Урок русского языка в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение.Трудные случаи постановки знаков препинания


Нимеева Л.Д., учитель русского языка и литературы
МБОУ« Элистинский лицей»
г.Элиста
Республика Калмыкия
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненное предложение»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Форма урока: исследование языкового материала на примере стихотворений А.С. Пушкина по теме « Дружба в лирике Поэта» и лингвистического текста « Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП»
Тема: « Сложноподчиненное предложение»
Цели:
совершенствовать знания учащихся о сложноподчиненном предложении и умения определять виды придаточных предложений;
развивать метапредметные умения и навыки: анализировать, сравнивать, преобразовывать, классифицировать, обобщать изученный материал по синтаксису сложного предложения;
Воспитывать понимание дружбы как высшей человеческой ценности, стремление к рефлексии, самоконтролю.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: реподуктивный, частично – поисковый, исследовательский»;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные
( демонстрация предъявляемого материала);
Интеллектуальные метапредметные: сравнения, классификации, обобщения материала;
Контроля и самоконтроля: устный, письменный;
По организации деятельности: индивидуальные, фронтальные, парная работа
Оборудование: компьютер с проектором, файлы с печатным материалом
Ход урока
№ Этапы урока/ время Деятельность учителя Деятельность учащихся ТСО/ выводы/ примечания
I. Оргмомент0,5 мин.
Определение готовности к уроку, приветствие, настрой Слайд №1
II. Постановка темы и целей урока
2 мин. Прошу вас напомнить: над какой темой мы с вами работаем? «Сложноподчиненное предложение» Следовательно, это тема нашего урока
Какими знаниями и умениями вы овладели? Знаем виды СП, виды придаточных, алгоритм определения видов СПП, умеем различать подчинительные союзы от союзных слов, указательные слова
Таким образом, вы поставили учебные цели нашего урока. Если мы овладели этими знаниями, умениями и навыками, значит, продемонстрируем их. Это очень важно: уметь реализовать свои знания, проверить на практике.
Слайд №2
III. 1.Индивидуальная работа во время стадии вызова
Предложение для синтаксического разбора заранее написано на доске Ученица выполняет на доске 2.Стадия вызова. Прием « Верные и неверные утверждения» 7 мин.
Ваша задача – уметь воспринимать информацию, соответственно реагировать и обосновывать свой ответ, если вы не согласны со мной. - Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными? Да - В зависимости от средств связи СП бывают только союзными? Нет, еще есть бессоюзные- Союзные предложения бывают 2-х видов: ССП и СПП? Да - Сложноподчиненные предложения – предложения, равнозначные по смыслу? Нет, это ССП. СПП –это 2 или несколько ПП, одно из которых подчиняется другому и соединяется подчинительными союзами, союзными словами и интонацией - Придаточное всегда начинается с подчинительного союза? Нет, еще с союзного слова - Союзные слова – это относительные местоимения и местоименные наречия? Да - Союзные слова не являются членами предложения и их можно опустить? Нет, они являются членами предложения (это местоимения и наречия), их нельзя опустить - Придаточные бывают только двух видов: определительные и обстоятельственные? Нет, еще местоименно- определительные и изъяснительные - Если придаточное начинается с союзного слова который, это придаточное условия? Нет, определительное Если придаточное начинается с союзов несмотря на то что, хотя, как ни, сколько ни, это придаточное уступительные? Да СПП с несколькими придаточными можно разделить только на 2 группы: последовательное и параллельное? Нет, на 3. Еще однородные: придаточные относятся к одному и тому же слову в главном, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же видом. Параллельное подчинение – подчинение, при котором придаточные относятся к главному, но отвечают на разные вопросы и являются разными по значению.Да В СПП с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз и стоять сочинительный одиночный союз И, перед которым запятая не ставится. Да После окончания – слайд №3

3.Проверка индивидуального задания- синтаксического разбора Синтаксический разбор на доске сделан правильно?
Мотивация: проверяем быстро и внимательно; совершенствуем умение внимательно читать текст: Скорость важна для активизации внимания! Визуальная проверяют синтаксический разбор, выполненный одноклассницей на доске самостоятельно.
IY. Орфографический анализ темы « Н, НН в разных частях речи»
7 мин 1.Краткий анализ результатов С/Д по теме – учитель;
2.В каких частях речи были допущены ошибки? 1.Обращают внимание на качество!
Слайд №4
2.Самостоятельно выполнить задание. Они на столе и на слайде. 2. Выполняют задание. Контролируют время! Слайд №5, №6
3.Проверка сначала устно, потом проговариваем правила. (затем показать слайд №6) (См. слайд №6) После проговаривания правила
Слайд №7
Каков вывод: от чего зависит правильное применение правила? От умения различать части речи по лексическим и грамматическим значениям! Y. Комментированное письмо. Умение давать характеристику СПП.
5мин.
Индивидуальное задание: составление схем предложений 1.Задание: записать предложение по рядам, доказать, что оно СПП. Дать устно его характеристику 1.Выполняют задание. 3 мин. Слайд №8
2.Проверка. Коррекция. 2. Проверка – слушать внимательно друг друга, если необходимо, уточняют. Слайд №9
3.Проверка индивидуального задания 3.Визуальная проверка: сверяем со схемами, которые вы составили в тетрадях YI. Устная работа. Конструирование
Сравнение.
3 мин 1.Прочитайте предложение.
2. - Какое это предложение?
- Как поставите знаки препинания?
- Замените его СПП.
- Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?
Устно рассуждают, обосновывают свое мнение. Слайд №10
YII. Работа с лингвистическим текстом в паре. Чтение с пометкой. Снимаем проблему неосмысленного конспектирования.
10мин. 1.Прочитайте текст. Ручкой на полях отмечаем информацию: известную +неизвестную –
Интересную !Непонятная ?Выполняют задание. В паре обсуждают неизвестную информацию, высказывают предположение, почему именно такая постановка запятой в СПП. Слайды №11, №12
2. Проверка: обобщить работу с текстом Учащиеся рассуждают вслух Слайды 12
YIII. Контроль знаний: цифровой диктант 1.Чтение учителем предложений Выполняют 2.Проверка Проверяют. Оценивают Слайд №13
IX. Подведем итоги.Рефлексия1. Какой материал мы хорошо усвоили?
2.Что нам надо еще отрабатывать?
Размышления уч-ся – анализ качества выполнения работы на уроке Слайд №14
XII Подведем итоги по теме « Дружба в лирике Пушкина» Построение кластера «Дружба в понимании Поэта» Составляем вместе с учащимися Слайд№15
XIII. Домашняя работа Написать письменную работу
« Вольные размышления о дружбе, о Пушкине» Отметки за урок будут поставлены по итогам письменной работы Слайд №16