Дополнительная общеобразовательная программа ( ХУДОЖЕСТВЕНнАя НАПРАВЛЕННОСТЬ)
Утверждена педагогическим советом
Прот. № 2 от «25» ноября 2015 г.
Директор Е. С. ПриневаВведена в действие приказом № от 25.11.2015г.
«Жизнь на планете Детство»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
( ХУДОЖЕСТВЕНнАя НАПРАВЛЕННОСТЬ)
Автор: Гюльамирова Светлана Михайловна
педагог дополнительного образования
Волгоград
2016
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Творчество - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития маленького человека
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Чередование тем, вызывающих эмоциональный отклик, ответы на вопросы, волнующие маленького человека, способствуют развитию компонентов творческой индивидуальности, дают возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
формирование творческого потенциала ребенка.
Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-10лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек. Программа рассчитана на 6 часов.
Цель:
реализация всех возможностей изобразительного творчества для формирования человека, обладающего ценностным отношением к своему миру.
Задачи:
- раскрыть творческий потенциал детей;
- развить различные формы общения в разновозрастных группах;
- расширить кругозор ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- организация среды, предоставляющей ребенку возможность
для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- формирование у ребят навыков общения и толерантности;
- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/пРаздел, тема Количество часов
Всего Теоретич. занятия Практич. занятия
1. Рисуем бабочку 5 мин 40 мин
2. Кошачьи повадки 5 мин 40 мин
3. Подводный мир 5 мин 40 мин
4. Любимый сказочный герой 5 мин 40 мин
5. Натюрморт 5 мин 40 мин
6. Веселое лето 5 мин 40 мин
ИТОГО 6 ч Содержание курса:
Задание по теме «Рисуем бабочку».
Цель:
Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Задачи:
обобщить знания по работе цветом, линией, пятном.
способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся.
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
Содержание темы: Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если ее взять в руки, то на руках остается пыльца, бабочка потеряет свои цвета и может погибнуть. Рисовать надо, опираясь на оси симметрии. тонкой кистью закрашивать черным цветом голову, туловище, подрисовать усики. После этого нужно дорисовать тонкой кистью узор на крыльях бабочки и траву.
Вывод – обобщение.
Подведение итогов занятия.
-выставка работы
-обсуждение ошибок и удачных моментов.
-советы педагога.
Материалы: масляная пастель, баночки с водой, акварель, листы А4, кисти беличьи, картинки или слайды с изображением бабочек, простые карандаши, шапочки бабочек.
Задание по теме «Кошачьи повадки».
Цели:
Воспитание любви к изобразительному и народному искусству;
Развитие наблюдательности и зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.
Задачи:
Формировать умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа, размер изображения в листе в зависимости от замысла;
Способствовать развитию графических навыков для выразительной передачи настроения, чувств, эмоций;
Формировать навыки передачи цветом предметов с натуры;
Уметь пользоваться художественно-выразительными средствами живописи;
Содержание темы: Изображаем пушистую поверхность штрихами, заменяем ими некоторые части контуров шеи, живота, хвоста и те места, где поверхность сильно изгибается. Мохнатенькую шерсть передаём силуэтом, а затем мелкими мазками. А в конце сделаем глазки и усы. Верно найденный “живой силуэт” сразу определяет характер образа. На кисть, в процессе проведения линии нужно нажимать по-разному, тщательно прорабатывать отдельные участки (шерсть), линии, менять её толщину, переходя от толстой в начале, к более тонкой, когда рука постепенно отрывается от плоскости, оставляет прозрачный след.
Следует внимательно просмотреть все игрушки кошек и отобрать для рисования наиболее выразительные по форме и цвету. На листе тонированной бумаги изображаем две игрушки на выбор.
Вывод – обобщение.
Подведение итогов занятия.
-выставка работы
-обсуждение ошибок и удачных моментов.
-советы педагога.
Материалы: масляная пастель, баночки с водой, акварель, листы А4, кисти беличьи, карандаши, фломастеры. Игрушки, детские книжки с иллюстрациями В. Сутеева, фотография И.С. Ефимова “Кошка с шаром”, календари, открытки.
Задание по теме «Подводный мир»
Цели:
Развивать самостоятельность, активность, творчество детей.
Формировать бережное отношение к природным богатствам.
Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.
Задачи:
Закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
Научить применять способы рисования при работе с красками и карандашами;
Учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители);
Учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности – тарелки с пластилиновой основой.
Содержание темы:
Рисование с использованием “волшебных линий” и различных мазков в изображении чешуи, водорослей, морского дна, составление пейзажных композиций, работа пастелью, с последующей заливкой акварельными красками. Подводный мир детей наполняют разные рыбки, акула, осьминоги, раки, медуза, морская звезда и т.д.
Ответы на вопросы, использование наглядностей, разгадывание загадок на морскую тему.
Вывод – обобщение.
Подведение итогов занятия.
-выставка работы
-обсуждение ошибок и удачных моментов.
-советы педагога.
Материалы: масляная пастель, акварель, листы А4, кисти беличьи, баночки с водой, карандаши. Иллюстрационные материалы: картины морского дна, предметы и элементы для пейзажной композиции “Морское дно”, альбомы “Морские животные, ” из серии “Окружающий мир”, картинки разных рыб.
Задание по теме «Любимый сказочный герой»
Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Задачи:
формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;
способствовать расширению знаний о том, что цвет можете передавать эмоции, характер, настроение,
развивать воображение, творческое мышление,
способствовать проявлению своего эмоционального состояния, развитию воображения.
Содержание темы: Какими цветами можно передать грустного сказочного героя? злого? (синий, фиолетовый, черный, серый).
Упражнение: “Цвет вашего настроения”. Изображение любимого сказочного героя на выбор. Эмоциональный выбор цветовой гаммы.
Вывод – обобщение.
Подведение итогов занятия.
-выставка работы
-обсуждение ошибок и удачных моментов.
-советы педагога.
Материалы: масляная пастель, акварель, листы А4, кисти беличьи, баночки с водой карандаши, иллюстрации сказочных героев: Аленушка, медведь, курочка Ряба, Иванушка, Дюймовочка, Золушка, волки др.
Задание по теме «Натюрморт».
Цель:
Познакомить детей с новым жанром живописи - натюрмортом.
Задачи:
Развивать формообразующее движение, умения рисовать акварельными красками.
Развивать навыки и умения целенаправленно наблюдать натуру,
красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги,
последовательно строить изображение, передовая красками цвет предмета, его форму, пропорции.
Совершенствовать навыки рисования. Развивать творческое воображение.
Содержание темы: Натюрморт это художественное воспроизведение домашней утвари, цветов, фруктов, овощей, посуды и др. неодушевлённые предметы. Натюрморт запечатлевает изящество природных форм.
Художники воспроизводят на картине красоту вещей и природы, окружающих нас. «Тихая жизнь» - второе название натюрморта. Сегодня мы вместе создадим натюрморт. Для этого нам понадобится скатерть, ваза с цветами и яблоко.
Вывод – обобщение.
Подведение итогов занятия.
-выставка работы
-обсуждение ошибок и удачных моментов.
-советы педагога.
Материалы: масляная пастель, акварель, листы А4, кисти беличьи, баночки с водой, карандаши. Репродукции картин: Натюрмортная графика Ф.П. Толстого, И.Е. Репин «Яблоки и листья»1879г., Н.А. Врубель «Шиповник»1884г., И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»1836г., И.Н. Крамской «Букет цветов», «Флоксы»1884г., А.Я. Головин «Флоксы»1911г. Муляжи фруктов, ваза.
Задание по теме «Веселое лето».
Цели:
Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений.
Составить коллективную книгу летних историй.
Задачи.
Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека.
Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Содержание темы: Рисуем планы на лето, чем будем заниматься, во что играть. Каждый нарисует свою картинку о себе. А потом из этих картинок мы все вместе составим альбом «Веселое лето».
Схематичные изображения человека с помощью счетных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисуем фигуры человечков.
Какая будущая обложка альбома, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально)? Дети выбирают материал для рисования по своему желанию — цветные карандаши, фломастеры, краски. Определяем, какой сюжет выбрал каждый ребенок для своего рисунка. Можно обращаться к своим товарищам, с просьбой показать задуманное движение. Дети рисуют. Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.
Вывод – обобщение.
Подведение итогов занятия.
-выставка работы
-обсуждение ошибок и удачных моментов.
-советы педагога.
Материалы: масляная пастель, фломастеры, акварель, листы А4, для составления общего альбома рисунков «Веселое лето», кисти беличьи, баночки с водой, таблицы, детские рисунки из методического фонда.
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации дополнительной образовательной программы должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения дополнительной образовательной программы;
2) соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса: требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, средствам обучения, учебному оборудованию.
Список используемой литературы.
А.Э. Лебедева. Е.Н.Новикова, Г.Н. Тубельская “Жемчужины народной мудрости”,М. “АСТ”, 2000 г.
Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г
Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-6 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;
Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.