Урок русского языка Бессоюзное сложное предложение



БЕССОЮЗНОЕ
СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УЧИТЕЛЬ МОРОЗ Т.А.
Тема: Бессоюзное сложное предложение
Цель: ознакомить учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; выработать умение применять основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнения их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями; развитие устной и письменной речи учащихся, внимания, памяти, логического мышления; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: учебные тексты, таблица, дидактический материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II.Актуализация опорных знаний
Внимательно прочитайте каждое предложение написанного на доске отрывка из стихотворения Б.Чичибабина «Киев». Какие это предложения? Простые или сложные? По средствам связи определите вид сложных предложений.
И юн и древен Киев –
воитель и монах,
смоловший всех батыевна звонких жерновах.
Таится его норовв беспамятстве годов,
он светел от соборов
и темен от садов.
Еще он ал от маков,
тюльпанов и гвоздик,-
и Михаил Булгаков
в нем запросто возник.
И, радуясь по-детски,
что домик удался,
строитель Городецкий
в нем делал чудеса…
Некоторые бессоюзные сложные предложения состоят в «родстве» с союзными сложными предложениями и легко допускают вставку сочинительного или подчинительного союза. Другие, наоборот, не поддерживают с ними никаких «родственных» отношений.
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
По грамматической традиции бессоюзные сложные предложения на протяжении длительного времени рассматривались как разновидность сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Для характеристики бессоюзных предложений использовался прием подстановки союзов и союзных слов. Однако восстановление союзов и союзных слов в бессоюзных предложениях допускает многие варианты:
Лес рубят – щепки летят (пословица). –
Когда лес рубят, щепки летят.
Если лес рубят, щепки летят.
Лес рубят, и щепки летят.
Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной речи – интонацией.
IV. Изучение нового материала
1.Наблюдение над языковым материалом
Прочитайте текст (стр. 163 учебника). Какова роль интонации в бессоюзном сложном предложении? Чем она отличается от роли союзов и союзных слов? Что еще помимо интонации помогает выявить смысловые связи между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного?
Смысловые отношения между простыми предложениями в сложном союзном помогают выразить союзы или союзные слова. Например, в предложении Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты (А.Пушкин) союз но передает противительное значение; в предложении Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (С.Есенин) с помощью союзного слова где выражены обстоятельственные отношения места. В бессоюзном сложном предложении таким средством выступает интонация, которая на письме передается или тире, или двоеточием, или запятой: 1) Зацветут заливные луга – не надышишься (К.Паустовский). 2) Вот это и есть истинное счастье: работая, быть всегда в обществе хороших людей (М.Пришвин). 3) Догорал апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег (И.Бунин).2.Объяснение учителя
Бессоюзным называется такое сложное предложение, в котором смысловые отношения между входящими в него простыми предложениями выражаются в устной речи интонацией, а на письме – соответствующими знаками препинания.
Распознаванию смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном помогают в устной речи интонация, а на письме – знаки препинания.Бессоюзные сложные предложения присущи в основном устной разговорной речи. Но они широко используются также в языке художественной литературы.
3. Коллективная работа над составлением таблицы
(запись на доске и в тетрадях)

Основные признаки бессоюзных сложных предложений
Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.
По значению они близки к союзным сложным предложениям.
Имеют характерную интонацию.
Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
а). Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного? Можно ли считать их синонимичными?
Жгуч мороз трескучий, на дворе темно; серебристый иней запушил окно (И.Никитин). Время было позднее; солнце уже село; звездное небо, как гигантская чаша, опрокинулось надо мной (М.Лермонтов). Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Н.Некрасов). Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость (С.Есенин).
б). Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала простые предложения с однородными членами, а затем сложные бессоюзные предложения.
С чудесной быстротой степь покрылась южной ночью на потемневшем небе вспыхнул густой посев звезд (М.Горький). Смутно поблескивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам-голышам (Н.Островский). День становился все более ясным облака уходили гонимые ветром (М.Горький). Вот и солнце встает из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло (И.Никитин). Зашевелились тревожно зашумели застонали заскрипели над головой сосны (Б.Полевой). Скрипят клесты звенят синицы смеется кукушка свистит иволга немолчно звучит ревнивая песня зяблика задумчиво поет странная птица щур (М.Горький). Я быстро зажигаю огонь пью воду прямо из графина потом спешу к открытому окну (А.Чехов).
в). Запишите данные предложения в таком порядке: сложное с разными видами связи, бессоюзное, простое, сложноподчиненное – и вы восстановите стихотворение В.Лившица «Весна».
* Из-под ворот бегут ручьи; галдят веселые грачи.
* И понимает белый снег, что уж лежать ему не век, что он растает вскоре!
* С деревьев каплет, с крыш течет, и кто же не заметит, что жарче солнышко печет и ярче в окна светит?
* Уже успела проглянуть земля на косогоре.
2. Работа с учебником.
Упражнения 313 (устно), 314 и 315 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Прочитайте предложения, укажите, в чем их различие; пользуясь справочной таблицей, дайте характеристику бессоюзным сложным предложениям; ответьте на вопрос: Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от союзных?
В небе светило яркое солнце, и на земле все сверкало и слепило глаза от снега. – Когда в небе светило яркое солнце, на земле все сверкало и слепило глаза от снега. – В небе светило яркое солнце, на земле все сверкало и слепило глаза от снега.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока (№43)
2. Выполнить письменно упражнение №321 (стр.164)