БИОНИКА. Презентация по теме БИОНИКА. ПОЛЁТ НАСЕКОМЫХ
3. ПОЛЕТ НАСЕКОМЫХ (24 – 33)
24.СЛАЙД. Одним из изумительных творений мастерской природы является летательный аппарат насекомых. По экономичности полета, относительной скорости и маневренности насекомые не имеют себе равных ни в живой природе, ни в современной авиационной технике.
25.СЛАЙД. Бабочки адмиралы или репейницы, совершая дальние полеты в Африку, находятся в воздухе в течение многих часов. Они преодолевают такие гигантские расстояния благодаря высокой экономичности работы своего организма («мотора»). Бабочки расходуют «горючего» (жиров, углеводов) гораздо меньше, чем самолет топлива.
26.СЛАЙД. Скорость полета насекомых невелика по сравнению с современными самолетами (самая большая у стрекозы-дозорщика достигает 144 км/час). Но если сравнивать, сколько раз укладывается длина тела летуна в расстоянии, пройденном за единицу времени, то окажется, что относительная скорость у насекомых намного больше.
27.СЛАЙД. Несравнимо выше и маневренность полета насекомых. Так, мухи из семейства сирфид могут подолгу зависать в воздухе, а затем быстро снижаться и мягко вертикально садиться даже на неровную площадку.
28.СЛАЙД. Бабочка языкан на лету останавливается перед цветком, чтобы собрать нектар.
29.СЛАЙД. Стрекозы, осы, пчелы и бабочки бражники могут передвигаться в воздухе не только вперед, но и назад, вправо, влево, вверх и вниз. Чтобы не возникали при полете вредные колебания, на конце крыльев у быстролетающих насекомых имеются хитиновые утолщения (птеростигмы). Авиаконструкторы после долгих поисков придумали самостоятельно подобное для крыльев самолетов. Но если бы они в свое время обратили внимание на птеростигмы насекомых, то разгадка причины флаттера вибрации самолетного крыла пришла бы гораздо раньше.
30.СЛАЙД. Маленьким чудом природы является водяной клоп гладыш. Спинка у него выпуклая, с острым килем посередине, а брюшко плоское, поэтому плавает гладыш на спинке, брюшком вверх. Когда же надо взлететь, клоп переворачивается и взмывает в воздух прямо с воды. С точки зрения техники, гладыш это лодка, способная при необходимости выдвигать крылья и превращаться в самолет.
31.СЛАЙД. Полет насекомых процесс сложный и во многом еще не разгаданный. Но идея создания летательного аппарата по принципу полета насекомых энтомоптера зародившаяся в глубокой древности, продолжает оставаться на повестке дня биоников.
Изучение летных особенностей насекомых открывает перед человеком бесконечное разнообразие оригинальных устройств и авиаконструкций. И там, где удается раскрыть их секреты, конструкторы стремятся создать аналогичные.
Так, например, был разгадан секрет жужжальцев недоразвитых задних крыльев в виде булавовидных придатков, имеющихся у некоторых насекомых, например у мух. Во время полета жужжальца колеблются в определенной плоскости и служат насекомому органом, определяющим отклонение от положения равновесия.
32.СЛАЙД. На том же принципе был создан прибор гиротрон, применяемый в скоростных самолетах и ракетах для обнаружения углового отклонения и обеспечения стабилизации полета.
33.СЛАЙД. Инженеры военно-воздушных сил США, NASA и компании Boeing, в проекте стоимостью в 40 миллионов долларов, несколько лет изучали строение крыльев бабочек.
В итоге, они приступили к созданию реактивного истребителя с такими крыльями, которые смогут самостоятельно сгибаться и принимать в полете нужную для маневра форму. Они будут легкими, что уменьшит расход топлива.