Рабочая программа по литературе для 6 класса с адаптированной образовательной программой
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе в 6Е классе
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Е класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
2). Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 30 августа 2013г.
3). Программы к завершённой предметной линии учебников по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Особенность построения курса состоит в том, что курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главными задачами изучения предмета «Литература» являются следующие:
Формировать духовно-развитую личность, осознающую свою принадлежность к родной культуре, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитать любовь к русской литературе и культуре, уважение к литературам и культурам других народов; обогащать духовный мир школьников, их жизненный и эстетический опыт;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, устную и письменную речь учащихся; необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
ознакомить учащихся с вершинными произведениями отечественной и мировой литературы, с выдающимися произведениями русских писателей, их жизнью и творчеством, отдельными произведениями зарубежной классики;
способствовать овладению умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в объёме 70 часов. Таким образом, курс рассчитан на реализацию в объёме 2 часа в неделю.
Тематический план курса
№
основные разделы
количество часов
количество
контрольных работ
лабора
торных работ
уроков внеклассного чтения
уроков развития речи
практических работ
1
Введение
1
2
Устное народное творчество.
3
3
Из древнерусской литературы
2
4
Из литературы XVIII века.2 ч
1
5
Из литературы XIX века.
31
6
Из литературы XX века
21
7
Из зарубежной литературы
11
1 полугодие
32
2
1
4
2 полугодие
38
3
3
3
Итого:
70
5
4
7
График проведения контрольных работ
№
Тема контрольной работы
Порядковый
номер
Дата проведения
1.
Контрольная работа по теме «Фольклор».
№1
2.
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова
№2
3
Контрольная работа по произведениям русской поэзии XIX века.
№3
4
Контрольный тест по творчеству Н.С.Лескова. А.П.Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне
№4
5
Контрольная работа по произведениям русской литературы XX века.
№5
Требования к результатам обучения
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
воспитание российской гражданской идентичности; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.
Метапредметные результаты: в умении управлять своей деятельностью (ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать более эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить действия с планируемым результатом; контроль и коррекция своей деятельности).
Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебными моделями, умение создавать и применять знаки, символы, модели, схемы, смысловое чтение.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникативных технологий.
Возможности обучающихся
ученик научится
ученик получит возможность научиться
ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории;
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать более эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить действия с планируемым результатом; контроль и коррекция своей деятельности.
определять понятия;
работать с учебными моделями,
создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
создавать и применять знаки, символы, модели, схемы;
смысловому чтению;
организовывать учебное сотрудничество;
компетентности в области использования информационно - коммуникативных технологий;
работать индивидуально и в группе;
разрешать конфликты через выявление проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта.
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса
Формы контроля
Метапредметные
Метапредметные диагностические работы
Предметные
Учебные проекты, контрольные работы с самоанализом.
Личностные
Портфолио достижений ученика
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной
Москва, «Просвещение», 2008
Учебник, учебное пособие
Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Учебник в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008
Рабочая тетрадь для обучающихся
Обернихина Г.А. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. –М.: Просвещение, 2004
Электронное приложение к УМК
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM/Сост. Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2003
Дидактический материал
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: 6 класс: Дидактические материалы по литературе. – М.: Просвещение, 2006
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс/ Сост. Н.С.Киселёва. – М.:ВАКО, 2011
Методическое пособие с поурочными разработками
Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе.: 6 класс. – М.: ВАКО, 2002
Список используемой литературы
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М.,2000); А.А.Крундешев. Как работать над сочинением. (СПб, 2000); Русский фольклор: словарь-справочник /сост. Т.В.Зуева. – М.: Просвещение, 1999; альбом «А.С.Пушкин»; З.Я.Рез. Лермонтов в школе (М., 1993); Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008; Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2004; Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Festival.
1september.ru uchportal.ru
Uroki.net
15