Статья на тему Основные аспекты введения элективных курсов по химии в общеобразовательные учреждения


ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Тимохина Алёна Владимировна
студентка Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, Россия, Тула
Аннотация: статья посвящена основным аспектам введения элективных курсов по химии в профильные классы общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: элективные курсы, профильные классы, химия.
Социально – экономические перемены в современном мире перед общеобразовательными учреждениями поставили новые задачи: создание условий для обучения учащихся в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего образования в Вузах [1].
Для того чтобы данные задачи были организованы в общеобразовательных учреждениях Национальная доктрина Российской Федерации и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования осуществила переход к профильному обучению, которое позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для школьников. Способствует индивидуализации и дифференциации содержания образования старшеклассников обязательные курсы по выбору, которые входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы – элективные курсы [2 - 4].
Элективные курсы осуществляются за счёт школьного компонента учебного плана и выполняют следующие функции:
- в роли дополнительного элемента в содержании профильного курса. В таком случае дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а учебное заведение приобретает статус специализированной школы;
- направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в области деятельности человека выходящего за рамки выбранного учебного плана;
- позволяет школьникам углубить свои знания, получить дополнительную подготовку по предмету на профильном уровне для того, чтобы сдать ЕГЭ и получить в дальнейшем образование в ВУЗах [5].
Цель - возможности введения элективного курса по химии «Изучение химического состава лекарственных растений Тульской области» в школах Тулы и Тульской области как перспектива дальнейшего продолжения образования по химии.
Химия – одна из фундаментальных наук естественнонаучного цикла. Необходимость развития этой области знания обусловлена потребностями современного общества.
Создание новых лекарственных препаратов, конструкционных материалов является основой для развития медицины, компьютерной техники и различных отраслей промышленности, обеспечивающих материальную основу развития современного общества [6].
Также химия как профильный учебный предмет в общеобразовательных школах способствует развитию у учащихся сознательного и прочного знания основ химической науки; развитию познавательных и мыслительных способностей, самостоятельности, ознакомление школьников с ролью химии в жизни человека и природы [7].
К сожалению, не всегда может учитель осветить все задачи, способствующие усвоению химической науки на уроках химии по базовому уровню. Для этого Концепция профильного обучения ввела в учебный компонент по химии профильное обучение, в котором реализуются обязательные элективные курсы.
Элективные курсы по химии делятся на предпрофильную (8 - 9 класс) и профильную (10 – 11 класс) подготовки. Рассмотренный нами курс по выбору «Изучение химического состава лекарственных растений Тульской области» относится к профильному направлению для 10 – 11 класса и посвящен знакомству учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитию интереса к современной технике и производству, а также методов познания природы. Связано это с тем, что с одной стороны учащиеся овладели программным материалом химии и биологии, а, с другой стороны, проявляют определенный интерес к профессиям фармацевта, провизора и врача.
Программой данного курса является:
- расширение и углубление знаний учащихся о свойствах лекарственных растений, способов химического выделения веществ;
- развитие интересов и способностей учащихся в области химии, биологии и медицины (основополагающим курса является межпредметная связь химии с биологией и медициной);
- формирование экологического мировоззрения, участие в исследовательских работах, дальнейшее поступление в медицинские Вузы.
Основное содержание данного курса строится, во-первых, на учебном и исследовательском эксперименте, а, во-вторых, является межпредметным по тематике, то есть включает сведения по биологии, медицине, экологии, географии и д. р.
На первых занятиях учащиеся знакомятся с химической лабораторией, посудой, уточняется техника безопасности работы в лаборатории.
На последующих занятиях школьниками выдается лекарственное сырье (пижма обыкновенная, полынь обыкновенная), с которым они будут работать на протяжении всего курса, т. е. определение качественного и количественного анализа, исследовательская деятельность, лабораторные и практические работы.
Пример практической работы
«Изучение внешнего и внутреннего строения пижмы обыкновенной».
Учащиеся должны самостоятельно заполнить таблицу с помощью учебных пособий по фармакогнозии и экспериментальным методом, сделать выводы.
Внешнее строение Химический состав Рисунок ЛР Рисунок внутреннего строения
Вывод __________________________________________________
Пример лабораторной работы «Качественный анализ лекарственного сырья, содержащего флавоноиды»
Инструкция к лабораторной работе:
Цель – изучить химические и физические свойства флавоноидов в лекарственном сырье.
Ход работы:
1. Способы получения.
Для выделения флавоноидов проводят экстракцию растительного материала этанолом. Спиртовое извлечение упаривают, к остатку добавляют горячую воду и после охлаждения удаляют неполярные соединения (хлорофилл, жирные и эфирные масла и др.) из водной базы хлороформом или четыреххлористым углеродом. Для выделения отдельных флавоноидов существуют специфические методы.
2. Качественные реакции.
- Цианидиновая реакция на флавоноиды (восстановление цинковой пылью в кислотной среде). Флавоноиды при восстановлении магнием или цинком в присутствии концентрированной хлористоводородной кислоты образуют красное окрашивание. Реакция очень чувствительна, основана на восстановлении карбонильной группы и образовании антоцианида. Для постановки реакции 1 г порошка сырья заливают 10 мл 95% этанола, нагревают на водяной бане до кипения и настаивают 3-4 ч. спиртовое извлечение фильтруют, упаривают до объема 2 мл, прибавляют 3 капли концентрированной хлористоводородной кислоты. В пробирку добавляют 0,03-0,05 г цинковой пыли и нагревают на водяной бане до кипения. Жидкость окрашивается в красный цвет.
- Методом тонкослойной хроматографии на пластинках «Силуфол» или «Сорбфил» в присутствии свидетеля обнаруживают основной компонент – флавонин (пятно желтого цвета после проявления 0,5 М раствором гидроксида калия) [8].
Задание к лабораторной работе:
1. Проделать вышеуказанные химические опыты, записать химические уравнения качественной реакции, зарисовать схемы хроматографического анализа;
2. Записать химические и физические свойства флавоноидов, их классификацию, их формулы.
Вывод __________________________________________________
Таким образом, при освоении системы элективного курса по химии «Изучение химического состава лекарственных растений Тульской области» у учащихся совершенствуются экспериментальные, организационные и логические учения, также курс способствует расширению развития интереса по химии, что в дальнейшем может привести к дальнейшему поступлению в Вузы.
Для того чтобы реализовать в тульских школах данный элективный курс по химии необходимо ознакомиться и проанализировать образовательные программы и учебные планы, в которых отражены также кроме основных образовательных дисциплин и курсы по выбору.
В г. Туле расположено 42 функционирующих общеобразовательных учреждений, в данных школах были проанализированы образовательные программы и учебные планы на наличие элективных курсов по химии, были выбраны Муниципальные Бюджетные Общеобразовательные Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа («Центр Образования»), в которых организуются элективные курса по химии в предпрофильных и профильных классах (Табл. 1).
Таблица 1. Анализ на наличие элективных курсов по химии в школах
г. Тулы
№ п/п Общеобразовательные учреждения
г. Тулы Элективные курсы по химии
1 МБОУ «ЦО» № 15 «Решение нестандартных задач по химии» (9 класс)
2 МБОУ «СОШ» № 4 «Практикум по решению задач по химии» (9 класс)
3 МБОУ «СОШ» № 54 («ЦО» № 16) «Решение химических задач»; «Органические вещества в технике» (10 – 11 класс)
4 МБОУ «ЦО» № 18 «Химия и окружающий мир»
(9 класс);
«Основы химических методов
исследования вещества» (10 класс);
Аналитическая биохимия (11 класс)
5 МБОУ «ЦО» № 23 (МБОУ «СОШ» № 2, МБОУ «СОШ» № 3) «Решение задач повышенного уровня сложности по химии» (10 – 11 класс)
6 МБОУ СОШ № 16 («ЦО» № 27) «Решение экспериментальных задач по химии» (11 класс)
7 МБОУ «ЦО» № 24 «Химия в быту» (8 – 9 класс)
8 МБОУ «СОШ» № 22 «Практикум по химии для подготовки к ЕГЭ» (10 – 11 класс)
9 МБОУ «СОШ» № 31 («ЦО» № 37 им. В. П. Храмченко) «Практикум по химии для подготовки к ЕГЭ» (10 – 11 класс)
10 МБОУ «СОШ» № 56 «Решение экспериментальных задач по химии для подготовки к ЕГЭ» (10 – 11 класс)
11 МБОУ «СОШ» («ЦО» № 10 им. А. В. Чернова) «Практикум по химии для подготовки к ЕГЭ» (10 -11 класс)
По итогам анализа содержания образования тульских школ мы сделали выводы, что только около 25 % образовательных учреждений реализуют элективные курсы по химии.
В основном курсы по выбору направлены на подготовку к ЕГЭ и ориентированы курсы на решение задач (курс по выбору «Решение нестандартных задач по химии», «Практикум по химии для подготовки к ЕГЭ»). В образовательных учреждения Тулы не так часто стараются организовывать элективные курсы по химии, направленные на интерес учащихся, так можно встретить такие курсы, которые основаны на интересе и индивидуализации школьников «Химия в быту», «Химия и окружающий мир», «Аналитическая биохимия», в основном данные курсы по выбору относятся к предпрофильной подготовке.
Таким образом, для того чтобы реализовать элективный курс по химии «Изучение химического состава лекарственных растений Тульской области» необходимо составить образовательную программу, направленную не только на интерес учащихся, но и на выбор будущей профессии (медицина, провизор, фармацевт), а также для преодоления школьниками боязни химии.
Выводы
1. Рассмотрены особенности понятия «Элективный курс» и основные функции элективных курсов по химии;
2. Рассмотрены особенности содержания программы по элективному курсу «Изучение химического состава лекарственных растений Тульской области»;
3. Проанализированы образовательные программы тульских школ, в которых реализуются элективные курсы по химии предпрофильной и профильной подготовки;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пильникова, Н. Н. Разработка и методика реализации системы элективных курсов по химии в средней школе [Текст] // Диссертация. – С. – Петербург, 2014. – 184 с.
2. Орлов, В. А. Учебно – методические комплекты профильного обучения [Текст] // Учитель. 2004. - №4. – с. 25 – 29.
3. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров [Текст] - М.: Вита – Пресс, 2004. - 144 с.
4. Широкий спектр: элективные курсы в профильном обучении [Текст] // Модернизация: Шаг в будущее. 2004. - Вып. №3 (20). - 14 с.
5. Сысоева, И.П. Элективные курсы и их значение в профильном обучении [Текст] // Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург – 5 с.
6. Ким, Н. В. Роль элективного курса по органической химии в профильной школе [Электронный ресурс] // Статья по химии, г. Нягань /
URL:http://www.menobr.ru/article/29977-rol-elektivnogo-kursa-po-organicheskoy-himii-v-profilnoy-shkole7. Штремплер, Г. И. Элективные курсы по химии в профильном обучении [Электронный ресурс] //
URL:http://strempler.ucoz.ru/publ/ehlektivnye_kursy_po_khimii_v_profilnom_obuchenii/1-1-0-88. Государственная Фармакопея СССР. Выпуск 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье [Текст] // Министерство здравоохранения СССР, 11 изд. – Москва «Медицина», 1990. – 384 с.