Приложения к рабочей программе по биологии 5-9 классы. В.В. Пасечник. ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гостищевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»


«Согласовано»
Руководитель МО учителей естественно-математического цикла
__________________
/Спасенова С.Г. /
Протокол № ____от
«___»________2016г.

«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «Гостищевская СОШ»_____________
/Поспелова О.Н./

«____»________2016г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ « Гостищевская СОШ»
____________________
/Золотова Т.Н./
Приказ № ______от «___»___________2016г.









ПРИЛОЖЕНИЯ
к рабочей программе
по учебному курсу «Биология»
на уровень основного общего образования
(базовый уровень)
педагога Добрецовой Оксаны Александровны






Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от
«____»_________________2016 г.








2016 год Приложение 1
к рабочей программе
по учебному курсу «Биология»
на уровень основного общего образования (базовый уровень) педагога
Добрецовой Оксаны Александровны

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу
на 2016 - 2017 учебный год, их обоснование:
5а, 5б классы
Положением об административном контроле предусмотрено проведение входной, административной и итоговой контрольной работы, поэтому в рабочую программу по учебному курсу «Биология» для 5 класса включены административное и итоговое тестирования.
Согласно учебному плану МБОУ «Гостищевская СОШ» учебный год рассчитан на 35 учебных недель, включая период промежуточной аттестации. В связи с этим, календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу, их обоснование:

Наименование раздела
Количество
часов по
Обоснование


авторской учебной программе
рабочей программе


Клеточное строение организмов
10
11
Час отведён на контроль знаний, умений и навыков учащихся по итогам I полугодия.

Царство Растения
9
10
Для проведения итогового тестирования за курс «Биология. 5 класс». Использован 1 час резервного времени.


На изменения, внесенные в авторскую учебную программу был использован резерв учебного времени в количестве 2 часов, что составляет 6% от общего количества учебного времени.

6а, 6б классы
Положением об административном контроле предусмотрено проведение входной, административной и итоговой контрольной работы, поэтому в рабочую программу по учебному курсу «Биология» для 6 класса включены входное, административное и итоговое тестирования.
Согласно учебному плану МБОУ «Гостищевская СОШ» учебный год рассчитан на 35 учебных недель, включая период промежуточной аттестации. В связи с этим, календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу, их обоснование:

Наименование раздела
Количество
часов по
Обоснование


авторской учебной программе
рабочей программе


Строение и многообразие покрытосеменных растений.
14
15
Час отведён на контроль знаний, умений и навыков учащихся по итогам I полугодия. Использован 1 час резервного времени.


На изменения, внесенные в авторскую учебную программу был использован резерв учебного времени в количестве 1 часа, что составляет 3% от общего количества учебного времени.







Приложение 2
к рабочей программе
по учебному курсу «Биология»
на уровень основного общего
образования (базовый уровень)
педагога
Добрецовой Оксаны Александровны


Календарно-тематическое планирование на 2016 - 2017 учебный год

для 5а, 5б классов


п/п
Наименование раздела и темы урока
Часы учебного времени
Дата планируемого проведения
Дата фактического проведения
Характеристика видов деятельности учащихся
Примечание



1
Введение
Биология  наука о живой природе.
6

1


07.09


Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.


2
Методы исследования в биологии. Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».
1
14.09

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.


3
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.
1
21.09

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.


4
Среды обитания живых организмов.
1
28.09

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.


5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
1
05.10.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.


6
Обобщающий урок по теме «Введение». Экскурсия: «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
1
12.10.

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.





7
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы».
11


1



19.10.



Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.


8
Строение клетки.

1
26.10.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.


9
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа №2: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
1
16.11.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.


10
Пластиды. Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».
1
23.11.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.


11
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.
1
30.11.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.


12
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
1
07.12.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.




13
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.
1
14.12

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.


14
Административное тестирование.
1
21.12.

Выполняют тестовые задания.


15
Деление клетки.
1
28.12.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.


16
Понятие «ткань». Лабораторная работа №5: «Рассматривание под микроскопом
готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
1
11.01.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах


17
Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».
1
18.01.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом





18
Раздел 2. Царство Бактерии
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
2


1



25.01.



Выделяют существенные признаки бактерий.


19
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1
01.02.

Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.




20
Раздел 3. Царство Грибы
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
5

1



08.02.


Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.


21
Шляпочные грибы. Лабораторная работа №6: «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
1
15.02.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


22
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7: «Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей».
1
22.02.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.


23
Грибы-паразиты.
1
01.03.

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.


24
Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы».
1
08.03.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).




25
Раздел 4. Царство Растения
Ботаника наука о растениях.
10


1



15.03.



Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.


26
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №8: «Строение зелёных водорослей»
1
22.03.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.


27
Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.
1
05.04.

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.


28
Лишайники.
1
12.04.

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.


29
Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №9: «Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника».
1
19.04.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.


30
Голосеменные растения. Лабораторная работа №10: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
1
26.04.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.


31
Покрытосеменные растения.
1
03.05.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.


32
Итоговое тестирование за курс: «Биология. 5 класс».
1
10.05.

Выполняют тестовые задания.


33
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
1
17.05

Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.


34
Обобщающий урок по теме: «Царство Растения».
1
24.05

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.



Календарно-тематическое планирование на 2016 - 2017 учебный год

для 6а, 6б классов


п/п
Наименование раздела и темы урока
Часы учебного времени
Дата планируемого проведения
Дата фактического проведения
Характеристика видов деятельности учащихся
Примечание






1
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Строение семян двудольных и однодольных растений. Лабораторная работа №1: «Строение семян двудольных и однодольных растений».
15




1





05.09




Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура », « семяножка », «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян.


2
Входное тестирование.
1
12.09

Выполняют тестовую работу.


3
Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа №2: «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы».
1
19.09

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем.


4
Строение корней. Лабораторная работа №3: «Корневой чехлик и корневые волоски».
1
26.09

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.


5
Условия произрастания и видоизменения корней.
1
03.10

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.


6
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа №4: «Строение почек. Расположение почек на стебле».
1
10.10

Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка », « конус нарастания », « узел », « междоузлие », « пазуха листа », «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.


7
Внешнее строение листа. Лабораторная работа №5: «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
1
17.10

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев.


8
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа №6: «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа».
1
24.10

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.


9
Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №7: «Внутреннее строение ветки дерева».
1
31.10

Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.


10
Видоизменение побегов. Лабораторная работа №8: «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица».
1
14.11

Определяют понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.


11
Цветок и его строение. Лабораторная работа №9: «Строение цветка».
1
21.11

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения », «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.


12
Соцветия. Лабораторная работа №10: «Различные виды соцветий».
1
28.11

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.




13
Плоды и их классификация. Лабораторная работа №11: «Многообразие сухих и сочных плодов».
1
05.12

Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды », «сухие плоды»; «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу, Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы.


14
Распространение плодов и семян.

1
12.12

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений».


15
Административное тестирование.
1
19.12

Выполняют тестовую работу.




16
Раздел 2. Жизнь растений.
Минеральное питание растений.
10

1


26.12


Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.


17
Фотосинтез.
1
16.01

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.


18
Дыхание растений.
1
23.01

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.


19
Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия: «Зимние явления в жизни растений».
1
30.01

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт). Обсуждают отчёт по экскурсии.


20
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №12: «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
1
06.02

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений.


21
Прорастание семян. Лабораторная работа №13: «Определение всхожести семян растений и их посев».
1
13.02

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.


22
Способы размножения растений.
1
20.02

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.


23
Размножение споровых растений.
1
27.02

Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.


24
Размножение семенных растений.
1
06.03

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.


25
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №14: «Вегетативное размножение комнатных растений».
1
13.03

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей»; «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.





26
Раздел 3. Классификация растений.
Систематика растений.
6


1



20.03



Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.


27
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.
1
03.04

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками.


28
Семейства Паслёновые и Бобовые.
1
10.04

Выделяют основные особенности растений семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам.


29
Семейство Сложноцветные.
1
17.04

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам.


30
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.
1
24.04

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам.


31
Важнейшие сельскохозяйственные растения.
1
01.05

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников.





32
Раздел 4. Природные сообщества.
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.
3

1


08.05


Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.


33
Итоговое тестирование за курс: «Биология. 6 класс».
1
15.05

Выполняют тестовую работу.


34
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Экскурсия: «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
1
22.05

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Определяют понятия: «заповедник», «заказник», « рациональное природопользование». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт). Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают задание на лето.


Приложение 3
к рабочей программе
по учебному курсу «Биология»
на уровень основного общего образования (базовый уровень)
педагога
Добрецовой Оксаны Александровны

Формы и средства контроля
Программа В.В. Пасечника предусматривает проведение лабораторных и практических работ:

Класс
Количество лабораторных работ
Количество практических работ

5
10
1

6
14
-


Положением об административном контроле предусмотрено проведение входной, административной и итоговой контрольной работы, поэтому в рабочую программу включены административное и итоговое тестирования.
5 класс
Практические работы:

Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.14).

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.31,33).
Лабораторная работа №2: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.36).

Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.37).
Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.42-43).
Лабораторная работа №5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.49).
Лабораторная работа №6: «Строение плодовых тел шляпочных грибов» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.77).
Лабораторная работа №7: «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.78-79, 80).

Лабораторная работа №8: «Строение зелёных водорослей» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.95).

Лабораторная работа №9: «Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.109, 115).

Лабораторная работа №10: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» (Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-с.124).


Итоговое тестирование:
Вариант 1.
Выберите один правильный ответ:
А1. Наука изучающая растения:
1) биология 3) зоология
2) ботаника 4) экология

А2. К абиотическим факторам относят:
1)выпас скота 3) листопад
2)извержение вулкана 4) охота

А3. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств:
1) эксперимент 3) наблюдение
2) измерение 4) описание

А4. «Плотность ее ниже плотности воды, поэтому у организмов живущих здесь сильно развиты опорные ткани- внутренний и наружный скелет..» Какая среда обитания описана?
1) почвенная 3) наземно-воздушная
2) водная 4) тела живых организмов

А5. Среда жизни, характерная для человека:
1) почвенная 3) наземно-воздушная
2) водная 4) тела живых организмов

А6. Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют:
1) корень 3) лист
2) стебель 4) цветок

А7. Цветки характерны для:

1) хвощей 3) голосеменных
2) папоротников 4) покрытосеменных

А8. Съедобным грибом является:
1) масленок 3) ложный опенок
2) бледная поганка 4) желчный гриб

В1. Установите соответствие:
Строение и функции
Органоид

А) в ней расположены все органоиды клетки
1. Цитоплазма

Б) бесцветное вязкое вещество
2. Хлоропласт

В) содержит пигмент хлорофилл


Г) содержит зеленый пигмент


Д) при сильном нагревании или замораживании разрушается



В2. Установите соответствие:
Организм
Среда обитания

А) блоха
1 водная

Б) кит
2.почвенная

В) кобра
3.наземно-воздушная

Г) крот
4.тела живых организмов

Д) дятел



В3. Выберите три правильных ответа:
Тело водорослей может быть представлено:
1) мицелием 2) одной клеткой
3) плодовым телом 4) корнем и побегами
5) группой (колонией) клеток 6) многоклеточным слоевищем.
B4. Выберите три правильных ответа:
Значение лишайников:
1) разрушают горные породы 2) связывают атмосферный азот
3) служат кормом для животных 4) участвуют в почвообразовании
5) сырье для получения агар-агар 6) сырье для получения антибиотиков

С1. Прочтите внимательно текст и выполните задания:
«В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца- пластиды. Они видны при большом увеличении. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, жёлтые или оранжевые, бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные»
1. Озаглавьте текст.
2. С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?
3. Какого цвета пластиды у растений?
4. Какие пластиды находятся в летках клубня картофеля?
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ:
А1. Наука изучающая животных:
1) биология 3) зоология
2) ботаника 4) экология

А2. К биотическим факторам относят:
1) опыление растений 3) дождь
2) извержение вулкана 4) строительство дорог

А3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях:
1) эксперимент 3) наблюдение
2) измерение 4) описание

А4. «Она состоит из минеральных веществ, воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения» Какая среда обитания описана?
1) почвенная 3) наземно-воздушная
2) водная 4) тела живых организмов

А5. Среда жизни, характерная для рыб:

1) почвенная 3) наземно-воздушная
2) водная 4) тела живых организмов

А6. Вайи – это:

1) побеги плауна 3) листостебельные мхи
2) листья папоротника 4) побеги хвоща

А7. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

1) наличие цветка 3) развитие из семян
2) развитие из спор 4) то, что это исключительно наземные растения

А8. Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют:

1)корень 3) стебель
2)листья 4) семена

В1. Установите соответствие:
Строение и функции
Органоид

А )в ней расположены поры
1. оболочка

Б) содержит ядрышко
2. ядро

В) образована целлюлозой


Г) управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки


Д) содержит и хранит наследственную информацию



В2. Установите соответствие:
Организм
Среда обитания

А) дельфин
1. водная

Б) ёж
2. почвенная

В) гадюка
3. наземно-воздушная

Г) дождевой червь
4. тела живых организмов

Д) вошь



В3. Выберите три правильных ответа:
К зеленым водорослям относятся:
1) порфира 2) хлорелла
3) цистозейра 4) ламинария
5) спирогира 6) хламидомонада
В4. Выберите три правильных ответа:
По форме слоевища различают лишайники:
1) древовидные 2) травянистые
3) листовые 4) кустистые
5) накипные 6) бурые
С1. Прочтите внимательно текст и выполните задания:
«Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка - мембрана. Она легкопроницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость сохраняется ,пока клетка жива. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придает ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую средой..»
1. Озаглавьте текст.
2. Все ли вещества могут поступить через мембрану в клетку?
3. Какое значение имеет оболочка в жизни клетки?
4.Что произойдет с клеткой, если мембрана разрушится?

6 класс

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1: «Строение семян двудольных и однодольных растений» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с. 9, 10. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.4-5.)

Лабораторная работа №2: «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.14. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.7.)

Лабораторная работа №3: «Корневой чехлик и корневые волоски» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.18. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.9.)

Лабораторная работа №4: «Строение почек. Расположение почек на стебле» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.28. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.12.)

Лабораторная работа №5: «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.35-36. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.15.)

Лабораторная работа №6: «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.38, 39-40. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.16, 17.)

Лабораторная работа №7: «Внутреннее строение ветки дерева». (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.50-51. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.20.)

Лабораторная работа №8: «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.54-55, 56. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.21.)

Лабораторная работа №9: «Строение цветка» (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.62-63. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.23.)

Лабораторная работа №10: «Различные виды соцветий». (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.66. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.25.)

Лабораторная работа №11: «Многообразие сухих и сочных плодов». (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.72. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.)

Лабораторная работа №12: «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине». (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.103. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.)

Лабораторная работа №13: «Определение всхожести семян растений и их посев». (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.107. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.)

Лабораторная работа №14: «Вегетативное размножение комнатных растений». (Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.-с.145. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-с.)

Входное тестирование (Пасечник, В. В. Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник.– М.: Дрофа, 2015.-с.45-53.)
Критерии оценивания и ответы входного тестирования (Пасечник, В. В. Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник.– М.: Дрофа, 2015.-с.89-91.)

Итоговое тестирование (Пасечник, В. В. Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник.– 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016.-с.38-48.)
Критерии оценивания и ответы итогового тестирования (Пасечник, В. В. Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник.– 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016.-с.78-79.)



















13 PAGE 143515








Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615