Моё мнение о внедрении инклюзивного обучения.


Моё мнение о внедрении инклюзивного обучения.
«Я уверен, что если бы пришлось выбирать: жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине».
Бернард Шоу
Детский гам и непрекращающийся шум – это мой выбор. Получая технологическое образование, я поняла, что хочу работать с детьми, посвятить свою жизнь их обучению и воспитанию. Дальнейшее мое образование строилось на изучении педагогических наук и уже более 20 лет работаю в школе, из них 16 лет с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современное общество все больше уделяет внимание детям с особыми потребностями, к их интеграции в общеобразовательную среду. Педагоги гибко приспосабливаются к изменениям в образовании. В последние годы в России значительно вырос интерес к обучению и воспитанию детей с отклоняющимся развитием, особенно к воспитанникам со сложными нарушениями.
На мой взгляд, появление ребенка с тем или иным психофизическим, интеллектуальным нарушением в здоровой семье уже является первым опытом интеграции. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелейшая травма, осознание последствий которой достигается далеко не сразу родителями. Такие родители стараются любыми способами поместить своего ребенка в массовое образовательное учреждение на инклюзивное обучение. Стремление выступает как способ психологического замещения проблемы, ее внешнего решения (то есть вместе со всеми), а не содержания этого обучения с применением специальных методов и технологий, обеспечивающих развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Однако далеко не все родители испытывают чувство радости от того, что их ребенок может быть принят на инклюзивное обучение. Многие боятся, что особенности ребенка не будут приняты его школьными сверстниками, родители здоровых детей будут против обучения ребенка с нарушениями развития в одном пространстве, и самое главное: ребенку будет не доступна учебная программа, в силу его ограниченных образовательных возможностей, что стресс повергнет родителей и ребенка в еще большее отчаяние.
поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Не так давно по центральному телевидению транслировали передачу о человеке, история которого потрясает до глубины души каждого без исключения. Имя этого человека Ник Вуйчич. Ник родился без рук и без ног. Даже представить невозможно, через какие моральные и физические муки пришлось пройти ему и его родителям. Но эти люди не сдались, и Ник Вуйчич стал одним из самых знаменитых христианских проповедников мира.
2 декабря 1982 года, по какому-то злому решению судьбы, малыш пришел в этот мир с такими особенностями, которые делают жизнь просто невыносимой. Из всех конечностей у Ника имелась только часть стопы, с помощью которой он научился делать многие вещи – ходить, плавать, писать, кататься на скейте. Родители Ника добились того, чтобы их ребенок учился в обычной школе и Ник Вуйчич стал первым ребенком-инвалидом, обучавшимся в обычной Австралийской школе.
Ник Вуйчич - это один из ярких примеров ребенка-инвалида, получившего инклюзивное образование. В нашей стране проживает огромное количество людей с ограниченными возможностями здоровья, у которых жизнь складывается далеко не лучшим образом, поэтому в нашем обществе необходимо провести радикальные изменения для решения этой проблемы.
Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Опираясь на практическую сторону зарубежных стран наша «педагогическая элита» старается внедрить инклюзивное и интегрированное обучение в российскую школу.
Хочу высказать свое мнение по этому поводу. Не отношу себя к разряду консервативных педагогов, но и к инклюзии отношусь с долей настороженности. Работая в классах, обучающихся с нарушением интеллекта по адаптированным программам учителем трудового обучения (профиль «швейное дело»), неоднократно приходилось обучать группы детей из разных классов (5/6, 6/8, 8/9). Хочется сказать, приятного в этом мало. Я думаю, что со мной согласятся те педагоги, которые оказывались в таком же положении. Считаю, что от такой системы обучения страдают и учащиеся одного класса, и учащиеся другого класса, и учитель.
Можно провести аналогию и такую ситуацию перенести в общеобразовательную школу (только в общеобразовательной школе в классах больше обучающихся в два раза, чем в классах, обучающихся по адаптированным программам) в класс с контингентом 23-25 человек добавить 2-3 ребенка с ОВЗ. Что мы получим?!
Педагог, который работает, непосредственно, с детьми, видит эту проблему изнутри. Например: В классе есть дети, которые схватывают все «на лету», есть дети, которым учеба дается с трудом, а есть дети, которые обучаются по индивидуальному образовательному маршруту. Помимо этого, у каждого ребенка свой характер, темперамент и т.д. На уроке основная масса учащихся в классе выполняет письменное задание или работает с индивидуальными карточками, а другой группе (детям с особенностями развития) в это время дается теоретический материал. В процессе неоднократного объяснения материала детям с ОВЗ (с демонстрацией наглядностей, с использованием инструкционных карт и т.д.), основная масса учащихся слышит и видит все происходящее. Ситуация повторяется каждый день и практически на каждом уроке. Скажите, чем провинился ребенок, который желает как можно больше узнать на уроке? Почему он должен слушать материал, который он знал, возможно, еще несколько лет назад? Список вопросов можно продлить. Согласна, если в классе здоровые дети имеют высокий уровень школьной мотивации и умеют работать самостоятельно, то работа с инклюзивным ребенком не будет их отвлекать, но, как правило, в классе все дети разные и уровень их мотивации тоже разный. Например, ученик с низкой мотивацией сам нуждается в индивидуальной помощи учителя, а учитель в это время уделяет внимание ребенку с ОВЗ. В итоге, все равно кто-то «страдает».
Работа с инклюзивными детьми требует особенного подхода: необходимо уделять больше внимания именно этим детям, обеспечивать создание специальной предметно-развивающая среды (в зависимости от особенностей ребенка), постоянно поддерживать здоровый микроклимат в детском коллективе, проводить определенную работу с родителями. Кроме этого, необходимо обязательно составить индивидуальную образовательную программу и индивидуальный коррекционный образовательный маршрут, разработать различные положения, инструкции и так далее. Так почему же должны быть обделены вниманием здоровые дети, или дети, имеющие те или иные психофизические отклонения? Ведь классический урок длится 45 минут и учебный план построен так, чтобы вся программа была полностью пройдена. Получается, что эти 45 минут мы должны разделить пополам, вместо того, чтобы посвятить целый урок как одним детям, так и другим.
Еще одним, на мой взгляд, весомым доводом является то, что ребенок в коррекционной школе наравне с другими детьми, играет, принимает участие в школьных мероприятиях, раскрывается творчески, общается, обучается и выходит из стен школы с нормальной самооценкой. Ребенок, обучаясь в классе со здоровыми детьми, постоянно видит себя не таким как все, что, безусловно, понижает его самооценку.
Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в настоящее время в условиях развитой системы средств массовой информации повысился уровень бездуховности в обществе, рост виртуального и реального насилия, жестокости, бессердечия, поэтому в коллективе здоровых детей не исключено жестокое и пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти факты могут возникнуть и при условии регулярного проведения специалистами специальных мероприятий.
Очень много сейчас говорят о том, что педагоги психологически не готовы к таким масштабным переменам в образовании. С этим я не соглашусь. Педагог, который хочет помочь детям, повести их за собой, хочет идти в ногу со временем, всегда работает над уровнем своего самообразования. Педагоги обеспокоены лишь тем, что инклюзия может навредить детям, как здоровым, так и имеющим ограниченные возможности здоровья.
Все вышесказанное является лишь моим мнением или взглядом на предстоящие изменения. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
Здесь образовательная система сталкивается с главным принципом инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
Используемая литература:
Журнал «Коррекционная педагогика» № 4 (40), 2010; №3 (50), 2012;
Журнал «Коррекционная педагогика теория и практика» № 4(28), 2008; № 1 (55), 2013; № 3(49), 2013;
Источник: http://the-most-beautiful.ru/?q=nik-vuychich-biografiya-zhena-i-rebenok-nika-vuychicha.html