Конспект родительского собрания по тема: «Книга в семье и духовное развитие ребенка».
Конспект родительского собрания
по тема: «Книга в семье и духовное развитие ребенка».
МКОУ Думчевская СОШ
Учитель: Назарова О.А.
Классы: 1,3.
Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи:
Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
Предварительная подготовка:
Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (Приложение 1)
Родителям, также предлагается заполнить анкету. (Приложение 2)
Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.
Ход собрания
1.Дорогие родители! Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенка уважали и ценили другие.
Но как этого добиться. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная изжила себя . На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
В портфель достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.
От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя, в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.
Проблемой детского чтения занимаются ученые во многих странах мира.
Вот данные социологического опроса «Ценность книги и чтения в представлении нынешних детей» в нашей стране:
- Читать – это классно!
- Только и слышу: читай, читай. Надоело!
- Читай - и ты полетишь!
- Читать – это скучно, нудно, муторно.
- Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других.
Как видно из реплик школьников, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Тревожит, что таких детей с каждым годом становится все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.
На данный момент это большая проблема. Я хочу обратить ваше внимание на важность решения этой проблемы. Ваши дети, первоклассники делают первые шаги в мир чтения. Радуйтесь каждому прочитанному ими слову, как победе. Не привлекайте их внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.Одним из главных факторов, стимулирующих чтение, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый - часть ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае – не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у Вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие. Если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство он, непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!) Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.А вот метод, который предлагает известный педагог Ш.Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон. А вот еще один ход, побуждающий ребенка взять в руки книгу: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)»Почти в каждом современном доме имеется домашняя библиотека. Хорошо, если у вашего ребенка будет собственная полка, где будет он хозяином в своем «книжном царстве» Там не должно быть многотомных собраний сочинений, предпочтительнее отдельные иллюстрированные издания, сборники. Приучайте детей аккуратно пользоваться книгами, чистыми руками, не перегибать книги и листы в них, пользоваться закладкой. Приучайте детей прочитанные книги класть на место.Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Учите его пользоваться фондами библиотеки и справочным аппаратом. Библиотекарь окажет индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг в зависимости от его потребностей и возраста. На протяжении уже многих десятилетий библиотека – лучший стимулятор самообразования и воспитатель.
2.Знакомство с проблемой “ Как приобщить ребенка к чтению ”.
В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?
2. Навык чтения состоит из нескольких параметров: (Слайд №2 )- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)
- Скорость чтения (к концу 3 класса ребёнок должен читать не менее 65(1 полугодие) слов в минуту).В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 0 человек, в норму укладываются 2 человек, ниже нормы – 1 человек.. - Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании. (Слайд №3)
1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.
2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.
3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
3. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования. (Слайды №4 -13)
4. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Алгоритм семейного чтения. (Приложение №3) (Слайд №14)
5. Подведение итогов родительского собрания. (Слайд №15)
Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.
Возможное решение родительского собрания:
Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать литературу для домашнего чтения.