Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы (из опыта работы)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Профессиональная направленность обучения в Дубовском зооветеринарном колледже формируется при изучении дисциплин естественнонаучного, общепрофессионального и профессионального циклов программ среднего профессионального образования по специальностям Ветеринария, Кинология, Фармация. Общеобразовательный цикл обучения в СПО является основным, так как получение общего образования - залог общего развития личности будущего профессионала, а основным предназначением гуманитарного цикла становится гармонизация картины мира, способствующая поиску человеком пути и смысла жизни, в том числе и в профессии. Общеобразовательные дисциплины направлены на формирование профессиональной активности обучающихся, профессиональной адаптации выпускников.
Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере. В условиях рыночной экономики любой специалист вынужден не один раз проходить собеседование, показывая не только свои профессиональные знания, но и общее развитие. Грамотно составленное резюме при поиске работы, заявление при поступлении на работу, культура речи в общении с клиентами, коллегами по работе важны для любого специалиста. Владение информацией помогает быть на высоком профессиональном уровне и следить за развитием в своей профессии. Общеобразовательная область «Филология» в учебных планах представлена курсами «Русский язык и литература» и «Иностранный язык». Для обучающихся колледжа, к сожалению, характерна слабая гуманитарная подготовка по русскому языку и литературе и низкий интерес к предмету. Один из путей преодоления этого является систематическое использование профессионально-направленных познавательных заданий. Однако анализ педагогической литературы показывает, что в среднем профессиональном образовании еще недостаточно разработаны подходы к формированию профессиональной направленности при изучении русского языка и литературы. Таким образом, существует противоречие между необходимостью продуктивно развиваться в профессии и существующим подходом в преподавании гуманитарных предметов, не учитывающих профессиональную специфику, что не заинтересовывает студентов, а лишь отдаляет от изучения предметов филологического цикла.
Каким же должно быть обучение по дисциплине «Русский язык и литература» с учетом специфики профессии для формирования профессиональной направленности обучающихся? Проанализировав уровень профессиональной направленности студентов, мы пришли к выводу, что для успешной самореализации выпускника в современном мире, кроме традиционных методов обучения и воспитания, необходимы креативные способы воздействия.
Как вызвать интерес к будущей профессии, чтобы она стала любимым делом?
Ведь человек без любимого дела –
Это просто подвижное тело.
Нелюбимое силы подтачивает.
Сушит душу и ум укорачивает.
Или плохо, умеючи ластится,
Обещая бесспорное счастьице.
В. Сергеев
Профессиональное обучение в процессе преподавания русского языка и литературы осуществляется, в частности, через межпредметные связи и организацию внеклассной работы. Цель преподавания русского языка и литературы с профессиональном уклоном - расширить и углубить знания по дисциплине и профессии в совокупности, показать их практическое применение в жизни, развить речевую профессиональную культуру, мотивировать обучающихся к творчеству, вырабатывать умения логически мыслить. Дисциплина «Русский язык и литература» формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые необходимы современному человеку, специалисту, профессионалу. Поэтому основным принципом при составлении плана мероприятий по русскому языку и литературе с профессиональной направленностью послужил принцип экологизации - формирование бережного отношения к Родине, к сохранению родной речи, национальных культурных ценностей. Три направления (экология души, экология культуры, экология речи) в совокупности ведут к экологии профессии. Реализация первых трех направлений осуществляется через профилирование преподаваемого предмета, то есть максимальное приближение к общим и профессиональным компетенциям будущих специалистов. С этой целью систематически используются профессионально-направленные творческие познавательные задания, ситуативные задачи, диктанты, соревнования, конкурсы, нестандартные вопросы производственного характера, ролевые игры, опережающие индивидуальные задания. Направление «Экология души» - формирование бережного отношения к человеку. Ведущая идея: воспитание нравственных качеств личности, гуманного отношения к окружающим, альтруизма, чувства сострадания. Практический выход: участие студентов в театральной студии колледжа, организация и проведение творческих вечеров, литературных гостиных, экскурсий. Важно, что после каждого проведенного мероприятия обучающийся имеет возможность рассказать о своих эмоциях, чувствах от увиденного и услышанного и выразить их через стихотворение, эссе или рисунок, фотографию. Увидеть, услышать, выразить, высказать и доказать. Это черта инновационного поведения будущего высококвалифицированного специалиста. Как говорил Евгений Николаевич Ильин - педагог-новатор: «Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не живет духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него темною загадкою». Поэтому в преподавании русского языка и литературы с профессиональной направленностью необходимо и направление «Экология культуры», т.е. формирование бережного отношения к Родине. Ведущая идея - воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему России, любви к выбранной профессии, своему учебному заведению. Практический выход: обучающиеся достойно представляют колледж на разных уровнях: городском, районном, региональном, всероссийском.
Мощным дополнительным средством формирования интереса к предмету русский язык и литература является направление «Экология речи» - формирование бережного отношения к родному языку. Практический выход: проведение конференций «Русский язык: вчера, сегодня, завтра», «Ломоносовские чтения», «Современная языковая личность», акции «ДЗВК – территория без сквернословия!», «Выучи русский язык!», «Космос говорит по-русски», где каждый может попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя, ведущего, потому что это зона свободного поиска, это возможность для самовыражения, так необходимая подростку.
Новыми стандартами предусмотрено большое количество часов на самостоятельное изучение тем учебных дисциплин и профессиональных модулей. Выполнение домашних самостоятельных работ по русскому языку с учетом профессиональной направленности мотивируется через термины, понятия, определения, изучаемые на следующих курсах, это позволяет выявить одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитывать у слабоуспевающих веру в свои силы. А участие в конференциях, конкурсах (например, «С любовью к поэзии», «Виктория», «Профессионал будущего» и др.), олимпиадах на различном уровне, публикации стихотворений, эссе, исследовательских работ, организация и проведение литературных гостиных, ежегодные выступления на районных фестивалях «Я выбираю сцену» вырабатывает характер, расширяет лингвистический кругозор, воспитывает языковое чутье, развивает творческие возможности, повышает общую языковую культуру обучающихся и уверенность в собственных силах.
Практическая направленность уроков русского языка должна помочь студентам лучше познакомиться с будущей профессией ветеринара, кинолога, помочь овладеть профессиональной лексикой, способствовать обогащению словаря специальными словами и терминами, которыми придется пользоваться в процессе теоретического и производственного обучения.
На занятиях по русскому языку придерживаюсь профессиональной направленности, которая в основном представлена в предлагаемых для работы текстах. В зависимости от профессии подбираются определённые тексты, к которым задаются вопросы по теме занятия. В процессе работы, обучающиеся дополнительно узнают много нового о выбранной ими специальности.
Например, на уроке по теме «Научный стиль речи» обучающимся отделений «Ветеринария» и «Кинология» предлагается выполнить несколько самостоятельных заданий, связанных с профессиональной направленностью: выписать образец текста по специальности, определить его функцию, сферу употребления, лексический состав (наличие терминологии, общенаучных слов). При этом обязательно студенты дают толкование специальных слов – профессионализмов, используют толковые словари и справочники, подбирают синонимы, указывают, каким способом образовался термин, из какого языка пришел в русский язык.
По теме «Публицистический стиль речи» обучающимся предлагается написать эссе «Поэзия и проза выбранной профессии» для студенческой стенгазеты, составить рекламный текст об услугах ветаптеки, зоомагазина, кинологического питомника, специалиста-дрессировщика и т.п.
В системе профобразования существуют различные формы обучения студентов умению строить высказывания на производственно–технические темы: отчеты и дневники производственной практики, контрольные работы по спецпредметам, поурочные записи и защита дипломных работ. Чтобы подготовить обучающихся к жизни, к будущей профессиональной деятельности необходимо надежно вооружить их минимумом навыков работы с деловыми бумагами, производственно–технической документацией.
Итак, профессиональная направленность на занятиях русского языка и литературы в системе среднего профессионального образования способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса - гармонично-развитая личность, гражданин, семьянин, профессионал. Обучающийся в профессиональном учреждении становится обладателем важнейших профессиональных и духовно-нравственных качеств личности, что в конечном итоге приводит к успешной самореализации в современном мире.
Литература:
1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2010. – 323с.
2. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 2013. – 400 с.
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 2011. – 215 с.
4. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 2010. – 176 с.