Технологическая карта урока на тему Почему радуга разноцветная? (1 класс)

Технологическая карта


Тема урока
Почему радуга разноцветная?
Тип урока изучение нового материала.

Целевые установки урока
(для учителя)
формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового; формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Планируемые результаты
(для ученика)
Предметные
Личностные (личностные УУД)
Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)


научатся определять, как образуется радуга,
называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника,
запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма,
отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Познавательные УУД (ПУУД):
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.)
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД (РУУД):
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Коммуникативные УУД (КУУД):
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература
УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть 2,с. 40.41; рабочая тетрадь ,№2 с.26,27;
Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение.

ЦОР
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ход урока

Этап урока

Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (формируемые УУД)


I. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.
Мотивация учащихся к учебной деятельности проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

КУУД: Включение в учебный процесс
ЛУУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.


II. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучали тему Звуки.
-Закройте глазки.
-Послушайте, что это за звуки?
(Сверчок, шум ветра, дождя).
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо
Какое?

Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)
(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Демонстрируют знания - незнания о радуге.
Высказывают предположения.
Делают выводы совместно с учителем.
ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
РУУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
ЛУУД:

III Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)
Допустим, ведем разговор дальше.
Дети, кто из вас видел радугу?
Какое настроение было, когда ты  увидел радугу?
Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
Сколько цветов у радуги? (Семь)
Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной
А хотели ли бы узнать?
Тема: Почему радуга разноцветная?
Какую цель поставим?
Нам помогает слово узнать.
Цель: узнать почему радуга разноцветная.
Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.
Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?
Как вы думаете? ( Предположения детей)

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач.
Выделяет соподчиненность целей и задач.
Определяет их объем.


Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.
Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении.
Анализируют.
Останавливают свой выбор на целях.
ПУУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям.
К УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.
РУУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
ЛУУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос
"Почему радуга разноцветная?"
Фильм ( 3 мин.)
Все ли слова понятны?
Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос ?
На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
Что при этом образуется? (Радуга).
Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
Организует изучение нового материала.
Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.
Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения.
Побуждает к анализу собственных действий.
Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение
Слушает сообщение учителя.
Учится обобщать.
Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»; проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»
Коллективные формы работы (в парах).
Решение проблемной ситуации
ПУУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ЛУУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.


V.Физминутка

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

Выполняют упражнение
РУУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.


VI .Первичное закрепление

Работа по учебнику с.41
Чтение объяснения Мудрой Черепахи .
Посмотрите на картинку на с.41
Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
Может у них получиться радуга?
Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)
В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:
«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»
Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”
– По первым буквам слов и запоминаются цвета.
(на доске постепенно появляются – цветные слова)
Повторение и заучивание этой фразы




VII. Закрепление

Работа в тетради с. 27, №2
Что надо сделать, прочитайте задание. (Разукрасить шарики радужных человечков) Разукрасьте шарики, а подсказка на доске.
Оцените работу.
(взаимопроверка)
Выбор проекта, обоснование.
Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– нам сегодня подходит ?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в группах. У каждой группы картинка.
(картинки- город, луг, река)
Создайте свою радугу.
Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот  Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри.  Как ворота эти звать? (Радуга.)
– Можешь их нарисовать? (Да.)
г) Практическая работа.
(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.)
д) Защита проекта.
– У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
Оцените работу
1 ряд – 3 ряд; 2 ряд – 1 ряд; 3 ряд – 2 ряд
Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы. Практическая работа.
Коллективные формы работы (в парах).
Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
ПУУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
РУУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
ЛУУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Уметь самостоятельно выполнять учебные задания

Физминутка для глаз


РУУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Обобщение
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.




VIII. Рефлексия учебной деятельности

Проведение теста. 
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают
“да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по ключу на доске.
- Поднимите руки, кто не ошибся.
-У кого 1-2 ошибки.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Оценивают свои действия на уроке.

КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
ПУУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.


IX. Итог урока

А вы помните, какая была у нас тема урока?
Какая цель ?
Узнали почему радуга разноцветная?
Как и когда появляется радуга.
Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? (На уроках труда, изобразительного искусства.)
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.
Покажите кому понравился урок.
Спасибо.
Организует фиксирование содержания.
Организует подведение итога урока.

Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока.


ЛУУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
ПУУД: Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
КУУД: Уметь управлять
поведением партнера, контролировать,
корректировать действия партнера.
РУУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Диагностика достижения планируемых результатов:

Плешаков А. А. и др. Указ. соч .раскрасить радугу



15