Методическая разработка Методы и приёмы реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся в классе гитары.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 13 г.ТомскаМетоды и приёмы реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся в классе гитары.
Автор:
Бекасов Александр Алексеевич
i
Преподаватель по классу гитары
Томск - 2016г.
Метод (от греческого «методос») означает путь исследования, познания; теория, учение. Метод обучения - это путь познавательной теоретической и практической деятельности педагога и учеников, направленный на выполнение задач образования. Педагог выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием ученика, который не имеет этих знаний. Но педагог не просто передает знания, а организует пути, способы и приемы их усвоения. Процесс и результат обучения зависят от того пути, от тех способов деятельности педагога, которые определяют характер познавательной деятельности учеников. Поэтому методы обучения в специальном классе гитары - это способы работы педагога и способы познавательной деятельности учеников, направленные на выполнение учебных задач, обеспечивающих усвоение содержания обучения.
Реализация этих целей и задач зависит прежде всего от усилий преподавателя, который, решая в своем классе конкретные учебно- воспитательные задачи, не должен упускать из виду главные цели своей деятельности: обучая игре на гитаре способствовать общему развитию ученика, воздействовать на его нравственную сферу, формировать эстетическое отношение к окружающему миру. От методов, используемых в процессе обучения игре на гитаре, в значительной мере зависит успешность решения поставленных целей и задач.
Исследование дало возможность определить наличие учеников с различной степенью развития познавательной активности. Были определены признаки, свойственные тому или иному уровню развития познавательной активности. Это дает возможность педагогу более точно наметить главные, определяющие линии работы с учениками. Целенаправленно использовать все методы обучения. За показатели уровней развития познавательной активности были приняты'следующие группы признаков:
Высокий уровень развития познавательной активности:
любовь к гитаре, музыке;
проявляют большую активность на уроке, задают вопросы, активно включаются в беседу об исполняемом произведении, композиторе;
самостоятельно пытаются проанализировать музыкальновыразительные средства, с помощью которых воплощается данное содержание музыкального произведения, анализируют исполнительские средства выразительности;
отличаются самостоятельностью в овладении необходимыми техническими приемами для достижения желаемого результата;
активно пополняют свои знания в интересующей их области; отличаются глубокими знаниями по музыкально-теоретическим предметам;
свободно владеют гитарой (в соответствии со степенью
обучения);
хорошо читают с листа, умеют аккомпанировать;
активно участвуют в концертах, конкурсах; умеют самостоятельно работать;
самостоятельно слушают музыку, посещают концерты исполнителей.
Средний уровень развития познавательной активности:
любовь к гитаре, музыке, отношение избирательное:
на уроках преобладает внешняя активность в соответствии с
побуждениями педагога. по собственному почину не проявляются;
знания по музыкально-теоретическим дисциплинам поверхностные;
владение инструментом посредственное; чтение с листа слабое;
есть попытки самостоятельно пополнить информацию об интересующей пьесе, но эта деятельность носит эпизодический характер;
в самостоятельной работе отсутствует регулярность; свой досуг иногда посвящают посещению концертов, прослушиванию грампластинок с записью любимых произведений или исполнителей, но и здесь они нуждаются в постоянном побуждении из вне;
в концертах участвуют крайне редко,
Низкий уровень развития познавательной активности:
безразличное отношение к гитаре, занимается в школе по настоянию родителей;
отсутствие интереса к изучаемому музыкальному материалу; безынициативность, в ответах на вопросы педагога проявляется инертность мысли;
владение гитарой чрезвычайно слабое;
знания по музыкально-теоретическим дисциплинам поверхностные;
отсутствуют навыки самостоятельной работы над музыкальными . произведениями;
посещает концерты только по указанию педагога или инициативе товарищей;
Приведенное выше деление познавательной активности учеников на три группы, конечно, слишком мало дифференцированно, глобально. На самом деле, вариантность внутри каждой такой группы может быть гораздо больше. Например, если взять один из параметров определения уровней познавательной активности - музыкальные способности, то ни в одной из групп невозможно будет найти двух учеников с абсолютно одинаковыми музыкальными способностями. У одного ученика больше развито ладовое чувство, у другого - слуховое представление, третий отличается музыкально-ритмическим чувством и т.д. Комплексы музыкальных способностей многообразны. Приведенное деление на группы дает возможность педагогам провести дифференциацию учеников по их познавательной активности на основе вполне ясных и доступных наблюдению признаков. Такая дифференциация познавательной активности дает возможность более целенаправленно организовать процесс обучения.
Так, для учеников с низким уровнем развития познавательной активности практическая деятельность в классе будет организовываться информационноиллюстративным и репродуктивным методом с элементами проблемности. Проблемные ситуации, созданные педагогом, должны решаться самим педагогом, ученик только следит за ходом решения. Основная задача педагога - заинтересовать ученика, активизировать его мышление. При такой системе
которой информационно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и исследовательский методы выступают в роли обязательных элементов. Центральным в этой системе является проблемный, который больше других направлен на формирование и проявление творческой индивидуальности, способностей, самостоятельности и познавательной активности учеников. Но ни один из методов не может носить универсальный характер и без определенного пере осмысливания использоваться в методике обучения игре на гитаре при изучении различного теоретического материала с разными учениками. Необходим непрерывный поиск педагогов, опирающийся на постоянное изучение достижений музыкальной педагогики, общей педагогики и психологии.