Доклад Формирование исследовательских навыков обучающихся в походах выходного дня

Формирование исследовательских навыков обучающихся в походах выходного дня

Карташова Анна Александровна, учитель биологии, экологии и химии МБОУ «СОШ №19» г. Энгельса.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии и экологии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Внеклассная работа связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.
Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.
Во внеклассной работе по географии и экологии важно соблюдать следующие педагогические требования:
общественно полезная направленность;
профессиональная направленность;
экологическая направленность;
краеведческая направленность;
современность содержания и форм внеклассной работы;
учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
системность, непрерывное развитие внеклассной работы.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. На данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.
II уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. На этом уровне главное – развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию.
Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению большего их числа к внеклассной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.
Исследовательские навыки – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций.
При формировании исследовательских навыков происходит сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков, обеспечение преемственности с другими учебными дисциплинами.
В основе исследовательской компетентности лежит понятие «умения» как готовность личности к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков.
Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в тот момент, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.
Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому важно обеспечить единый подход и преемственность к формированию данных умений при изучении различных предметов.
Формирование исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа: а) теоретический, б) практический. Основная деятельность принадлежит на первом этапе учителю, он является помощником, соратником в поисках истины и овладения мастерством, приобщает учеников к предмету. Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно должны проводить исследования, формировать и закреплять данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера учителю необходимо обратить на это внимание.
Одной из форм формирования исследовательских навыков являются походы выходного дня.
Поход выходного дня – это длительная загородная прогулка группой по заранее выбранному маршруту. Но только на первых порах не надо стремиться совершать дальние прогулки в воскресные дни. Преодоление больших расстояний утомительно не способствует проявлению интереса к такого рода прогулкам. Детей это просто оттолкнет от участия в походах даже однодневных, не говоря ужа о многодневных. И это касается в первую очередь жителей города, непривыкших много ходить.
Подготовка к походу. Цель. А нужна ли она? Конечно же нужна. Главное в подготовке любого похода выходного дня – цель, для решения которой разрабатывается маршрут.
Цель похода выходного дня будет зависеть от состава группы и туристических возможностей родного края, познание которого необходимо каждому, независимо от возраста и профессии. Но главной целью является активный отдых. Познание сделает этот отдых содержательным. Походы без сбора грибов, ягод, лекарственных трав, наблюдений за растительным и животным миром, игр, соревнований просто немыслимы.
Целью наших походов были родники, растения Красной книги Саратовской области, палеонтологические исследования.
Разработка маршрута. Разрабатывая маршрут похода выходного дня, помните, что он должен: 1. Соответствовать вашей подготовленности и подготовленности ваших детей. Не следует торопиться с включением в маршрут крупных подъемов, траверс крутых склонов и т. д. Физические нагрузки должны возрастать по мере совершенствования физической подготовленности детей. Проводя походы выходного дня с учащимися СОШ №19, нами, учителями, учитываются и физические возможности, и интересы детей. Наши походы выходного дня были связаны с окрестностями Саратова. Почему нас привлекают окрестности Саратова?
Во-первых, это парк «Кумысная поляна».
Во-вторых, поход должен быть спортивно-оздоровительным.
В-третьих, движение должно быть по пересеченной местности.
В-четвертых, наличие родников (питьевой воды).
2. Маршрут должен проходить по максимально красивым местам. Это особенно важно в самом начале занятия туризмом. Трудный маршрут по непривлекательным местам не будет способствовать развитию у детей интереса к туризму. И это взрослые должны иметь в виду. Помните, что маршрут по красивым местам можно использовать как средство снятия утомления. Чем больше устают ребята за учебную неделю, тем красивее маршрут следует выбирать. Эмоциональное возбуждение, возникающее при прохождении интересного туристского маршрута, является естественным средством повышения работоспособности. В турпоходе одновременная работа разных мышечных групп сочетается с большим влиянием окружающей среды на внешние органы чувств, создает дополнительные очаги сенсорной области коры головного мозга, тем самым улучшается функциональное состояние двигательных центров.
Так наши походы проходили через Кумысную поляну, Лысую гору, Октябрьское и Смирновское ущелья.
3. Маршрут похода должен учить и воспитывать. Поэтому, разрабатывая маршрут очередного похода, предусмотрите все, способствовало бы пополнению знаний ваших детей, их воспитанию (разнообразие растительного и животного мира, места боевой и трудовой славы, места жизни и деятельности выдающихся людей), активному участию ребят (показ мини-определителей и проектов учащихся, выполненных на собранном во время походов выходного дня материале.
Список литературы
Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988.
Игошин В.И. Записки Саратовского провинциала. – Саратов: Научная книга, 2008
Игошин В.И. и др. Туристские маршруты Саратовской области. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983
Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980.
Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня.- М.: Профиздат, 1985.
 Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 21-23.
 Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – С.19-20.
 Игошин В.И. и др. Туристские маршруты Саратовской области. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983
 Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня.- М.: Профиздат, 1985.











Заголовок 215