Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Дифференцированный подход применяю на всех этапах урока:
при изучении технических сведений, формировании общетрудовых умений, в обучении приемам труда.
Профессиональная педагогика относит технико-технологические знания к числу главных компонентов подготовленности рабочего современного производства. При планировании и самоконтроле, оценки конечных результатов труда, реагировании на изменившуюся трудовую ситуацию работающий опирается на свои знания, которые хранятся в его памяти в виде представлений, суждений, понятий. Известно, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности при усвоении понятий: знаний, в которых отражаются наиболее общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений. Например, на уроках столярного дела учащиеся должны усвоить понятие «рубанок». Оно содержит знания о том, что рубанок относится к группе строгальных инструментов, о его назначении, устройстве, материале, конструктивных разновидностях.
Понятия различаются по содержанию (совокупность признаков) и степени абстрактности. Чем больше признаков содержит понятие и чем выше степень абстрактности, тем хуже умственно отсталые дети им овладевают.
Особенно затрудняются в усвоении сложных понятий учащиеся с более низким уровнем интеллекта и как следствие недостатками целевой стороны трудовой деятельности (II-III-IV типы учащихся). Но многие наглядно воспринимаемые свойства предметов они способны усваивать относительно успешно (устройство простых инструментов, приспособлений, основные части сверлильного станка или швейной машины, название часто употребляемых материалов).
Организуя дифференцированный подход к учащимся указанных типов, прежде всего нужно иметь в виду, что имеющиеся нарушения познавательной деятельности характерны для всей популяции умственно отсталых школьников, но у некоторых из них эти нарушения существенно глубже. Следовательно, успешность в обучении таких учащихся зависит не только от применения специфических для них методов дифференцированного подхода, но и от того, в какой мере фронтальное обучение направлено на решение общекоррекционных задач в познавательной сфере.
В трудовом обучении эта направленность реализуется при выполнении ряда дидактических правил. Первое из них требует непосредственного соединения теоретического обучения с практическим. Трудовые знания усваиваются учащимся значительно лучше, если они связаны с практической работой на этом же занятии. Параллельное изучение технико-технологических сведений в рамках особых предметов (спецтехнология, материаловедение, машиноведение), принятые в училищах профтехобразования для интеллектуально полноценных учащихся, не отвечает возможностям большинства умственно – отсталых школьников.
Одна из задач дифференцированного подхода к отстающим в познавательном отношении учащихся – развитие их умений ориентироваться в трудовом задании и планировать работу. Уровень этих умений зависит от имеющихся у учащегося знаний по технике и технологии.
Непосредственное развитие ориентировочных и планирующих действий происходит при помощи специальных упражнений и при выполнении работ, имеющих общественно- полезное назначение.
Распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности:
Задания по уровню сложности.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся). Такую форму дифференциации применяю при повторении пройденного и закреплении нового материала.
Предлагаемые мной задания по уровню сложности делятся на три уровня:
(НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова в данные предложения.)
I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений.
Задания II-ого и III –его уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II –ого и III –его уровня незначительно отличаются по своей сложности.
(НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности).
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
(НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.
Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания с разным уровнем сложности, которую применяю при письменном опросе на разных этапах урока.
Задания по объему учебного материала.
В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся, распределяю объем работы дифференцированно, чаще всего это задания практического характера.
Например, изготовление изделия - учащиеся, относящиеся к первой группе, выполняют в натуральную величину, причем с элементами моделирования, вторая типовая группа стандартное изделие, а третья группа учащихся в масштабе 1:2.
Тем самым все учащиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.
По характеру помощи учащимся:
На своих уроках часто применяю такую форму дифференциации, как дозирование помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи учащимся:
Образец выполнения задания – для детей первой группы предлагаю выполнить практическое задание по готовому образцу-эталону;
Задания с инструкцией, планом, алгоритмом - для учащихся второй группы предлагаю составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов письменной инструкции;
Работа с подкреплением наглядной модели – эталона - со слабыми учащимися повторяем весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов плана и подробного описания каждого этапа.
Чаще всего такую форму дифференциации использую при закреплении нового материала, при проведении практических работ, на этапе повторения ранее изученного материала. При этом все учащиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.
Чтобы разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся, особенно на уроках проверки знаний, часто использую такую форму, как урок – игра, которая позволяет включать различные формы дифференциации и индивидуализации на каждом этапе проверки знаний по теме или разделу предмета.
На таких уроках использую следующие приемы дифференциации:
Работа в группах.
Делю класс на две команды, в которые входят ученицы разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где ученицы первой группы выступают в роли консультантов, и помогают справиться с практическими заданиями слабым ученицам.
Задания занимательного характера
Это сканворды, анаграммы, пазлы, ребусы.
Задания на соответствие, классификацию, сравнение
Разнообразить формы дифференциации помогает на уроках использование ИКТ, способствующее положительной мотивации и активизации знаний учащихся по предмету.
Вывод: Такие формы организации учебной деятельности способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, позволяют даже самым неуспешным ученикам справиться с заданием и даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.
Дифференциация по уровню творчества
Для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка в своей работе на протяжении нескольких лет веду кружковую работу, где девочки выполняют, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбирая вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждой ученицы. Такая форма индивидуализации позволяет развивать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, а когда дети видят результат своего труда и его высокую оценку, повышается мотивация к творческой деятельности и появляется уверенность в свои возможности.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
При осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода сравниваю результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не успехами других детей. Отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии.
Любой результат успеха должен быть оценен
– для ученика это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности;
- для учителя, проводя анализ динамики развития учащихся, позволяет сделать выводы:
1. об объекте коррекции (т.е. сразу видно, что надо развивать, что корригировать, над какими трудностями учащегося работать);
2. О развитии учащихся (переходит ли ученик от одной группы к другой (3-2, 2-1).Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет мне составить дальнейший план индивидуальной и дифференцированной работы с данными учащимися.
Положительные аспекты дифференцированного и индивидуально подхода:
Отсутствие в классе отстающих учащихся;
Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
Развитие способностей учащихся.
Трудности в реализации дифференцированного и индивидуально подхода:
Большая подготовительная работа к уроку;
Переработка содержания учебного материала;
Дидактическое обеспечение урока;
Подготовка учащихся к такой форме работы;
Проведение мониторинга
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Рекомендации: для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов, благоприятная атмосфера между учителем и учениками.
Выводы.
Апробировав полученные теоретические знания на практике, мною были сделаны следующие выводы:
1. Дифференциация и индивидуализация являются неотъемлемой частью процесса обучения воспитанников профессионально-трудовому обучению.
2. Процесс обучения осуществляется успешнее, если учитель на практике применяет приемы данных форм организации учебной деятельности.
3. Повышается уровень знаний, умений, навыков, интерес к предмету.
4. Но, дифференциация и индивидуализация являются трудоемкими организационными формами, сложными для применения на практике, что требует от преподавателя определенных теоретических знаний, педагогического мастерства, опыта, терпения и желания.