Конспект урока русского языка в 7-ом классе Сложное предложение. Разделительные знаки препинания


ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-ОМ КЛАССЕ
Учитель Скребнева Т.А.
Тема: Сложное предложение. Разделительные знаки препинания
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников:
договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед коллективом сверстников.
опознавать сложные предложения, конструировать сложные предложения из простых, отличать простые предложения с однородными членами от сложных, пунктуационно оформлять их на письме.
строить связный ответ при синтаксическом разборе предложения.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Один из учеников проводит языковую разминку (учитель предварительно просматривает подготовленные материалы; возможно обсуждение лучшего варианта с учениками).
Предложите свои вопросы и задания к этому предложению.
III. Введение в тему урока.
– Тестовая работа по теме «Предложение» (выводится на слайде).
Сложным является предложение:
а) Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но найти солдатика не могли.
б) Он чувствовал огонь, но всё ещё держался стойко, с ружьём на плече.
в) Оловянный солдатик уже видел впереди свет, но вдруг услышал страшный шум.
г) Его лодка скользнула вниз, но бедняжка держался по-прежнему стойко.
Нужно поставить запятую в предложении:
а) Он жил очень давно и память о нём обросла ракушками вымыс- лов и легенд.
б) Отец его был математиком и астрономом и состоял в родстве с правителем Сиракуз.
в) Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.
г) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.
Схеме [— =], и [ — =], но [ = — ]. соответствует предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Оловянный солдатик был тронут и он чуть не заплакал оловом но удержался.
б) Рыба металась туда и сюда но вдруг блеснул свет и она замерла.
в) Бумага совсем размокла и оловянный солдатик пошёл было ко
дну но в ту же минуту его проглотила рыба.
г) Кухарка взяла оловянного солдатика и отнесла в комнату но он не загордился.
Самопроверка.
1. г; 2. а; 3. в.
Ученики сверяют свои ответы с образцом на доске. Затем комментируют выбор варианта.
Просмотрите ещё раз выбранные варианты ответов и сформулируйте на их основе тему урока.
- Как вы думаете, какие проблемы предстоит решать на уроке? (Как отличить сложное предложение от предложения с однородными членами, как различать виды сложных предложений и др.)
IV. Повторение и систематизация изученного.
Работа в группах.
Упр. 28 – жизненная задача.
Учениками самостоятельно актуализируются знания о сложном предложении.
а) С опорой на ключевые слова, представленные в описании ситуации, а также дополненные учениками, составляется система вопросов для повторения сложного предложения.
б) Информация о простом и сложном предложении предъявляется в виде таблицы или схемы (на слайде).
Виды предложений по количеству грамматических основ
Вид предложенияияКоличество граммати- ческих основосновСредства связи между частямиСхемаПримерПростое1 – [ — = ]. Сложноеcложно- сочинён- ное2 и > и, а, но, да, или[— = ]1, и [— = ]2 сложно-подчинён-ное2 и > что, чтобы, потому что, если, как, где, когда, который [— = ]1, (что — =)2 бессоюз- ное2 и > – [— = ] 1, [— = ] 2. в) Анализ информации, представленной в упр. 33.
Какую группу предложений иллюстрируют эти схемы? (Сложноподчинённое.)
Как вы это определили? (Подчинительный союз что, местоимение который, круглые скобки, стрелки: одно предложение зависит от другого.)
В чём различие между предложениями? (Разные виды: изъясни- тельное и определительное.)
Что помогло определить вид придаточной части? (Вопросы, средства связи (что, который), к чему относится придаточная часть.)
Какие ещё виды придаточных вы знаете? (Места и времени.)
С опорой на схемы в упр. 33 уточните цель урока. (Разграничивать разные виды сложноподчинённых предложений.)
г) Подготовьте сообщение в учебно-научном стиле на тему «Простое и сложное предложение» с опорой на вопросы и задания, таблицу (схему).
V. Совершенствование учебно-языковых, правописных умений, развитие речевых умений.
Часть упражнений выполняется как практикум. Группы по уровням необходимый (Н) и повышенный (П).
Группы Н.
а) Упр. 29 – развивается умение находить в тексте сложные предложения, определять их вид, составлять схемы сложных предложений, определять функцию знаков препинания.
Лингвистический эксперимент.
Для доказательства стилистической принадлежности текста (художественный) учитель может предложить задания:
Найдите слова, придающие тексту художественную выразительность.
Подберите к ним соответствующие нейтральные названия (спустя – через, сенной сарай – сеновал, принимать томный вид – кокетничать, багровый – тёмно-красный, лучи разбегались – расходились, золотые тучки (метафора), расстилались по небу – плыли, были; раздавались голоса – слышались).Попробуйте прочитать текст, заменив названные слова подо- бранными соответствиями. Что получилось?
Сделайте вывод: какую роль играет в художественном тексте стилистически окрашенная лексика (книжная, разговорная, диалектная, устаревшая)?
б) Упр. 30 (диктант с подготовкой) – развивается умение разграничивать простые и сложные предложения, устно и графически объяснять постановку знаков препинания, их роль в предложении (разделительные / выделительные).
Помнить: причастные обороты выделяются на письме запятыми.
Работу можно провести как взаимодиктант в парах. Проверка по учебнику.
Группы П.
Упр. 31 – развивается умение читать схемы предложений (простых и сложных), составлять по схемам предложения.
Задание можно усложнить, предложив учащимся составить предложения по схемам так, чтобы получился рассказ.
Коллективная работа с комментированием.
Упр. 34 – развивается умение разграничивать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными.
Алгоритм определения вида придаточной части (актуализация изученного).
На какой вопрос отвечает?
К чему относится?
С помощью чего присоединяется?
Упр. 35 – развивается умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными по заданной модели, составлять схемы этих предложений.
П. Упр. 36 – развивается умение конструировать по схемам придаточные части с опорой на заданную главную часть.
VI. Итог урока.
Какие виды предложений рассмотрели на уроке?
Чему уделялось внимание в большей степени? Почему?
Уточните список ключевых слов на основе представленного в
упражнениях материала. (Придаточные изъяснительные, придаточные определительные.)
– Составьте по иллюстрации (упр. 37) 2–3 предложения с учётом этих ключевых слов.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Кому можно поставить отметку и за какое задание? При оценивании опирайтесь на алгоритм самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
VII. Домашнее задание.
По выбору:
Найти и выписать из произведения, которое изучается на уроках литературы, сложные предложения разных типов (не менее 3). Подготовить презентацию (для проверки).
Упр. 32 (выписать только сложные предложения).
Упр. 38 (выписать только сложноподчинённые предложения с придаточными определительными).