Конспект урока по истории Казахстана на тему: Репрессия (11 класс)


Тема урока: Политические репресии и депортация народов.
Цели и задачи урока:
формирование у учащихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР и их проявлений в Казахстане, анализ и оценка причин массового террора. 
углубить знания учащихся о сущности репрессий в Казахстане. 
развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная работа.
Методы и технология урока: объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы.
Оборудование: карты, ИКТ.
Понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, АЛЖИР, репрессии, «враг народа», депортация.
Технологическая карта урока
№ этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационно-мотивационный. Психологический настрой на урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, садитесь. Смотря друг на друга, улыбаются.
Проверка домашнего задания.
Преход к новой теме. Исторический диктант по домашнему заданию.
Проверка правильных ответов.
Показывает на интерактивной доске картинки.
Вопрос: Что лишнее на этой картинке?
Сегодня мы на уроке будем листать страницы истории.
Казахстан превратился в один из главных регионов Сталинских лагерей..Самым большим лагерем был КАРЛАГ, основанный 15 февраля 1931 года. Сюда сразу начала прибывать репрессированные.
Показ слайдового материала по теме. Учащиеся, ответившие на вопросы правильно, получают жетоны, которые называются «ЛАГи»
Ответы учащихся.
 
Записывают в тетрадь тему урока.
1-страница
«Сталинские лагеря» Работа с картой. Какие лагеря существовали в Казахстане? Почему? Покажите по карте.Очень слаженно работала машина репрессий. И все-таки именно в Казахстане произошло восстание против жестокого режима сталинских лагерей.
31 мая – День памяти жертв политических репрессий в Казахстане.
Как увековечена память жертв  сталинских репрессий? Учащиеся работают и делают записи в тетради.  Определите географическое положение лагерей на территории Казахстана
 
 
2-страница нашей истории
«Исторические термины»
3-страница
«Говорят цифры»
Физминутка
4-страница
«Исторический портрет»
Творческое задание по теме
Тест по теме
10-вопросов.
Рефлексия
Оценивание
Домашнее задание
 Депортация-насильственное переселение группы людей или народов в виде наказания.
Репрессия –жесткие карательные меры.
Составьте кластер на тему репрессия.
 
Работа по датам. Раздать карточки.
Учитель читает вопросы, касающихся истории, ученики должны быстро ответить.
Раздать историчекое поле, ученики должны убрать лишние фотографии.
Составить пятистишье по теме.
Что узнали по теме?
Что еще хотели бы узнать по теме?
Параграф -23 прочитать, подготовить сообщение о Сталине.
Записывают термины и читают, объясняют.
Работа по датам, читают даты.
Физминутка.
Составляют пятистишье.
Записывают домашнее задание.
Тест по теме: «Репрессия»
в годы массовых репрессии особенно пострадали
а) деятели сферы архитектуры, в) казахская творческая ителлигенция, с) деятели искусства, д) работники сельского хозяйства, е) работники тяжелой промышленности.
депортация –это
а) насильственное переселение народов, в) карательные меры, с) угроза нации, д) изучение народов, е) политика
3) в 1937 году с Дальнего Востока были переселены
А) корейцы, в) китайцы, с) японцы, д) вьетнамцы, е) немцы
самой крупной национальной группой среди депортированных народов были
а) немцы, в) поляки, с) узбеки, д) чечены, е) турки
в 1988 году по численности казахи вышли на
а) первое место, в) второе место, с) пятое место, д) седьмое место, е) девятое место
в каких ситуациях в Казахстан прибыло представителей 102 наций и народностей
а) освоение целины, в) в годы войны, с) в годы коллективизации, д) в годы индустриализации, е( все перечисленное
когда Казахстан отмечает день памяти жертв политических репресий?
А) 31 марта, в) 2 марта, с) 5 марта, д) 21 марта, е) 30 марта
в каком лагере сидели дети и жены репрессированных интеллегенций
а) Гулаг, в) Степлаг, с) Алжир, д) Карлаг, е) все перечисленное.
где находтлся лагерь Алжир?
А) в Акмоле, в) в Краганде, с) в Атбасаре, д) в Кустанае, е) в Степногорске
национальные лидеры, высказываюшие колониальную суть политики и власти, обвинены как
а) террористы, в) националисты, с) шовинисты, д) инакомыслящие, е) космополиты
Исторический диктант
В результате ........... .......... реформы, проведенной в 1921 г. в Туркестане, казахам было возвращено несколько десятков миллионов десятин земель, захваченных в сове время сибирскими казаками.
Казахстан стал превращаться в республику..............для .............. и ненадежных народов и наций.
Карлаг находился на территории...........
4.Заключенные работали на..............
5.Окончательно Степлаг был закрыт.........
6.Лагерьные пункты размещались.............
№№ УЭ Содержание учебных элементов Вопросы и задания
УЭ1Вступительное слово учителя Слушаем. Знакомимся с пакетом приложений.
УЭ2«Перестрелка» Задаем вопросы одноклассникам. За правильные ответы получаем ЛАГи – валюту урока (курс валюты: 1 ЛАГ – 1 балл).
УЭЗ «Погружение» в тему. Сообщение об успехах строительства социализма в СССР. Почему к данному уроку взяты два эпиграфа? Цветовую гамму урока определяют три цвета: белый, черный, красный. Слушаем ответ учащегося. Работаем по «ленте времени»Рассуждаем на заданную тему.
УЭ4Какая идеологическая платформа объясняла необходимость репрессий? Вспоминаем работу Сталина по проблемам социализма.
УЭ5 Изменение системы судопроизводства. Слушаем сообщение, запоминаем интересные факты.
УЭ6Работаем по карте: «Сталинские лагеря в Казахстане» Определите географическое положение лагерей на территории Казахстана и соотнесите с картой лагерей СССР.
УЭ7Сообщение о КАРЛАГеКакие факты вас особенно заинтересовали?
УЭЗ Песня – баллада «37-ой» Какие черты тоталитарного режима упоминает исполнительница в своем музыкальном произведении. Делаем записи в тетради.
  УЭ9«Потрогать время» помогает документ Слушаем содержание документа и анализируем его методом от противного.
УЭ10 «Специальное задание Сталина» Определяем степень новизны информации.
УЭ11 Слаженность репрессивной машины нарушили восстания Работаем по карте. Запоминаем информацию. С психологической точки зрения объясняем, почему так долго не было восстаний и забастовок в системе ГУЛАГа?
УЭ12 31 мая – День памяти жертв политических регрессий. Как мы увековечили их память?
УЭ13 ГУЛАГ способствовал.... Работаем по технологии «жучок». Заполняем схему из приложения.
УЭ 14 Дополните предложения: ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это ... ГУЛАГ – это... ГУЛАГ – это...  
УЭ15 Домашнее задание П. 18

КАЗАХСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х – СЕРЕДИНЕ 60-Х ГОДОВВ условиях политического давления
Новая волна репрессий
Постановления ЦК ВКП(б) 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград» положили начало новой волне репрессий против деятелей культуры и национальной интеллигенции. Постановления ЦК ВКП(б) подталкивали людей искать в своем окружении «врагов народа». Деятелям искусства, науки и литературы предъявлялись нелепые, необоснованные обвинения.
Постановлением ЦК КП(б) Казахстана 1947 г. «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» запрещалось изучение духовного наследия казахского народа до октября 1917 г., особенно начала XX в. Попытки изучения произведений культуры прошлых веков объявлялись политическими ошибками и искажениями националистического толка. Началась кампания поиска среди казахской интеллигенции «националистов» и «идеологов байского феодализма».
Когда в Москве рассматривалось «Дело врачей», а в Ленинграде - «Ленинградское дело», в Казахстане приступили к политической акции, названной «Дело Бекмаханова».
Ермухан Бекмаханов - талантливый ученый, историк, один из авторов «Истории Казахской ССР», вышедшей в Алма-Ате в 1943 г. Объектом критики стали его монография «Казахстан в 20-40-е годы XIX века», и 14 глава «Истории Казахской ССР», которая содержала материалы о движении Кенесары Касымова.
Е.Бекмаханов дал положительную оценку восстанию Кенесары Касымова, за что назван буржуазным националистом и обвинен в антирусской пропаганде. В 1950 г. в газете «Правда» статья «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана» положила начало преследованиям Е.Бекмаханова. В апреле 1951 г. ЦК КП(б) Казахстана обвинил Е.Бекмаханова в «буржуазно-националистических взглядах». Е.Бекмаханов был осужден на 25 лет лишения свободы в лагере. В 1954 г. при содействии крупных ученых Москвы и Ленинграда Е. Бекмаханов был оправдан и вернулся в Казахстан. В 40-50-е годы подверглись политическим преследованиям: А.Жубанов, К.Жумалиев, Б.Сулейменов, Е.Исмаилов, С.Кенесбаев, С.Муканов и др. Крупный ученыйА.Маргулан обвинялся в антинаучных взглядах. Президент Академии наук КазССРК.Сатпаев, талантливый писатель Ю.Домбровский были вынуждены покинуть Казахстан. Известному писателю М.Ауэзову также пришлось искать убежище за пределамиреспублики. Многие ученые в области биологии, медицины и геологии были объявлены «космополитами». Некоторые покинули научно-исследовательские учреждения и вузы республики.
В 50-60-х годах репрессии по отношению к инакомыслящим несколько изменили методы: провинившихся исключали из рядов партии, увольняли с работы, а особо неугодных запирали в психиатрические лечебницы. По сведениям Министерства здравоохранения СССР, более 90 тыс. советских граждан были незаконно отправлены в психиатрические больницы.
«Хрущевская оттепель»В марте 1953 года умер И.В.Сталин. XX съезд КПСС разоблачил культ личности Сталина. После XX съезда народу были возвращены имена видных государственных деятелей: С.Асфендиаров, О.Джандосов, О.Исаев, Л.И.Мирзоян, С.Мендешев, М.Масанчи, Н.Нурмаков, А.Розыбакиев, С.Сейфуллин.
После смерти Сталина в прессе начали появляться критические оценки прошлого, обсуждались проблемы общества. Назрела необходимость коренных преобразований в обществе. Однако из-за консерватизма управленческого аппарата эти обсуждения не привели к реальным действиям. Руководители, причастные к репрессиям, оставались на своих постах. Реабилитация жертв политических репрессий носила эпизодический характер. Власть, не доведя до конца демократические реформы, вернулась к прежним способам руководства. Многие заключенные были освобождены из лагерей, но сотни тысяч еще оставались за колючей проволокой. Продолжалось искажение правды о событиях прошлого: Октябрьском перевороте, Гражданской войне, терроре и трагедии народа в годы коллективизации. Вернулись на родину насильно переселенные чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы, но права корейцев, немцев, крымских татар, турков-месхетинцев так и не были восстановлены.
Тест «В условиях политического давления»
Новой волне репрессий и гонениям деятелей культуры и представителей национальной интеллигенции положили начало Постановления ЦК ВКП (б) 1946 года
Постановление ЦК ВКП (б) 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» положило начало
Малейшее инакомыслие в послевоенные годы квалифицировалось как
Малейшее инакомыслие в послевоенные годы квалифицировалось как
Постановлением ЦК КП (б) 1947 года «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» запрещалось изучение
В 40-е годы XX века попытки изучения и использования в новых условиях произведений культуры казахов прошлых веков объявлялись
В послевоенном постановлении ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» без оснований были обвинены в национализме
В период, когда в Москве рассматривалось «Дело врачей», а в Ленинграде - «Ленинградское дело», в Казахстане приступили к политической акции, названной
«История Казахской ССР», одним из авторов которой был Е.Бекмаханов, увидела свет вАвтором монографии «Казахстан в 20-40-е годы XIX века» в 1947 году является
Доктор исторических наук, подвергшийся репрессиям в послевоенные годы и приговоренный к 25 годам лишения свободы
Начало политическим преследованиям Е.Бекмаханова положила (-о)
Политическим преследованиям Е.Бекмаханова послужила статья «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана», опубликованная в газете «Правда» вУченый-историк, был осужден на 25 лет лишения свободы за положительную оценку восстания Кенесары КасымоваДоктор исторических наук Е.Бекмаханов подвергся репрессиям в результате объективной оценки проблемы
В своей монографии «Казахстан в 20-40 годы XIX века» Ермухан Бекмаханов дает исторически верную оценку
Ермухана Бекмаханова обвинили в приверженности к буржуазно-националистической идеологии, так как он
Доктор исторических наук Е. Бекмаханов был осужден за объективную оценку антиколониального восстания казахского народа под предводительством
Ермухан Бекмаханов обвинялся
Дело Е.Бекмаханова, обвиненного в буржуазном национализме, было прекращено за отсутствием состава преступления и он вернулся в Казахстан вЕ.Бекмаханов, обвиненный в «буржуазном национализме», был оправдан вВ 1954 году ученый-историк Е.Бекмаханов был оправдан при содействии:
Специальным постановлением ЦК КП (б) 1947 года были объявлены лженаучными взгляды крупнейшего историка
Взгляды крупнейшего историка Маргулана, открывшего уникальный археологический памятник эпохи бронзы и раннего железа - Бегазы, были
На XX съезде КПСС в 1956 году было принято важное решение
Историческое значение XX съезда Коммунистической партии состоит в том, что
Культ личности Сталина был разоблачён в 1956 году наИмена С.Асфендиарова, С.Мендешева, М.Масанчи, С.Сейфуллина возвращены казахскому народу
После XX съезда КПСС было восстановлено имя незаконно осужденного писателя и общественного деятеля
Реабилитация жертв политических репрессий проводилась после
После XX съезда КПСС были возвращены на родину ранее насильно переселенные народы
В 50-60-е годы XX в. изменились методы проведения репрессий по отношению к инакомыслящим, их
В 50-е годы по сведениям Министерства здравоохранения СССР в психиатрические лечебницы было незаконно отправлено советских граждан
Инакомыслящих стали отправлять в психиатрические больницы в