Не забывайте о птицах зимой!
« Покормите птиц зимой!» Ольга Михайловна Дегтерёва Аккольская средняя школа № 2
г. Акколь Акмолинская областьЦели:Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах.
Задачи:Образовательные: 1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.Воспитательные:Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.Развивающие:Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование:Презентация « Птицы зимой»(с кроссвордом).Фонограмма с голосами птиц.Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты. Раздаточный материал для групп:
памятки "Как устроить кормушку",Ход занятия:Организационный момент (вступление в тему).Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).- В какое время года можно услышать голоса птиц?- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? - Почему? - Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть! Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. "Как птице перезимовать?" (читают ученики)Как птицам перезимовать?Известно, что у птахНет ни халатов ватных,Ни байковых рубах.У многих даже нет гнезда:Они в грозу, и в град,И под дождём, и в холодаНа ветках сидя спят.Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?Бывают птицы разными:Одни боятся вьюгИ улетают на зимуНа добрый, тёплый юг.Другие - те народ иной:В мороз над лесом кружат.Для них разлука с родинойСтрашнее лютой стужи.К их перышкам взъерошеннымНе пристают снежинки,Они и под порошамиРезвятся для разминки.Но если долго снег идётИ долго длится вьюга,Тогда, друзья, приходитсяПичугам нашим туго.Сугробами засыпаныБугры, дворы, дорожки.Не могут пташки отыскатьНи зёрнышка, ни крошки.И вот летают всё слабейВорона, галка, воробей.Скорей на помощь, дети!Вот в этот самый трудный часСпасенье птицы ждут от нас.Кормите их! Согрейте!Повесьте домик на суку!Рассыпьте крошки на снегу,А то и манной кашки…И оживут бедняжки!По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзьяИ пропоют, чирикая:"Спасибо вам великое!".Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.1 задание: Разгадывание кроссворда1) Ведущий:Ищет целый день он крошки,Ест букашек, червячков.Зимовать не улетает,Под карнизом обитает. (воробей)Ученик: "Воробей" Николай РубцовЧуть живой. Не чирикает даже.Замерзает совсем воробей.Как заметит подводу с поклажей,Из-под крыши бросается к ней!И дрожит он над зёрнышком беднымИ летит к чердаку своему.А гляди, не становится вреднымОттого, что так трудно ему…Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)2) Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)Ученик: КлёстУдивительная птичка – клюв крестом, Называется клестом.Клювом шишки расщепляет, Кормит досыта птенцов. А гнездо – пуховый домик, И зимою в нем тепло.Только б были шишки- Вырастут малышки.Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.3) Ведущий:
Зимой на ветках яблоки!Скорее собери!И вдруг вспорхнули яблоки…Да это ж…(снегири)Ученик:Сорок градусов мороза,Всё вокруг белым-бело.Сел снегирь на ветвь берёзы –Красногрудому тепло.Стойкий, стужам неподвластный,Песней славит он зарю.Знать недаром галстук красныйДан с рожденья снегирю.4) Ведущий:Чёрный жилет, красный берет,Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)Ученик:ДятелВ яркой шапке пёстрый дятел,Корольков, синиц приятель,Барабанит в мёрзлый ствол:- Приглашаю всех за стол! Подбирайте меж соринокКто жуков, а кто личинок – Клад разведан под корой, Начинаем пир горой!Продолбил гнилушку дятел –А в дупле тепло, как в хате, Пусть снаружи – холод, снег, Есть продрогшему ночлег.Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)5) Ведущий: Спиною зеленовата,Животиком желтовата. Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика. (синица)Ученик:Синяя синица! Розовый снегирь!Отчего мне снится весь в снегу пустырь?И на скользком насте трепет птичьих крыл?Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…Пуховой комочек, слышен сердца стук.А лететь не хочет из горячих рук.Быль – она вернее всяких небылиц:С голода ручнеют стайки зимних птиц.Ведущий: Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу…(Берегите птиц) Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка) 2 задание Продемонстрировать свои кормушки
3 задание: Угощение для птицДетям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.Проверка задания: с блюда с "угощениями"для птиц выбираются полезные и вредные продукты.Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Письмо синички".Ученик: Покормите птиц зимой, пусть со всех концовК вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.Не богаты их корма – гость одна нужна.Горсть одна – и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их – не счесть!Видеть тяжело!А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.Приучите птиц в мороз - к своему окну,Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну4 задание: Рисуем плакатыУчёный-орнитолог: Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли. Вот только вот о чём я подумала: в вашем классе только 19 человек. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет ухаживать за ней – всё равно этого мало. А что если написать плакаты и развесить их по всему посёлку ,а в плакатах этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.Работа в группах. Дети с плакатами выходят к доске.
Исполняется песня:Если б только- только- толькоЕсли б только на планетеЕсли б только все землянеВсё живое берегли.То, возможно-можно-можно,То, наверно-верно-верно,Книги Красной точно-точноНикогда б не завели.Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!А-а! Крокодилы! Бегемоты!А-а! Обезьяны! Кашалоты!А- а! И зелёный попугай! (2 раза)И пускай у этой речки, И пускай в зелёной рощеИ пускай в лесу тенистомСлышен гомон птичьих стай!Ты запомни-помни-помни, Что б сберечь природу-надоВсем на этом белом светеТы, как можешь, помоги!Припев:Подведение итогов:Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.