человек, собирающий материалы для газеты и доступно их преподносящий.Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.Дизайнер – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за верстку газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.
Формы подведения итогов:
анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
участие в презентации «Портфель творческих успехов».
8. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Родничок», ориентированы на то, чтобы учащийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы:
Технология личностно-ориентированного обучения
ИКТ
Игровые технологии
Технология «Дебаты»
9. Виды и формы контроля усвоения программы разнообразны:
самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
семинары-практикумы по изученной теме;
творческие конкурсы;
публикации.
Программой предусмотрен контроль усвоения материала в конце обучения:
1-й год обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору) или самостоятельная творческая работа;
2-й год обучения - конкурс творческих работ; публикации в прессе или творческом альманахе учебной группы.
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом.
3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определённых групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
ЗНАТЬ:
особенности журналистики
особенности профессии журналиста
правила работы и поведения на занятиях кружка
понятие о факте как объекте интереса журналиста и основном материале в его работе.
УМЕТЬ:
организовать свой труд на занятиях кружка
принимать участие в решении организационных вопросов
принимать участие в беседе с приглашёнными лицами.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
ЗНАТЬ:
роды, виды и жанры журналистики
особенности жанров журналистики
УМЕТЬ:
Распознавать в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров
Выявлять признаки принадлежности к данному жанру.
Создавать публикации разных жанров
Брать интервью у лиц по заданию редактора газеты
7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».
ЗНАТЬ:
Сведения из темы «Лексика»
Особенности употребления лексических средств при создании текстов
УМЕТЬ:
Использовать стилистические пласты лексики, фразеологизмы для создания текстов
Находить в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики.
Доказывать обоснованность или необоснованность их употребления.
8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
ЗНАТЬ: стилистические фигуры речи.
УМЕТЬ: находить в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определять их роль в тексте.
2-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
2. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
ЗНАТЬ: Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
УМЕТЬ:
определять основные структурные связи в повествовании, описании и рассуждении
Находить в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения
3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
ЗНАТЬ:
роль выразительных средств языка публицистических произведений.
различные виды заголовков.
УМЕТЬ:
определять роль выразительных средств языка в текстах публицистического стиля.
Осуществлять замену заголовков текстов, обосновывать её.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
ЗНАТЬ: основные требования к информативной публицистике
УМЕТЬ: создавать тексты информационных жанров.
5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
ЗНАТЬ: Назначение произведений аналитических жанров.
УМЕТЬ: осуществлять рецензирование черновых вариантов статьи.
6. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
ЗНАТЬ: Основные функции произведений художественно-публицистических жанров.
УМЕТЬ: самостоятельно работать со справочной литературой, создать черновой вариант эссе или фельетона.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
ЗНАТЬ: технические средства журналиста и приемы работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
УМЕТЬ: выполнять фотомонтаж, видеомонтаж, Создавать газету в печатном виде.
8. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.
ЗНАТЬ: особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и ТВ.
УМЕТЬ: прослушать и просмотреть радио и телепередачи, определить их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оценить уровень их мастерства.
3-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.
2. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
ЗНАТЬ: Особенности газетного языка и авторского почерка.
УМЕТЬ: определять принадлежность текста по авторскому почерку.
3. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.
4. ЭСТЕТИКА.
Эстетика как философская категория.
ЗНАТЬ: иметь представление об этике и эстетике.
УМЕТЬ: отличать прекрасное от безобразного в жизни и искусстве.
5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.
Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).
ЗНАТЬ: Специфику аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам.
УМЕТЬ: создавать тексты аналитических жанров (очерк, зарисовка); художественно-публицистических жанров (стихи и рассказы).
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Первый год обучения
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1
Вводное занятие
2
2
2
Журналистика как профессия
2
4
6
3
Функции журналистики
10
10
4
Требования к журналисту
8
2
10
5
История российской журналистики
6
2
8
6
Формирование жанров журналистики
12
2
14
7
Язык журналистики
16
4
20
8
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры в тексте
28
2
30
9
Практикум (выпуск газеты)
36
36
10
Итоговое занятие
2
2
Резерв
2
2
Итого
88
52
140
Второй год обучения
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1
Вводное занятие
2
2
2
Композиция материала
8
8
3
Публицистический стиль русского литературного языка
3
5
8
4
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.
12
14
26
5
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
12
12
24
6
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.
12
14
26
7
Технические средства журналиста.
6
8
14
8
Особенности работы журналиста в печатных изданиях
6
2
8
9
Выпуск школьной газеты
16
16
10
Экскурсия в редакцию газеты «Зейские огни»
4
4
11
Резерв
4
Итого
61
75
140
Третий год обучения
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1.
Вводное занятие
1
1
2
2
Этика и мораль. Поступок и мотив
4
2
6
3
Эстетика.
2
6
8
4
Газетный язык
12
10
22
5
Авторский почерк
12
12
24
6
Информационные жанры
14
2
16
7
Аналитические жанры. Зарисовка
6
10
16
8
Художественные жанры. Стихи и рассказы
6
12
18
9
Практикум (выпуск газеты)
24
24
10
Праздник творчества. Итоги года
4
Итого
57
79
140
V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РОДНИЧОК»
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.
Изучение материалов, связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры), повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности; необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.
Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слово. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в месяц. Оно может быть тематическим, выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь школы» и другие. Тематика определяется общим планом работы, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учащиеся должны знать:
сведения об истории журналистики, назначение журналистики;
особенности профессии журналистики;
роды, виды и жанры журналистики;
понятие макета;
общие правила набора текста;
форматы графических файлов;
цветовые системы;
основные термины работы со шрифтами;
основные понятия верстки.
Учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
Умение работать с разной литературой;
Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером;
Умение брать и давать интервью;
Использование знаний основных жанров периодической печати;
Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Методическая литература для педагога.
Алымова А.А. Предметные олимпиады в школе. Литература 5-11 классы. Волгоград, Учитель, 2008;
Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку. Ростов-на-Дону. Феникс, 2009;
Болдырева Е. Игры, конкурсы, олимпиады по литературе. Ярославль, Академия развития, 2007;
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М., Просвещение, 1976;
Лингвистические словари всех видов;
Мартемьянова И.К. Олимпиады по литературе. 6-7 классы. Волгоград, 2005;
Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы. Материалы к занятиям. Волгоград, Учитель, 2010;
Филипченко М.П. Загадки-шарадки и не толькоЗанимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, Учитель, 2007;
Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. Волгоград, Учитель, 2006.
2. Методическая литература для детей.
Тексты, обозначенные в содержании программы;
Альбеткова Р.И. За страницами школьного учебника. Учимся чиатать лирическое произведение. М., Дрофа, 2003;
Арсирий А.Т. В страну знаний – с Дедом Всеведом. М., Дрофа, 2005;
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М., Просвещение, 1976.
3. Оборудование:
разработки по темам;
карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
тематический материал периодической печати;
справочники;
словари;
наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
различные периодические печатные издания;
тексты для редактирования.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей гуманитарных дисциплин.
Протокол от ______2015г. №___
Руководитель МО _________
Назарова О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР________Чан-ван-ю Н.С.
________________2015г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий кружка юных корреспондентов «Родничок»
на 2015/16 учебный год
Разработала учитель высшей квалификационной категории
Чан-ван-ю Наталья Сергеевна
Новоивановка
2015
Приложение к рабочей программе кружка
юных журналистов «Родничок»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 год обучения
№
Разделы
№ занятия
Тема занятия
Сроки
план
факт
I
Введение
1 - 2
Знакомство с программой кружка, утверждение плана работы на год
Инструментарий журналиста
II
Журналистика как профессия
3-4
О профессии журналиста
5-6
Обзор периодики
7-8
Встреча с журналистом газеты «Зейские огни»
9-12
Подготовка материалов для выпуска №1 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№1)
III
Функции журналистики
13-14
Информационная функция журналистики
15-16
Коммуникативная функция журналистики
17-18
Выражение мнений определённых групп в журналистике
19-20
Способы формирования общественного мнения в журналистике
21-22
Факт как объект интереса журналиста
23- 26
Подготовка материалов для выпуска №2 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№2)
IV
Требования к журналисту
27-28
Компетентность
29-30
Объективность
31-32
Соблюдение профессиональных этических норм.
ПР Дискуссия о профессиональной этике журналиста
33-34
Глубокие знания
35-36
Владение литературным языком.
37-40
Подготовка материалов для выпуска №3 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№3)
V
История российской журналистики
41-42
Журналистика XVIII века.
43-44
Журналистика XIX века
45-46
Журналистика XX и XXI века
47-48
Подготовка репортажа «Моё село»
49-52
Подготовка материалов для выпуска №4 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№4)
VI
Жанры журналистики
53-54
Заметка
55-56
Интервью
57-58
Статья
59-60
Репортаж
61-62
Очерк
63-64
Фельетон
65-66
ПР Обзор печатных изданий
67-70
Подготовка материалов для выпуска №5 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№5)
VII
Язык журналистики
71-72
Сущность слова
73-74
Слова – пришельцы
75-76
Старые и новые слова
77-78
Профессиональная лексика
79-80
Диалектизмы
81-82
Современный сленг
83-84
Стилистические пласты лексики
85-86
Крылатые слова
87-88
ПР Работа с периодикой.
89-90
Сочинение рассказа «Об этом хочется рассказать»
91-94
Подготовка материалов для выпуска №6 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№6)
VIII
Стилистические фигуры речи Стилистические фигуры в тексте
95-96
Тропы. Общее понятие
Эпитет
97-98
Сравнение
99-100
Олицетворение
101-102
Метонимия
103-104
Гипербола
105-106
Ирония
107-108
Анафора и эпифора
109-110
Антитеза
111-114
Подготовка материалов для выпуска №7 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№7)
115-116
Градация
117-118
Эллипсис
119-120
Приём кольца
121-122
Умолчание
123-124
Риторическое обращение и вопрос
125-126
Многосоюзие и бессоюзие
127-128
ПР Создание зарисовок с использованием
стилистических фигур.
129-132
Подготовка материалов для выпуска №8 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№8)
I X
Практикум
133-136
Подготовка материалов для выпуска №9 (Родничок»
Компьютерная вёрстка выпуска газеты «Родничок» (№9)
X
Итоговое занятие
137-138
Итоги года. Анкетирование обучающихся.
Резерв
139-140
2 год обучения
№
Разделы
№ занятия
Тема занятия
Сроки
план
факт
I
Введение
1-2
Публицистика как особый вид литературы и журналистики
II
Композиция материала
3-4
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение
5-6
Основные структурные связи в повествовании: прямая и обратная хронологии. Прямая хронология с отступлениями
7-8
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака
9-10
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному
III
Публицистический стиль русского литературного языка
11-12
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение роли)
13-14
ПР Анализ текста публицистического стиля
15
Заглавие – важный компонент текста.
16
ПР Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков. Подбор заголовков к текстам ПС
17-18
ПР Пишем на конкурс
IV
Информационные жанры
19-20
Основные требования к информационной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность. Фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств)
21-22
ПР Работаем над зарисовкой
23-24
Отчёт как информационный жанр
25-26
ПР Пишем отчёт
27-28
Хроника и её особенности
29-30
ПР Пишем хронику
31-32
Репортаж
33-34
ПР Пишем репортаж
35-36
ПР Пишем на конкурс
37-40
Выпуск газеты «Родничок – 1»
41-42
Интервью
43-44
ПР Пишем интервью
45-46
Заметка
47-48
ПР Пишем заметку
V
Аналитические жанры
49-50
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать сущность.
51-52
ПР Пишем на конкурс
53-54
Специфика аналитической журналистики, её виды и жанры.
55-56
Статья как жанр аналитической журналистики.
57-58
ПР Пишем статью
59-60
Обозрение
61-62
ПР Пишем обозрение
63-64
Отзыв
65-66
ПР Пишем отзыв
67-68
ПР Пишем на конкурс
69-70
Рецензия
71-72
ПР Пишем рецензию
73-76
Выпуск газеты «Родничок – 2»
VI
Художественно-публицистические жанры
77-78
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская
Основные жанры художественной публицистики
79-80
Слово как жанр художественной публицистики
81-82
ПР Пишем СЛОВО
83-84
ПР Пишем на конкурс
85-86
Очерк
87-88
ПР Пишем очерк
89-90
Эссе
91-92
ПР Пишем ЭССЕ
93-94
Фельетон
95-96
ПР Пишем фельетон
97-98
Памфлет
99-100
ПР Пишем ПАМФЛЕТ
101-102
Пишем на конкурс
103-106
Выпуск газеты «Родничок – 3»
VII
Технические средства журналиста
107-108
Фотоаппарат и фотомонтаж
109-110
ПР Выполняем фотомонтаж
111-112
Видеокамера и видеомонтаж
113-114
ПР Выполняем видеомонтаж
115-116
Компьютер: особенности программ MS WORD MS PABLISHER
117-118
ПР Работаем в MS PABLISHER
119-120
Пишем на конкурс
VIII
эОсобенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио, телевидении
121-122
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах
123-124
Особенность учёта времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Запись и прямой эфир
125-126
Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука
127-128
Пишем на конкурс
IX
Практикум
129-132
Выпуск газеты «Родничок – 4»
133-136
Экскурсия в редакцию газеты «Зейские огни»
137-140
Резерв
3 год обучения
№
Разделы
№ занятия
Тема занятия
Сроки
план
факт
I
Вводное занятие
1-2
Знакомство с программой 3-го года обучения. ПР Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря СМИ
II
Этика и мораль. Поступок и мотив. Понятие о плагиате
3-4
Знакомство с философскими понятиями «этика» и «мораль», «поступок» и «мотив».
5-6
Составление понятийного словаря
7-8
Практикум: пишем на конкурс
III
Эстетика – наука о прекрасном.
9-10
Эстетика – наука о прекрасном. Роль эстетики в журналистике
11-14
Экскурсия в Дом – музей П.А. Комарова (г. Свободный)
15-16
Практикум: эссе о понравившемся экспонате музея (картина, декоративное изделие и т.д.)
IV
Газетный язык Особенности газетного языка
17-18
Риторика массовой коммуникации
19-20
Особенности газетного языка. Синтаксис газетного языка
21-22
«Оживление» как особенность газетного языка
23-24
Практикум. Пишем на конкурс
25-26
Лексика современной газеты. Клише – важнейшая особенность газетного языка
27-28
Употребление глагольного времени как средство выразительности газетного языка
29-30
Практикум: анализ языка газет местных СМИ
31-32
Практикум: анализ языка газет местных СМИ
33-34
Практикум: пишем на конкурс
35-36
Литературные способности журналиста. Понятие о харизме
37-38
Подготовка выпуска №1 газеты «Родничок»: монтаж материалов
39-42
Компьютерная вёрстка выпуска №1 газеты «Родничок»
43-44
Практикум: пишем на конкурс
V
Авторский почерк
45-46
Роль и способы выражения авторского «я» через публикацию
47-48
Роль авторского стиля в журналистике
49-50
Зависимость индивидуального стиля журналиста от его мировоззрения и нравственных норм
51-52
Процесс подготовки публицистического материала. Выявление индивидуального стиля журналиста в рабочем процессе
53-54
Практикум: пишем на конкурс
55-56
Практикум: работа с газетным материалом по выявлению принадлежности текста по авторскому почерку
57-58
Практикум: работа с газетным материалом по выявлению принадлежности текста по авторскому почерку
59-60
Сатирические жанры в журналистике: фельетон, памфлет, пародия
61-62
Подготовка выпуска №2 газеты «Родничок»: монтаж материалов
63-66
Компьютерная вёрстка выпуска №2 газеты «Родничок»
67-68
Практикум: пишем на конкурс
69-70
Сатирические жанры в журналистике: сатирический комментарий, анекдот, шутка
71-72
Практикум: работаем над созданием сатирических жанров
73-74
Практикум: работаем над созданием сатирических жанров
VI
Информационные жанры
75-76
Основные требования к информационной публицистике
77-78
Отчёт
79-80
Хроника
81-82
Обзор
83-84
Обозрение
85-86
Комментарий. Колонка
87-88
Эксперимент
89-90
Практикум: пишем на конкурс
VI
Аналитические жанры
91-92
Назначение произведений аналитических жанров. Специфика аналитической журналистики
93-94
Корреспонденция как информационно-аналитический жанр
95-98
Практикум: пишем на конкурс
99-100
Рецензия как аналитический жанр.
101-102
Подготовка выпуска №3 газеты «Родничок»: монтаж материалов
103-106
Компьютерная вёрстка выпуска №3 газеты «Родничок»
107-108
Практикум: работаем над зарисовкой
109-112
Практикум: пишем на конкурс
VII
Художественно-публицистические жанры
113-114
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская
115-118
Практикум: пишем на конкурс
119-120
Стихотворение как художественно-публицистический жанр
121-124
Практикум: работаем над стихотворением
125-126
Рассказ как художественно-публицистический жанр.
127-130
Практикум: работаем над рассказом
131-132
Подготовка выпуска №4 газеты «Родничок»: монтаж материалов
133-136
Компьютерная вёрстка выпуска №4 газеты «Родничок»
Праздник творчества
137-140
Чаепитие в честь окончания учебного года
Итоги года. Анкетирование участников
13PAGE 15
13PAGE 142115
Заголовок 1Заголовок 215