Конспект урока ИЗО Орнаменты народов Севера (3класс)
Урок14 3класс«зима не лето, в шубу одета». Орнаменты народов мира: традиции мастерства
Педагогические цели: способствовать формированию познавательного интереса к народной культуре посредством изучения орнамент народов Севера на примере украшения зимней одежды; создать условия для расширения знаний об орнаменте, ознакомления с сетчатым орнаментом; содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности, интереса к национальной культуре, уважения к своему труду и труду своих сверстников.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое отношение к изображаемому объекту; проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; понимают и уважают культуру других народов; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – моделируют новые образы путем трансформации известных.
Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-вариация и импровизация).
Форма урока: урок-экскурсия.
Вид занятия: рисование по образцу.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины:орнамент растительный и геометрический(«зигзаг», «уголок», «косой крест», «ромб», «полоса с отростками»), сетчатый орнамент, меховая мозаика, аппликация по меху и сукну, вышивка бисером, узор в зеркальном изображении, оберег; узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «лисий локоть», «с маленькой головкой соболь», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы», «ушки маленького зайца», «заячьи уши» и др.
Оборудование урока: цветные карандаши, фломастеры.
Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь.
Мультимедийная презентация «Орнамент народов Севера».
Зрительный ряд: фотографии, рисунки национальной одежды жителей Севера.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки?
– На месте!
– Ноги?
– На месте!
– Локти?
– У края!
– Спина?
– Прямая!
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
II. Постановка учебной задачи.
Эпиграф:
Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден,
То, знай, что он Севера не знает.
Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север,
Навряд ли можно найти в других местах.
Н. Рерих
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа по теме «“Зима не лето, в шубу одета”. Связь декора с формой (орнамент в украшении народной одежды, функция и красота)».
– «Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши». Кто так говорит? (Мороз.)
– Уже в конце ноября зима покрывает поля снегом. Мороз с каждым днем крепчает. Эта пора в народном календаре отмечена рядом особенных дней: 21 ноября – Михайловские морозы, 22 ноября – Матрена зимняя, 24 ноября – Федор Студит, а 28 ноября – Филипповские морозы. С этого времени зима окончательно вступает в свои права или, как говорят в народе, «встает на ноги». Прилетают зимние ветры, от которых студено на дворе и морозно на земле.
Но есть край в нашей необъятной стране, где лютые морозы не страшны коренным жителям. Учитель читает стихотворение, звучит музыкальный фрагмент «Северные мотивы». На экране слайды презентации с изображением природы Севера. (Презентация, слайд)
Стих Ю. Шесталова «Северное сияние»:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой горит – пламя
Над сверкающими льдами!
Ой горит большой костер
Выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает,
Он блестит – не согревает
Мерзнут горы и леса,
Коченеют небеса
Кто зажег огонь небесный?
Не живет ли в вышине
Великан могучий
Не печет ли на огне,
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет, не пекут там хлеба
Это – свет холодный свет
Северного неба.
-Что это за край? Этот край мы называем Севером.
- Ребята, какая же сегодня у нас тема урока? Что мы с вами будем изучать? Какие задачи мы перед собой поставим?( Дети пытаются сформулировать тему и задачи урока. Учитель уточняет)УЧИТЕЛЬ: Тема: «Зима не лето, в шубу одета». Орнаменты народов мира: традиции мастерства»
Мы отправляемся в путешествие на Север. Будем изучать традиции народного искусства этого сурового края.Ребята, как вы думаете, для чего мы должны изучать народное искусство других народов? (Ответы детей)
- Потому, что мы живём на одной планете Земля. Мы уважаем людей, которые живут рядом с нами изучаем их традиции идолжны понимать и уважать культуру других народов.
Учитель обращает внимание детей на слова на доске: ненцы, долганы, нганасаны. – Что обозначают эти слова? Они вам знакомы?
Предположительные ответы детей. Сегодня именно к этим народам мы и отправимся в гости.
В нашем путешествии мне будут помогать наши экскурсоводы.
Выступления экскурсовода №1.
Суров этот край сильными морозами, теменью полярной ночи, пронизывающими ветрами и удивителен своей неповторимой красотой.И на этой загадочной и суровой земле, среди зимнего белого безмолвия и многоцветья летней тундры, испокон веков живут народы Крайнего Севера: ненцы, нганасаны, долганы и другие.
Учитель: Исторически сложившееся совместное проживание на одной территории определило сходные черты их бытового уклада, традиционного искусства, которые решили одну важнейшую задачу – соединить в предмете воедино пользу и красоту. Вот что говорил о Севере художник Н. Рерих(читает эпиграф).
Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден,
То, знай, что он Севера не знает.
Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север,
Навряд ли можно найти в других местах.
Его слова служат эпиграфом к нашему уроку.
– Как вы думаете, почему народы Севера не боятся лютых морозов? (У них теплая одежда.) Верно, а из чего шьют одежду?
Рассказ Экскурсовода №2:
Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители Сибири живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю. Когда рождается ребенок его заворачивают в оленью шкуру и укладывают в люльку. Новорожденным всегда дарят олененка самочку, с которой он растет. Подрастая вместе с оленем, в ребенке воспитывается такие качества, как чувство ответственности за доверенное ему существо, доброта, преданность, но олень растет и взрослеет быстрее чем его товарищ – ребенок, поэтому и он может многому научить мальчика. Под влиянием оленя у ребенка вырабатываются определенные навыки, походка, взгляд, развиваются ловкость, выносливость.
-- Давайте полюбуемся одеждой жителей Севера. (Презентация, слайды.)
– Изделия из оленьих шкур, расшитые бисером и подшейным волосом, выглядят как национальные художественные ценности.
Все свободное время были заняты женщины-северянки пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов, рукавиц. По сложности и красоте вышивок и других форм декора оценивалась способность девушки стать женой и матерью.
– Что придает особую красоту вещам из меха? (Узор, орнамент.)
– Верно, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь. Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представления о прекрасном.
– Как вы понимаете слово «орнамент»? (Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначен для украшения различных изделий.)
Орнамент (от лат.) ornamentum – украшение. Орнамент является одним из наиболее выразительных и сложных декоративных средств. Он придает вещам нарядность и красочность, эстетическую насыщенность.
– Давайте рассмотрим слайд нашей презентации. (Презентация, слайды.)
– Орнамент используется при изготовлении изделий их меха, сукна, бисера. Им украшалась мужская и женская одежда, сумки различной конфигурации и размеров, служащие для хранения семейного и личного имущества (пороха, предметов женского рукоделия и др.).
Орнамент из меха используется при изготовлении меховых изделий: национальной одежды, обуви, сумок, капоров, покрытий на нарты, бурок. Техника его изготовления – меховая мозаика. К орнаментальной отделке относится и аппликация по меху и сукну, вышивка бисером.
Мозаика выполняется из кусочков разноцветного меха. Такой орнамент одновременно кроится из двух полос меха оленя – темного и светлого (коричневый и белый или черный и белый), которые сложены мехом внутрь. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают ненецкие мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка. (слайд)
У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений. Послушайте загадку: Вот этот случай очень редкий, На голове растут две ветки.
Ненецкий орнамент – оленьи рога.
Орнамент из бисера (презентация, слайд ;) является в последние десятилетия одним из часто используемых северянами декоративных средств. Основная техника его создания – нанизывание. Мотивы узорных лент из нанизанного бисера воспроизводят мозаичные бордюры, знакомые по меховой орнаментации.)Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. (слайд )
- Кроме того, каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. (Презентация, слайды .) Например:
Рассказ экскурсовода№3
• Нганасаны используют только три цвета: черный, красный и белый. (Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию, произошел род нганасан.)Полоски красного цвета символизируют жизненную силу, а черный цвет полосок – это след от нарт.
• Ненцы используют эффект контраста светлого и темного меха. Монохромный строй обогащают вставки сукна синего, зеленого и желтого цветов. Эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.
• Долганы используют сочетание шести основных цветов. Это черный, белый, синий, красный, желтый, зеленый. Превалирующие цвета – красный и синий. Красный – олицетворение народного представления о солнце, синий – о бесконечности бытия.
– С какими видами орнамента мы с вами уже знакомы? (Растительный, геометрический.)
– К какому виду вы отнесете орнамент северян? (Геометрическому.) Почему?
– Верно, орнаментальные мотивы конструируются из квадратиков и ромбиков с помощью несложных вариантов их группировки, основанных на попеременном, шахматном, чередовании темных и светлых частей узора. В основе многих, даже самых сложных по конфигурации, мотивов лежат простые геометрические элементы: зигзаг, уголок, косой крест, ромб, полоса с отростками. Характерная черта орнаментации у народов – расположение орнамента на предмете в виде полосы, часто отмечающей край изделия – бордюр (презентация, слайды), или сетки.
Мотивы выстраиваются в бордюр, его секционное строение также отражает шахматный принцип компоновки узора. Мотиву или группе мотивов отведено здесь индивидуальное пространство, ограниченное вертикальными перегородками.
– В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают и сегодня традиционные узоры:
• «ветка березы»,
• «узор-крест»,
• «крыло чайки»,
• «лисий локоть»,
• «с маленькой головкой соболь»,
• «след соболя»,
• «оленьи рога»,
• «щучьи зубы»,
• «ушки маленького зайца»,
• «заячьи уши» и др.
В своих орнаментах народы севера рассказывают о жизни в тундре. Рассмотрите орнамент и послушайте загадку:
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает (солнце)
Это долганский орнамент, изображение солнца, называется он – «Комулан». (слайд)
Примеры некоторых узоров вы можете рассмотреть на таблице, на доске и на парте
– В своих орнаментах северяне не только рассказывают о жизни в тундре, но еще верят, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Некоторым орнаментам придавалось значение оберега.
– Почему северяне так называли свои узоры? Что могло служить источником для вдохновения? (Тесная связь народов Севера с неутихающей жизнью моря и тундры.)Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак–глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким. Женскую одежду также украшали специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивали крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину, хранительницу домашнего очага.
Физкультминутка«Моя тундра»
(по отрывку из стихотворения Василия Ледкова «Моя тундра»)
Ты еще не видел чуда — (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем) В нашей тундре не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)
Приезжай к нам без опаски (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок) Слушать шорох зимней сказки,(пальцы в «замочек» - круговые вращения)
Слушать звон копыт по насту.... (топаем ногами по полу)
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок) Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)
2. Формирование практических умений. Чтение композиционных схем орнамента вязаных изделий. Создание своего эскиза украшения из бисера как памятного подарка родителям, друзьям и близким.
– Что общего в традиционной одежде из меха у разных народов мира?
– Рассмотрите узоры на вязаных рукавицах из Финляндии и Латвии Чем похожи?
– Фантазия мастериц в вязании варежек неистощима. Обратите внимание на особую композицию элементов. На что похоже? (На сетку.)
– Верно, орнаментальные мотивы заполняют всю поверхность вязаных изделий. Такое ритмичное и равномерное повторение элементов возможно при опоре на вспомогательную сетку, поэтому орнаменты называются сетчатыми.
– Рассмотрите композиционные схемы сетчатых орнаментов. Определите, с помощью каких видов орнаментальных сеток связаны варежки.
– Как вы думаете, на что похожи элементы этого орнамента? Верно, на ветвистые оленьи рога. Этот орнамент так и называется – «оленьи рога». И сегодня, как и много лет назад, этот узор очень часто используется северными мастерицами как знак-символ уважения к родной природе.
– А теперь приступаем к творческой работе. Используя цветные карандаши или фломастеры, создайте свой орнамент для украшения одежды, используя мотивы народных мастериц Севера. Мои помощники раздадут шаблоны парок. Вы их обводите и украшаете сетчатым орнаментом с северными мотивами.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Прав ли был Н. Рерих?
– Что нового вы узнали об орнаменте? С каким орнаментом познакомились?
Учитель предлагает закончить предложения:
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
– Я научился…
– У меня получилось…
Мини-выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка.