Сценарий образовательной деятельности «Как меняется жизнь диких животных с приходом весны»
Сценарий образовательного действия с воспитанниками старшей группы № 6
Раздел:Представления о диких животных и об изменениях с приходом весны.
Занятие в разделе: 1 период обучения. Занятие № 1
Тема образовательного действия: «Как меняется жизнь диких животных с приходом весны»
Какая технология используетсяЗадачная форма организации учебного процесса.
Что будут осваивать детиСпособ выявления причин изменений в жизни диких животных с приходом весны
Чем владеют дети, и исходное состояние детей старшей группы - различают времена года по их признакам;
- отличают диких животных от домашних
На каком материале будут осваивать:
Ознакомление с животными входит в один из блоков программы экологического образования дошкольников Н. Рыжовой «Наш дом – природа»
Окружающий мир для старшей группы.
Демонстрационный материал (картинки с изображением животных леса).
Система заданий, обеспечивающих освоение заявленного способа деятельности.
Актуализация знаний
Задание №1 – направленное на закрепление и развитие способов определения времен года и их признаков.
Задание № 2 - направленное на закрепление способов различения диких животных и умение их отличать от домашних животных.
На этапе интеллектуального затруднения
Задание №3 – ловушка направленное на овладение способом определения причин изменений в жизни животных с приходом весны.
Точка рефлексии: – направлена на способ понимания изменений в жизни животных в весенний период.
3. Этап Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности
Задание № 4 – групповое задание, направленное на определение причин изменений в жизни диких животных в весенний период.
Задание №5– индивидуальная работа, направленная на определение причин изменений в жизнидиких животных в весенний период.
Групповая коммуникация по использованию схем-аппликаций.
За счет чего дети будут включаться в деятельность
1. Коллективное обсуждение способа в выявления причин поведения животных рассмотрение разных версий воспитанников.
Этапы организации образовательного действия.
Организационный момент (2 минуты)
Воспитатель.
Ребята, у Миши и Маши возник спор о том, что происходит в жизни диких животных с приходом весны. Давайте им поможем? Сегодня мы с вами поговорим о весне, а чтобы наше занятие прошло интересно я вам предлагаю разделиться на две команды (по три человека в каждой).
Оговариваются правила работы в команде. Все будут участвовать, и отвечать на вопросы.
После того как время данное на обсуждение заканчивается, капитан назначает отвечающего. Ответ с места не принимается. За каждый правильный ответ, команда получает фишку (яблоко или конфету, в зависимости от того как будет называться ваша команда, команда Миши получит яблоко, команда Маши - конфету) и прикрепит ее на доску, под свою эмблему.
Воспитатель: Сейчас вам дается 15 секунд на обсуждение и принятия решения кто в вашей команде будет капитаном. Время пошло.
Выбирают капитана команды.
Воспитатель: – А теперь я предлагаю дать названия командам. У меня в конверте находятся карточки с изображениями Маши и Миши. Прошу капитанов подойти и достать из конверта одну карточку. Кто будет изображен на карточке, так и будет называться команда (команда «Маши» и команда «Миши»). Каждый член команды получает свою эмблему.
Этап 1. Актуализация знаний (5 мин.)
Задание № 1 (3 мин.) - направленное на закрепление и развитие способов определениявремен года по их признакам (зима, весна, лето, осень)
Воспитатель. – У меня на доске картинки. На ваших столах стоят коробки с карточками, где изображены признаки времен года. Ваша задача выбрать признак нужного вам времени года и закрепить рядом с той картинкой, которой он соответствует.
На выполнения этого задания вам дается 3 минуты.
На доске изображения времен года. Каждый участник выбирает карточку и устанавливает к соответствующему изображению.
Воспитатель. – время на обсуждения правильности выполнения задания 15 сек. Предлагаю вам вместе посовещаться и определить, соответствует ли отобранные картинки данному времени года. Если команда выполнит задание правильно, она получает фишку.
Задание № 2 (2 мин.) –направленное на закрепление способов различения диких животных и умение их отличать от домашних животных.
Воспитатель. – У меня на доске две картинки. На ваших столах лежат конверты с карточками, где изображены животные. Ваша задача разделить их на две группы животных и закрепить на ту картинку, которая определяет место их обитания, т.е. где живут эти животные.
На выполнение этого задания вам дается 2 минуты
На доске изображения леса и скотного двора. Каждый участник выбирает карточку и устанавливает к соответствующему изображению.
Воспитатель: – время на обсуждения правильного выполнения задания 15 сек.
Детям предлагается вместе посовещаться и определить, соответствует ли отобранные картинки другой команды к изображениям на доске. Если команда выполнила задание правильно, то получает фишку.
Воспитатель. – команда Миши оценивает ответы команды Маши и наоборот. Команда давшая правильные ответы получает фишку, которую крепит на доску.
2. На этапе интеллектуального затруднения (5 –мин.)
Задание №3 – ловушка направленное на освоения способа определения причин изменений в поведении диких животных с приходом тепла.
На доске картина, где изображены животные: заяц, белка, медведь, волк, лиса, еж.( в зимний период)
Воспитатель. – На доске вы видите изображения животных. Каждая команда получает набор картинок с животными (заяц, белка, медведь, волк, лиса, еж.( в зимний период) и заяц, белка, медведь, волк, лиса, еж (в весенний период) с добавлением домашних животных.
Ваша задача отобрать те картинки, которые будут определять изменения в поведении животных с приходом тепла, и установить их к изображению на доске.
На выполнение этого задания вам дается 5 минут
Воспитатель: – время на обсуждения правильного выполнения задания 15 сек.
Детям предлагается вместе посовещаться и определить, соответствует ли отобранные картинки другой команды к изображениям на доске. Если команда выполнила задание правильно, то отмечает это при помощи магнита.
(оценивается каждое животное).
Время на коммуникацию 10 сек.
Команды оценивают ответы другой команды. Фишку получает та команда, которая правильно выполнила все задания.
Точка рефлексии – направленное на понимание изменений в поведении животных в весенний период. Воспитатель. – А сейчас подумайте и скажите, что изменилось в жизни животных с приходом весны, и почему же произошли эти изменения? Принимается по одному ответу по очереди от каждой команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Время на коммуникацию 5 сек.
Примерные ответы детей:
- стало теплее;
- увеличился день;
- животные стали более активны;
- у медведя и ежа появилась еда (растения, мелкие животные, насекомые);
- все животные линяют, шерсть менее густая, чтобы было не жарко;
- заяц и белка меняет окраску.
3. Этап. Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности (10 мин)
Задание №4– групповое задание, направленное на фиксацию способа понимания причин изменений поведения диких животных в весенний период 4 мин.
Воспитатель: На выполнения этого задания дается 4 минуты.
У каждой команды на столе лежит лист А3, конверты: с изображением животных; еды, чем питаются животные весной; как меняется цвет шкуры. На листе начерчены круги, в которые дети должны вклеить ответы на задаваемые вопросы воспитателем.
1ряд: 4 круга по вертикали. Вопрос: В круги надо наклеить тех животных, у которых меняется поведении с приходом весны?
(В конверте дикие и домашние животные)
Примерный ответ детей: белка, заяц, медведь, еж.
2 ряд: 4 круга. Вопрос: чем питаются животные?
Примерный ответ детей: белка –грибы; медведь –хвоя, насекомые; еж – полевые мыши; заяц – кора, веточки, свежая зелень;
3 ряд: 4 круга: Вопрос: Как меняется цвет шкуры?
Примерный ответ детей: заяц – становится серым, белка – рыжей, медведь, еж – цвет шкуры не меняют. Команда, у которой будет готов ответ, поднимает свой знак и отвечает первой.
Время на коммуникацию 5 сек.
Детям предлагается вместе посовещаться и определить, соответствует ли отобранные картинки другой команды к изображениям на доске. Если команда выполнила задание правильно, то отмечает это при помощи магнита.
Фишку получает та команда, которая получила больше магнитов.
Задание № 5– индивидуальная работа(3 мин.) - индивидуальная работа, направленное на определение поведение диких животных в весенний период.
Игра «Правда-неправда»
(Педагог произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то в квадратике рисуют круг, если не согласны, то квадратик остается пустой).
На обдумывание каждого вопроса 5 сек.- Весной животные линяют.
- Медведи и ежи весной впадают в спячку.
- Весной животным нечего есть.
- У белки и зайца меняется окраска шерсти.
- Животные весной не активны.
- Животные весной выводят потомство.
Воспитатель. – А теперь давайте посмотрим на ваши работы и отметим, какие же из них выполнены правильно? Предлагаю вам в квадрате рядом с каждой правильно выполненной работой закрепить магнит. Каждый участник одной команды оценивает работы участников другой команды.
(Правильность выполненных работ дети отмечают магнитом). Затем, магниты заменяют на фишки.
Обсуждение с детьми процесса освоения способа деятельности 4 мин.
Каждая команда после групповой коммуникации дает ответы на вопросы взрослого.
(время на коммуникацию на каждый вопрос – 5 сек.)
1.Ребята, какой способ мы с вами сегодня осваивали?
- способ выявления причин изменений в жизни диких животных с приходом весны.
2.Дети, каким способом мы с вами выяснили, что изменяется в поведении диких животных с приходом весны?
- способ наблюдения.
3. Как меняется жизнь животных с приходом весны?
- просыпаются, линяют, меняют цвет шкуры, появляется потомство.
4. Что мы использовали в работе, чтобы определить поведения диких животных в весенний период?
- картинки: диких животных, времен года, картинки с условными знаками, определяющие состояние животных, прослушивание рассказа.
Фишку получает та команда, которая дала больше правильных ответов.
Воспитатель:– Какие вы сегодня молодцы. Справились почти со всеми заданиями. А теперь я бы хотела у вас спросить:
Какое задание было наиболее интересным?
Какое задание вызвало у вас трудности?
Воспитатель. – Теперь мы с вами без ошибки можем сказать, какие животные выходят из спячки, какие меняют цвет их шкуры.
Подведение итогов образовательного действия (1мин.)
Детям предлагается определить по количеству фишек команду – победителя.
Воспитатель. - Дети, вы так хорошо сегодня потрудились, и мне бы хотелось наградить команду победителей.