Текст доклада на заседании ШМО
Методика работы над орфограммами «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» и «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»
Доклад к семинару-практикуму на базе МОУСОШ п. Осаново –Дубовое
14 октября 2008 года
Учитель русского языка и литературы Андреева Людмила Анатольевна
(I квалификационная категория)
ВСЕМИ МЕРАМИ НУЖНО СТАРАТЬСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ
НЕПРАВИЛЬНОГО ПИСЬМА;
НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ОШИБОЧНО НАПИСАННОЕ СЛОВО
ОСТАВЛЯЕТ ДВА ЛОЖНЫХ СЛЕДА:И В ПАМЯТИ ЗРЕНИЯ, И В ПАМЯТИ РУКИ
А.В. ПОПОВ, 1914 год
Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся – в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов. Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика - алгоритма.
Алгоритм – это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.
Правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.
Рассмотрим конкретный материал, касающийся обучения способам применения изучающих в школе орфографических правил правописания безударных гласных.
Безударный гласный - опознавательный признак орфограммы.
Если в слове имеются безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.
Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.
Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо брать однокоренное слово, с тем чтобы безударный гласный оказался под ударением.
Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить.
При письменном объяснении орфограммы учащийся должен:
-определить в слове ударение;
-определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного;
-подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение;
-записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;
При узком объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритма).
В слове «вода» безударный гласный в корне - это проверяемый безударный гласный.
Проверочное слово «воды»
Главное в обучении орфография - это предупреждение ошибок.
После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, дети должны сначала устно объяснить правописание 6-8 грамотно написанных на доске слов с изучаемой орфограммой. Можно добыва предложить учащимся предупредительный диктант, но обязательно с записью на доске. Ребёнок должен видеть, как написано слово. «Не верь слуху, а верь глазу, ибо свой глаз – алмаз», - любил повторять В.П. Шереметевский.
После коллективной репродуктивной работы следует работа полусамостоятельная с использованием сигнальных карточек. Это может быть и предупредительный диктант, но лучше, если учитель не будет давать «готовые» слова, а учащиеся будут их добывать: узнавать слово по лексическому значению, по словообразовательной модели, подбирать синонимы, антонимы, отгадывать загадки.
Завершающий этап при ознакомлении с новым правилом – самостоятельное упражнение
( списывание или диктант «Проверяю себя» ) с проверкой после записи. Эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карте.
Для формирования прочного навыка в большинстве случаев нужен специальный урок закрепления изученного правила, а также включение новой орфограммы и в последующие уроки.
Приём сравнения – важнейший приём в обучении орфографии.
На уроках закрепления и повторения необходимо давать детям такой материал, который бы поставил их перед задачей различать легко смешиваемые явления.
Например, на доске запись:
ОБ…ЖАТЬ-Какая буква пропущена? ( О, Е, И )ПОЛ( а/о) СКАТЬ
-Какую букву нужно выбрать?
Такие задания заставляют обращаться к контексту, к определению лексического значения слова, способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Наилучших результатов можно добиться, когда приём сравнения используется систематически.
Очень важное значение при обучении орфографии имеет подбор дидактического материала, который должен быть подчинён принципу коммуникативной необходимости: важно, чтобы прослеживалась тесная связь между теоретическим материалом и заданиями по развитию речи.
При выработке орфографической зоркости хорошим средством является использование словообразовательных моделей. В частности, при изучении правописания безударной гласной корня словообразовательные модели позволяют расширить словарный запас учащихся, образовывать и запоминать большие группы однокоренных слов, устанавливать их лексические связи, легче и быстрее подбирать проверочные слова.
Трудные слова с непроверяемыми написаниями легче и прочнее запоминаются, если используются мнемонические приёмы, основанные на ассоциациях.
Например, «Такие разные «О»!»
В слове «огурец» надо изобразить первую букву похожей на огурец ( возможно, лучше раскрасить её зелёным карандашом ), а гласные в слове «морковь» - сужающимися к низу и оранжевыми, как морковки; в слове « горох» нарисовать кругленькие жёлтые «о».
Чтобы слово «картофель» не было как относящееся к этой же группе, напишем его на другой половине листа. А первую гласную нарисуем большой, коричневой и составленной из множества картофелин.
И, наконец, на каждом уроке должна проводиться словарно-орфографическая работа (« по следам ошибок», «новые слова») и должны широко применяться как различные виды диктантов
( выборочный, предупредительный, распределительный, текстовый, творческий и др.), так и письмо по памяти, изложение, сочинение, выразительное чтение. В любой письменной работе дети должны обязательно выделять изученные и изучаемые орфограммы, а при устной работе называть их и обосновывать правильное написание. Только кропотливая систематическая работа по предупреждению ошибок приводит к повышению уровня орфографической грамотности учащихся.
Литература
1. Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков». Пособие для учителя. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1987г.
2. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ.1966г.
3. Журавлёва Л.И. « Как повысить грамотность учащихся». Журнал «Русский язык в школе» № 6 2002г.
4. Кустарева В.А., 4. Кустарева В.А., Никитина Н.К. Рождественский Н.К. и др. «Методика грамматики и орфографии в начальных классах». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1979г.
5. Маслова Н.М. « Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма». Методические советы. «Русский язык». Приложение к газете «Первое сентября» № 10(489) май (16 – 31) 2006г.
6. «Практические приёмы объяснения и закрепления на уроках русского языка».Бр. «Русский язык» №: 6 (12) / 2006г.( Библиотека «Первого снтября»)