Конспект урока «Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы. Проблемы и их решения»


авторы: 1) Хаматов Ильдар Дамирович, магистр образования.
Место работы: Республика Башкортостан, Благоварский район, с. Первомайский, МОБУ СОШ с. Первомайский, учитель физики и информатики 2) Хаматова Зульфия Раиловна.
Место работы: Филиал реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Благоварском районе РБ, воспитательница. 
Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы.
Проблемы и их решения.
Изменения в современном социуме предопределяют изменения в системе образования. Демократические преобразования в нашей стране способствовали развитию идеи толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), становлению принципов нормализации их жизни, осознанию необходимости интеграции таких детей в обществе. Последнее время проблема развития инклюзивного образования находится в эпицентре пристального внимания педагогического сообщества и родителей детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Инклюзивная школа – это с неизбежностью дето-центрированное, личностно-центрированное образовательное пространство – а не предмето-ориентированное учебное заведение.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.
Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Это подготовка персонала и подбор сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главной трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Перечислим, некоторые проблемы связанные с внедрением инклюзию в общеобразовательные учреждения:
Среди учителей, может проявляться настороженное отношение к таким детям.
Исправить ситуацию позволит серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения. Как мы знаем, что обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Обнаружено, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле – не срабатывают. То, каким образом осуществляется обучение, имеет очень важное значение для любой реформы, нацеленной на улучшение положения дел с инклюзивностью. Учителя должны удостоверяться в том, что каждый учащийся понимает учебный материал и что он будет следовать соответствующим методам работы. Аналогичным образом, сам учитель/сама учительница должны понимать реакцию учащегося на то, что является предметом обучения, ибо преподавание имеет смысл и актуальность только в том случае, если учащийся усваивает содержание обучения. Поэтому преподаватели должны получать образование и подготовку,соответствующие этим ожиданиям.
Учителя так же, как и руководители школы, должны поощряться к обсуждению вопросов, связанных с обучением и преподаванием, а также с методами и возможностями развития. Им следует предоставить возможность совместными усилиями осмысливать практику своей работы, оказывать влияние на используемые методы и стратегии в их классах и школах. Учителя должны также быть знакомы с новыми учебными планами и программами и получать подготовку, необходимую для оценки успеваемости учащихся.
Введение элемента инклюзивности в качестве руководящего принципа имеет определенные последствия для практики и установок учителей, причем неважно, о ком идет речь, – девочках, учащихся, медленно усваивающих учебный материал, детях с особыми потребностями или детях, имеющих различные исходные данные (когнитивное развитие, этническое происхождение или социально-экономические условия). Позитивное отношение учителей к инклюзивности в значительной степени зависит от их опыта работы с учащимися, которые воспринимаются как «трудные».
Образование учителей, наличие поддержки внутри школы, размеры класса и общий объем нагрузки, – вот все те факторы, которые влияют на отношения учителей. Негативное отношение руководителей педагогических коллективов, инспекторов образования, преподавателей и взрослых (родителей и других членов семей) представляет собой основное препятствие на пути к инклюзивности. Таким образом, наделение новыми правами и возможностями всех этих отдельных лиц, развитие у них чувства уверенности в своих силах и обеспечение возможностей получения необходимых навыков в процессе введения инклюзивности являются руководящими принципами, которые будут иметь последствия для установок и отношений учителей и для эффективности их деятельности.
Учителя, другие работники образования и вспомогательный непедагогический персонал должны получать подготовку и быть готовыми к тому, чтобы оказывать помощь детям, молодежи и взрослым в их развитии и участии в учебном процессе на ежедневной основе. Гибкие методологии преподавания-обучения вызывают необходимость в отходе от длительного теоретического дослужебного образования учителей и в переходе к постоянной, без отрыва от работы, подготовке преподавателей и учителей. Следует отметить, что все конкретные знания и умения не могут быть просто переданы одному и тому же лицу. Необходимо иметь в наличии несколько специализаций для того, чтобы можно было сотрудничать и оказывать поддержку персоналу обычной школы. Кроме того, в рамках национальной политики внимание должно уделяться положению учителей, их благосостоянию и профессиональному развитию.
Отношение родителей здоровых детей и детей с ОВЗ к данной идее.
Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на наш взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, позволяют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий — и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.
Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией родителей мы считаем донести уже накопленный опыт, доказывающий, что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы.Доказано из зарубежных опытов, что включение особенных детей в общеобразовательную среду – дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, – учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство.
Значительное большинство родителей детей инвалидов отдают предпочтение обучению на дому и классно урочной системе, они удовлетворены полностью или частично этими формами обучения, а также качеством знаний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить полной жизнью всем независимо от состояния здоровья.