Рабочая программа по химии 8-9 класс на основе авторской программы по химии И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской


Муниципальное образование город Армавир Краснодарского края
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняяобщеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 . 08 2015 года протокол № 1
Председатель
_____________ Данцев В.Е.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ .
Уровень образования (класс) основное общее образование ( 8 - 9 )
( начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 136
Учитель Анищенко Наталья Викторовна
Программа разработана на основе авторской программы по химии И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Пояснительная записка
Программа составлена Анищенко Н.В. на основе авторской программы по химии И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями), Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (для VI-XI (XII) классов далее – ФКГОС-2004).Рабочая программа составлена на основании рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 № 47-12606/15-14 и методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Химия» в 2015- 2016 учебном году, в основу которых положены нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, в примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1.Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
2.Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
3.Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
4.Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
5.Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа реализует принцип концентрического построения курса. Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников.
Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.
Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химической связи, химических реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ.
В 9 классе продолжается развитие системы знаний по курсу химии: изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений), формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.
В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом из расчета: в 8 классе – 68 часов (2 часов в неделю), из них 4 часа на контрольные работы, 6 практических работ; в 9 классе - 68 часов (2 часов в неделю), из них 4 часа на контрольные работы, 6 практических работ.
4. Содержание учебного предмета
Программа курса химии для 8 класса рассчитана на 68 часов (2ч/нед., 1ч – резервное время).
Программа курса химии для 9 класса рассчитана на 68 часов (2ч/нед., 3ч – резервное время). По 1 ч резервного времени используется на темы: 6.«Скорость химических реакций», 7. «Подгруппа кислорода», 8. «Подгруппа азота».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 классВведение (5 ч)
Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах.
Демонстрации
Коллекции изделий из железа, алюминия и стекла.
Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения их частиц.
Практическая работа 1
Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.
Практическая работа 2
Вещества и их физические свойства (описание свойств веществ, например графита, воды, поваренной соли или сахара, меди, мела, медного купороса, железа и т. д.).Тема 1. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (8ч)
Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Современное определение химического элемента. Изотопы — разновидности атомов одного и того же химического элемента.
Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов. Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).
Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов и др.) в малых периодах и главных подгруппах. Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома.
Демонстрация
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2 Химическая связь. Строение вещества (14 ч)
Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества.
Понятия о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота и хлороводорода. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.
Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава.
Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. Вещества ионного (немолекулярного) строения. Ионная кристаллическая решетка.
Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов.
Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.
Модели молекулярных (сахар, углекислый газ, иод) и ионных (поваренная соль) кристаллических решеток.
Возгонка иода, нафталина.
Различные соединения количеством вещества 1 моль.
Лабораторный опыт 1
Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.
Расчетные задачи
1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества.
2. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.
3. Расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса».
Тема 3 Классификация сложных неорганических веществ(6 ч)
Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.
Демонстрации
Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.
Лабораторный опыт 2
Определение принадлежности соединений к соответствующему классу (оксиды, основания, кислоты, соли) по их формулам.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 4 Химические реакции (9 ч)
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Классификация химических реакций: 1) по признаку выделения или поглощения теплоты (экзо- и эндотермические реакции), 2) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена). Термохимические уравнения.
Вычисления по химическим и термохимическим уравнениям. Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова в развитии химии.
Демонстрации
Примеры физических явлений: плавление и отвердевание парафина.
Пример химического явления: горение парафина.
Признаки химических реакций: изменение цвета (взаимодействие иодида калия с хлорной водой); образование осадка (получение сульфата бария); выделение газа (взаимодействие серной или хлороводородной кислоты с металлом);
выделение света (горение лучины, магния); появление запаха (получение уксусной кислоты); выделение или поглощение теплоты (нейтрализация сильной кислоты сильным основа основанием, разложение гидроксида меди(II)).
Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ.
Реакции соединения — горение магния или угля (экзотермические реакции), разложения гидроксида меди(II) (эндотермическая реакция), замещения — взаимодействие цинка, железа с раствором кислоты или сульфата меди(II), обмена — взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра и т. д.
Лабораторный опыт 3
Физические явления (накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки или горелки).
Лабораторный опыт 4
Химические явления (накаливание медной проволоки или пластинки).
Лабораторный опыт 5
Типы химических реакций.
Практическая работа 3
Признаки химических реакций: 1) взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мелом или мрамором); 2) получение гидроксида меди(II); 3) изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла или стирального порошка; 4) взаимодействие оксида кальция с водой.
Расчетные задачи
Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.
Тема 5 Растворы. Электролитическая диссоциация (14ч)
Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.
Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства ионов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете представлений об электролитической диссоциации. Общие свойства растворов электролитов.
Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе pH.
Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионномолекулярные уравнения реакций и правила их составления. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.
Демонстрации
1. Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.
2. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
3. Влияние концентрации уксусной кислоты на электропроводность ее раствора.
4. Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Лабораторный опыт 6
Гидратация сульфата меди(II).
Домашний эксперимент
Выращивание кристалла.
Лабораторный опыт 7
Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт 8
Реакции ионного обмена.
Лабораторный опыт 9
Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.
Практическая работа 4
Очистка поваренной соли.
Практическая работа 5
Приготовление раствора и измерение его плотности.
Практическая работа 6
Определение pH среды.
Расчетные задачи
Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества».
Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.
Определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора.
Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.
Тема 6 Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (11ч)
Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные и амфо- терные). Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам.
Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.
Амфотерные гидроксиды. Способы получения и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей, кислотными и основными оксидами.
Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.
Соли. Основные способы получения и свойства. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла.
Демонстрации
Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода(IV) или оксида серы(IV) с водой; испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
Взаимодействие оксида кальция с соляной или азотной кислотой.
Взаимодействие оксида углерода(IV) с раствором гидроксида кальция.
Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.
Получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.
Взаимодействие кислот с основаниями, основными и амфотерными оксидами, металлами и солями.
Получение гидроксида цинка и его взаимодействие с кислотой и со щелочью.
Взаимодействие солей между собой и с металлами.
Опыты, демонстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором.
Таблица «Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов».
Лабораторный опыт 10
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Лабораторный опыт 11
Распознавание оксидов на основании их свойств.
Лабораторный опыт 12
Реакция нейтрализации.
Лабораторный опыт 13
Обнаружение кислот и оснований.
Лабораторный опыт 14
Получение и свойства амфотерного гидроксида.
Лабораторный опыт 15
Способы получения солей.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.9 классПовторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 ч)
Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Практическая работа 1
Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».
Тема 1 Окислительно-восстановительные реакции (3 ч)
Определение окислительно-восстановительных реакций. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации
1. Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция.
2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы(IV) с водой.
Лабораторный опыт 1
Окислительно-восстановительные реакции.
Тема 2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менде-леева —основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (4ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Предсказательная роль этого открытия. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете современных представлений. Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов, гидроксидов). Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств элементов и образованных ими веществ. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Научный подвиг Д. И. Менделеева.
Демонстрации
1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).
Лабораторный опыт 2
Сущность явления периодичности.
Тема 3 Водород и его важнейшие соединения (7 ч)
Водород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в Периодической системе. Водород — простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Химические свойства (окислительновосстановительная двойственность) водорода: взаимодействие с неметаллами, активными металлами и оксидами металлов. Водород — экологически чистое топливо. Применение водорода. Меры предосторожности при работе с водородом. Молярный объем газа.
Относительная плотность газов.
Оксид водорода — вода. Состав, строение.
Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно-земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. Кислотно-основные свойства воды. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды.
Демонстрации
Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.
Модель молекулы воды.
Очистка воды перегонкой.
Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора(V) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
Расчетные задачи
1. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа».
2. Определение относительной плотности газов.
3. Вычисление по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ.
Тема 4. Галогены (5 ч)
Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе. Сходства и различия в строении атомов элементов подгруппы. Молекулы простых веществ и галогеноводородов. Физические и химические свойства галогенов.
Хлор — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Хлор — простое вещество. Нахождение в природе. Получение хлора и его физические свойства, растворимость в воде (хлорная вода), действие на организм. Химические (окислительные) свойства хлора: взаимодействие с металлами и водородом.
Применение хлора.
Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.
Фтор, бром, иод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, иодид-ионы и иод.
Применение галогенов и их соединений.
Демонстрации
Образцы галогенов — простых веществ.
Получение хлорной воды.
Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ.
Сравнение растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях (спирте).
Получение хлороводорода и соляной кислоты.
Лабораторный опыт 3
Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов).
Лабораторный опыт 4
Растворимость брома и иода в органических растворителях.
Лабораторный опыт 5
Распознавание иода.
Лабораторный опыт 6
Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.
Практическая работа 2
Галогены.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 5 Скорость химических реакций (3 ч)
Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа, концентрация веществ, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.
Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.
Демонстрации
Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие алюминия и железа с соляной кислотой или взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами), концентрации и температуры (взаимодействие цинка или оксида меди(II) с серной кислотой различной концентрации при различных температурах), катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца(IV)).Лабораторный опыт 7
Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.
Тема 6 Подгруппа кислорода (9 ч)
Кислород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.
Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.
Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.
Применение серы.
Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.
Оксид серы(IV). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI). Получение и свойства.
Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.
Демонстрации
Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.
Взаимодействие серы с металлами и кислородом.
Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.
Лабораторный опыт 8
Качественная реакция на сульфат-ион.
Практическая работа 3
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Расчетные задачи
1. Решение задач по материалу темы.
Тема 7 Подгруппа азота (8 ч)
Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота.
Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(II) и (IV).
Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион.
Круговорот азота в природе.
Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(У) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.
Применение фосфора и его соединений.
Демонстрации
Растворение аммиака в воде.
Горение аммиака в кислороде.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.
Лабораторный опыт 9
Качественная реакция на соли аммония.
Лабораторный опыт 10
Качественная реакция на фосфат-ион.
Практическая работа 4
Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 8 Подгруппа углерода (5 ч)
Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(II) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода(II) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.
Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния(IV) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.
Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона).
Демонстрации
Образцы природных соединений углерода и кремния.
Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.
Получение кремниевой кислоты.
Лабораторный опыт 11
Адсорбционные свойства угля.
Лабораторный опыт 12
Распознавание карбонатов.
Практическая работа 5
Получение оксида углеродa(IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 9 Металлы и их соединения (12 ч)
Металлы и их важнейшие химические соединения (обзор) (3 ч)
Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.
Простые вещества — металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.
Алюминий (1 ч)
Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Магний и кальций (3 ч)
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.
Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, гидроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.
Щелочные металлы (2 ч)
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.
Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.
Железо (3 ч)
Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и (III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Сплавы железа — чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.
Демонстрации
Образцы минералов, металлов и сплавов.
Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.
Получение и исследование свойств гидроксидов железа(П) и (III).
Лабораторный опыт 13
Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.
Лабораторный опыт 14
Жесткость воды и ее устранение.
Лабораторный опыт 15
Качественные реакции на ионы железа.
Практическая работа 6
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи
1. Решение задач по материалу темы.
Тема 10 Органические соединения (10 ч)
Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.
Предельные углеводороды — алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.
Непредельные углеводороды — алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.
Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.
Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).
Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.
Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.
Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.
Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.
Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.
Демонстрации
Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.
Образцы полимеров.
Горение спирта.
Образцы жиров и углеводов.
Лабораторный опыт 16
Свойства уксусной кислоты.
Лабораторный опыт 17
Качественная реакция на белки.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
5. Тематическое планирование
Тематическое распределение количества часов в 8 классе
№ п/пРазделы, темы Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1. Введение
5 5
2. Тема 1. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева 8 8
3. Тема 2. Химическая связь.
Строение вещества. 14 14
4. Тема 3. Классификация сложных неорганических веществ 6 6
5. Тема 4. Химические реакции 9 9
6. Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация. 14 14
7. Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства 11 11
Резервное время
1 1
Итого: 68 68
Тематическое распределение количества часов в 9 классе
№ п/пРазделы, темы количество часов
авторская программа рабочая программа

1 Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса 2 2
2 Окислительно -восстановительные реакции 3 3
3 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений 4 4
4 Водород и его важнейшие соединения 7 7
5 Галогены 5 5
6 Скорость химических реакций 2 3
7 Подгруппа кислорода 8 9
8 Подгруппа азота 7 8
9 Подгруппа углерода 5 5
10 Металлы и их соединения 12 12
11 Органические соединения 10 10
Резервное время 3 -
Итого: 68 68
6. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
печатные пособия:
1. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012
2. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская Химия. 9 класс. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
3. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2013.
4. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 8 класс».-М.: ООО «Русское слово-учебник»,2013
5. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов к учебнику И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской «ХИМИЯ 8 класс».-Краснодар.: ОАО«Издательство «Советская Кубань»,2013
6. И.И. Новошинский, Н. С, Новошинская. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 9 класс». М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
7. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Типы химических задач и способы их решения: 8-11 классы. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
8. В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева. Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни.- Ростов н/Д: Легион, 2014
9. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании химии в 2015-2016 учебном году
технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Ксерокс
Электрифицированный справочно-информационный стенд «ПСХЭ Д.И. Менделеева»
Электрифицированный справочно-информационный стенд «Растворимость оснований, кислот, солей в воде»
Цифровая лаборатория по предметам естественно-научного цикла
цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Электронные приложения к учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана
http://school-collection.edu.ruhttp://sdamgia.ru/http://www.openclass.ru/sub/http://infourok.ru/http://kopilkaurokov.ru/http://zavuch.ru/http://multiurok.ru/http://festival.1september.ru/учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Ареометры
Аппарат для проведения химических реакций (АПХР)
Прибор для получения газов (лабораторный)
Мини-лаборатории для ученического эксперимента
Прибор для электролиза растворов солей
Прибор для получения растворимых веществ в твердом виде (ПРВ)
Прибор для окисления спирта над медным катализатором
Прибор для получения газов
Нагреватель для пробирок
Прибор для электролиза солей
Установка для перегонки веществ
Наборы реактивов для проведения химического эксперимента
демонстрационные пособия:
Печатные пособия (таблицы)
Учебно-наглядные пособия по химии
Кристаллические решетки диоксида углерода, железа , поваренной соли
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического Заместитель директора по УМР
объединения учителей естественного цикла
от 28 августа 2015 года № 1 , ____________ Иванова Л.М.
( подпись) Ф.И.О.
___________________ Кутукова А.В. _ 29 августа____2015 года
(подпись руководителя МО ) Ф.И.О.