Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение.Трудные случаи постановки знаков препинания
Цели: Повторение орфографического правила «Н,НН в разных частях речи»Закрепить навыки распознавания главного и придаточного предложений;Формировать умение определять виды придаточных предложений;Закрепить навыки характеристики предложения и постановки знаков препинания. Уметь воспринимать информацию, реагировать соответственно и обосновывать свой ответ, если не согласны. Вывод: СПАСИБО! МОЛОДЦЫ! Результат 11.12.2013 17.01.2014 27.01.2014 12.02.2014 14.02.2014 «5» 0 1(Антонова А) 0 «4» 0 5 3 «3» 1( Паняева А) 4 6 «2» 22 14 13 «1» 0 0 0 В классе 25 25 25 Писало 23 24 22 Качество 0 25 13,6 Успеваемость 4,3 41,6 40,9 Ср.балл 0,1 2,7 2,5 СОУ 0,6 32,8 28,0 Части речи 11.12.2013 Анализ ошибок 17.01.2014 Анализ ошибок 27.12.2014 Анализ ошибок 06.02.2014 В отыменных прилагательных 12чел-55% + 9чел-41% + 7 чел-31% + В кратких прилагательных 8чел-36% + 6чел-27% + 4чел-18% + В полных стр.причастиях 11чел-50% + 9чел-41% + 9чел-41% + В кратких стр причастиях 13 чел-59% + 7чел-32% + 8чел-36% + В наречиях 13 чел-59% +- 15чел-68% + 8чел-36% + В сущ -х 12чел-55% + 10чел-46% + 13чел-59% + Исключения из правила (наизусть!) 0 - 0 - 16чел-73%(смышлеНый) + Отсутствовали в январе учащиеся –участники олимпиад(4-5чел) Уметь самостоятельно:группировать орфограммы по теме «Н,НН в разных частях речи» (письменно);объяснять графически условия выбора Н,НН в процессе письма;сформулировать правило написания Н,НН в этих частях речи (устно) ;сделать вывод: от какого условия зависит выбор Н,НН? «…мой друг бесце…ый» свяще…ые узы братства приобрете…о в лицее откликаться искре…о и задушев…овысшая це…остьсоедине…ые в крепкий союз жела…ая дружба переполне…ый чувствомединстве…ая сила,обраще…о к друзьямпредельная искре…остьсмышле…ые лицеисты В отыменных прил-х: бесцеННый – на стыке морфем (цена +Н); единствеННая - с ОНН,ЕНН;в отглаг. прил-х: желаННая, свящеННые, смышлеНые – искл.;в полн. стр.прич.: соединеННый в союз, переполнеННый чувством (есть приставка,кроме НЕ, и зав.слово);в кратких стр.прич.: приобретеНо, обращеНо ( всегда Н!);в наречиях: искреННо- искреННий,задушевНо – задушевный;в сущ-х: цеННость- цеННый, искреННость- искреННий Вывод : от какого условия зависит правильное применение правила? Как ни увлекался Пушкин светской жизнью ему все яснее становилась ее пустота которую не могла заменить сердечная дружба – 1 ряд;Дружба для Пушкина была той единственной силой что соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.-2 ряд;В дружбе поэт склонен видеть нечто высшее если ее освящали поэзия и мечта о творчестве.- 3 ряд 1. Внимательно слушаем характеристику сложноподчиненного предложения2. Проверьте, правильно ли составлены схемы сложноподчиненных предложений Личность в лирике поэта индивидуальна и неповторима и тема дружбы приобретает свой, по – особому значимый смысл. Какое это предложение?Как поставите знаки препинания?Замените его СПП.Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются? Пунктуационные правила Знаю + Не знаю –Интересно !! Непонятно ? Запятая ставится: а) если же придаточное стоит перед главной частью или после нее – с одной: Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности (П.)Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое. б) с двух сторон, если придаточное стоит внутри главного: В доме, который стоял на холме, загорелся свет.Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан. в) перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом: Неповторим Ярославль, ни с каким городом не спутаешь его, особенно когда увидишь город с Волги. г) союзное слово который может располагаться как в начале придаточного, так и в середине: Это человек, говорить о котором я могу вечность. Это человек, благодаря усилиям которого удалось избежать закрытия театра. Запятая НЕ ставится, если а) перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз И : Не вернул он мне книгу и когда прочитал ее. б) перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица НЕ: Готовиться к экзаменам надо не когда начнется сессия, а задолго до этого (не... а): в) придаточное сокращено до одного союзного слова (одиночно употребленное союзное слово теряет функцию придаточного предложения): Я приеду, но не уточняю когда.Я бы тоже желал знать почему г) придаточное благодаря союзам и, или включается в ряд однородных членов: Приезжай через неделю или когда тебе захочется. д) придаточное представляет собой фразеологическое сочетание: Я стремлюсь работать как можно лучше. Я не люблю работать как попало Примеры Знаю +Не знаю –Интересно !!Непонятно ? 1.ПП с однородными членами2.СПП с прид.определительным3.БСП4.ПП с однородными членами5.СПП с прид. изъяснительным6. СПП с прид.причины7.СПП с прид.определительным8.ССП9. СПП с прид.условия10. ССП «5» – 0 ошибок«4» – 1-2 ошибки«3» – 3-4 ошибки«2» – 5 и больше ошибок Какой материал мы хорошо усвоили?Что нам надо еще отрабатывать? Дружба в лирике Пушкина Письменная работа « Вольные размышления о дружбе, о Пушкине»(ввести в текст сложноподчиненные предложения, лексику урока) «Бог помочь Вам, друзья мои… !