Конспект мероприятия с участием родителей в подготовительной группе Вместе с мамой
Конспект мероприятия с участием родителей
в подготовительной группе
«Вместе с мамой»
Автор: Хазипова Гульназ Галимхановна,
(Республика Татарстан г. Казань МАДОУ №174 gulnazxazipova@mail.ru)
Цели:
- Вызвать у детей интерес к национальным блюдам татарского народа.
- Развивать интерес к приготовлению пищи.
- Упражнять в раскатывании и защипывании теста.
- Воспитывать ценностное отношение к труду.
- Развивать желание трудиться вместе с взрослым.
- Обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и стихов.
- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
- Совершенствовать словарь новыми словами на татарском языке в соответствии с УМК по татарскому языку. Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.
- Закрепить правила поведения за столом.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, презентация PowerPoint, столы, доски, скалки, посуда для приготовления теста и начинки, фартуки и косынки, полотенца для рук, схемы-плакаты, чашки, блюдца, чай, сахар и конфеты; для опыта с дрожжами: кувшин, теплая вода, две чайной ложки дрожжей, одна чайная ложка сахара, шарик воздушный, бутылка, столовая и чайная ложки; для опыта с солью и перцем: тарелка, воздушный шар.Ход занятия.
Дети заходят под музыку (татарскую народную ) в зал и встают полукругом.
Воспитатель. Сегодня, ребята, к нам пришли в гости наши дорогие мамы и бабушки! Давайте, все вместе поприветствуем их! Какими словами мы встречаем гостей?
Ответы детей. Добро пожаловать! Рәхим итегез!
Воспитатель. Для вас я припасла книгу, книгу интересную и необычную. Называется она “Татарская кулинария ”- “Татар ашлары”.
Показывает книгу и на экран (одинаковые обложки)
На экране 1 слайд Обложка книги “Татарские блюда” “Татар ашлары”
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта книга?
Ответы детей.
Воспитатель. Кто может быть главными героями “вкусных историй”?
(да главными героями таких историй – это продукты, т.е. то, что мы употребляем в пищу). Авторы этой книги приготовили для вас не просто “вкусные истории” а вкусные – превкусные задания. И если вы будете внимательны и терпеливы, все испытания пройдете - вкусный приз приобретете. Вы готовы к таким испытаниям? Сез әзерме?
Ответы детей.
Воспитатель. А я сейчас проверю. И прежде, чем приступить к выполнению заданий, узнаю хорошо ли вы разбираетесь в продуктах, знаете ли вы, что “съедобное”, а что “несъедобное”.
Игра: “Съедобное – несъедобное”.
Я буду называть предметы. Если их можно употреблять в пищу, вы хором говорите “да” если нельзя “нет”. Итак… на завтрак мы съели - гайку, белку, парус, варенье, печенье, шкатулку, сыр, кашу, майку, картофель, мед.
Воспитатель. Молодцы! (присаживайтесь). Вы хорошо разбираетесь в продуктах питания. А поэтому пора заглянуть на первую страницу книги.
2 слайд «Скатерть – самобранка»
А называется она “скатерть – самобранка”. Наша скатерть-самобранка полным -полна сказочными яствами из вкусных сказок и стихов. Давайте вспомним продукты, которые упоминаются в разных сказках.
- Изделие из теста убежавшее от дедушки и бабушки? (колобок - кабартма).
- Еда, которую можно приготовить из строительного инструмента? (каша из топора – балтадан ботка)
- А кто умудрился такую кашу сварить? (солдат)
- Угощение для больной бабушки? (пирожки, горшочек маслица) Как звали забавную внучку?
- Какой овощ тянули впятером, а вшестером вытащили? (репка - шалкан)
- Гостинцы, которые нес медведь в коробе? (пирожки)
- А для кого гостинцы? (для бабушки и дедушки – әби белән бабайга)
- Чем угощалась Маша в избушке трех медведей? (похлебка)
- Из чего был сделан Камыр батыр? (из теста - камырдан)
- Чем угостились Коза и Баран у волков? (каша – ботка)
3 слайд овощи и фрукты
Ну что же, продуктов у нас вполне хватает. А вот овощей и фруктов не хватает.Послушайте внимательно стихотворение, а потом назовите компоненты невероятного фруктово-овощного ассорти. Стихотворение Н. Кончаловской:
Показал садовод Нам такой огород,Где на грядках, заселенных густоАгурбузы росли,Помидыни росли,Редисвекла, чеслук и репуста,Сельдерошек поспелИ моркофель дозрел,Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачковДа мохнатых стручковИспугался бы каждый садовник.
Что же растет на таком необыкновенном огороде.
Ответы детей. (Овощи – огурцы, помидоры, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста, горошек, сельдерей, морковь, картофель, баклажаны, кабачки; фрукты – дыни; ягоды – крыжовник, арбузы).
Воспитатель. А как будет по татарский огурец?
Ответы детей. Кыяр.
Воспитатель. Свекла, чеснок, лук, …
Воспитатель. Итак, продуктами запаслись. Теперь можно что-нибудь вкусненькое приготовить. Мальчики и девочки, напомните мне, где мы можем узнать, как правильно приготовить то или иное блюдо?
Ответы детей. (книги: “кулинарные рецепты”, телепередачи “Смак” “Кулинарный поединок”)
Воспитатель. Конечно, ребята, чтобы правильно приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. (подходим к экрану)
4 слайд. Продукты «загадки» для треугольника
На следующей странице нашей книги тоже есть кулинарные рецепты необычные загадочные.
Отгадав загадки, мы узнаем, какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.
Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выставляем в столбик сверху вниз.
(I)
- До слез доводит,Хотя без рук,Вы догадались? Это (лук – суган)
- Кругла, рассыпчата, бела…На стол она с полей пришла (картошка – бәрәңге)
(II)
- Жить в квашне я не хочу,Поднимаюсь и пыхчу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня (тесто – камыр)
Ребята, какое блюдо можно приготовить из теста, картошки, лука и, добавлю без загадки, мяса? (треугольники – өчпочмаклар)
Ответы детей.
Молодцы! Надеюсь, вы будете хорошими помощниками маме на кухне.
Я предлагаю сегодня вам научиться делать известное и вкусное татарское национальное блюдо өчпочмак. А помогать нам будут ваши бабушки и мамы, которых приглашаем на нашу импровизированную кухню.
К детям подходят их бабушки и мамы.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, что такое өчпочмак?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Итак, по-русски треугольник, а по-татарски - өчпочмак. Давайте спросим наших мам и бабушек: «Какие продукты нам понадобятся для приготовления өчпочмак?»
Ответы мам и бабушек.
В презентации показываются называемые продукты
Воспитатель. Итак, с чего же мы начнем? Эшне нәрсәдән башлыйбыз?
5 слайд. Ингридиенты для теста
Посмотрите на схему (5 слайд презентации)
Замесить тесто. Это мы попросим сделать _(и.о.)__, маму ____(имя ребенка)___________ (на отдельном столе готовые продукты для теста и прозрачная миска).
Мама делает и комментирует.
Когда тесто замешано, ставим его в теплое место.
Воспитатель. Тесто должно подняться, увеличиться в размерах, т.е. его станет больше, чем мы сделали. А как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Для того, чтобы узнать правильный ответ на этот вопрос, предлагаю провести опыт.
Опыт с дрожжами.
Воспитатель. Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют газ, который называется углекислым, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, он "поднимает" тесто, делает его и вкусным.
Посмотрите, сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.Давайте их оживим.
Делают дети под руководством воспитателя.
Для проведения опыта нам нужны:
Тәҗрибә үткәрү өчен безгә кирәк:
Дрожжи – чүпрә, сахар – шикәр, теплая вода – җылы су, столовая ложка – аш кашыгы,чайная ложка – чәй калагы, кувшин.
Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Получилась смесь. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.Как вы думаете, что произойдет?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого вам углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.Посмотрите, пока мы проводили опыт, тесто тоже поднялось и его стало много. Какое оно стало пышное.
Тесто «готово».
Карагыз камыр күтәрелгән, кабарган.
Давайте посмотрим на страничку нашей книжки, что нам делать дальше?
Слайд 5 Начинка
Посмотрите на схему (презентация).
Что надо нам для начинки?
Ответы детей.
Воспитатель. Верно, для начинки нам нужно нарезать бәрәңге и суган. Я прошу маму …..
Готовим начинку (2 шт. картофеля. 2 луковицы – 4 мамы, дети помогают перекладывать в общую емкость, другой ребенок добавляет обжаренный фарш, следующий ребенок перемешивает).
Воспитатель. Как вы думаете, что еще не положено в начинку?
Ответы детей. (соль и перец)
Воспитатель. А по-татарски, запоминаем, соль - тоз , а перец – борыч.
Это очень ответственный момент! От этого зависит вкус наших треугольников. Если много положишь соли – пересолишь. Если мало – не досолишь. Так же с перцем…
Дети добавляют в начинку соль и перец
Воспитатель. Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные борыч (перец) и тоз (соль)?
Ответы детей.
Воспитатель. Предлагаю провести еще один опыт. Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Опыт с солью и перцем.
Воспитатель. Нам понадобятся: - бумажное полотенце,- 1 чайная ложка (5 мл) соли,- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца,- ложка,- воздушный шарик,- шерстяной свитер,- помощник.
Подготовка:1.Расстелить на столе бумажное полотенце.2.Насыпьте на него соль и перец. Воспитатель. Начинаем научное волшебство!1.Предложить кому-нибудь из детей стать ассистентом.2.Тщательно перемешать ложкой соль и перец. Попросить помощника попытаться отделить соль от перца.3.Когда помощник отчается их разделить, предложить ему теперь посидеть и посмотреть.4.Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяной свитер.5.Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что происходит?
Результат:Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Воспитатель. Замечательно, начинка готова! Что же делать дальше? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте посмотрим на схему.
7 слайд
Ответы детей. Разделить тесто и раскатать.
Одна из мам делит тесто и раздает по кусочку на каждого ребенка.
Дети раскатывают тесто с помощью мам.
Воспитатель. Все справились с работой?
Воспитатель обходит столы и хвалит детей.
Воспитатель. Что же будем делать дальше?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте проверим по схеме свои ответы.
8 слайд
Ответы детей. Кладем начинку. Делаем геометрическую фигуру «треугольник» и выкладываем на противень.
Моем руки.
Воспитатель. Все готово. Сейчас мама (имя ребенка) отнесет пока еще сырые треугольники на кухню, чтобы наши замечательные повара поставили их в духовой шкаф и испекли. А почему, ребята, вам самим нельзя подходить к плите?
Ответы детей по схеме-плакату.
Пока наши треугольники пекутся, я предлагаю поиграть в аппетитную игру.
Игра “Угощенье”.
Встаньте в круг, руки вытянуть за спиной, словно мы держим тарелки. Ведущий движется по кругу и слегка хлопает всех по выставленным рукам, произносим слова:
Треугольники пекли - По тарелкам разнесли, Кому өчпочмак җитми - За добавкою беги!
Тот, кому дотронулись до спины, должен обежать круг и занять свое место раньше водящего, который бежит в другую сторону.
Воспитатель.
Ну вот и все ......Пролистали мы страничкиИз прекрасной вкусной книжки.Много аппетитного нашли:Сказки, игры и стихи и, конечно же, призы Такие же необычные и очень симпатичные.
А сейчас мы вас приглашаем за чайный стол, чтобы отведать наши треугольники. Но сначала повторим правила поведения за столом (используется Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Правила поведения за столом” Дружининой М.В.)
Ә хәзер, кадерле әниләр һәм әбиләр, өстәл артына рәхим итеп, өчпочмакларыбызны авыз итегез!
Затем идет посадка за столы.
Воспитатель. Тәмле булсын! Приятного аппетита!
Все. Спасибо! Рәхмэт!
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 .
2. Ахметзянов Ю. А. Татарские национальные блюда. Научно-популярное издание. - Казань: Татарское книжное издательство, 2013.-95 с.
3. Дружининой М.В. Правила поведения за столом. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва: Айрис-Пресс, 2011.