Педагогическая копилка для учителей начальных классов
Педагогическая копилка.
Добрый день! Я расскажу Вам сказку:
« Жили- были дед да баба, была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко.
- Вопрос вот в чём : дед бил не разбил, баба била не разбила, мышка то его и разбила
-Почему старики плачут если сами его хотели разбить? ( ваши версии)
Мы задаём вопросы почему? с раннего возраста.
Обратимся к статистике слайд
В настоящее время в Российской Федерации проживает около 29 млн. детей. Сколько же среди них « почемучек», тех которые постоянно интересуются, познают мир с помощью этого простого вопроса «почему?». Определить это трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем Большинство психологов или педагогов оценивают количество таких детей от 1% до 20 % от общего числа детей. Статистическая разница в оценке количества любознательных детей в разных странах весьма значительная от 7 до 90 %. Россия дает цифру около 7 %.
-А как человек может получать информацию по интересующим его вопросам?
-Как происходит переход из полученных источников информации к личному знанию?
-Продолжение этого вопроса: Как сделать, чтобы знания стали прочно усвоенными, осознанными и остались на всю жизнь?
Слайд
Б. Шоу высказал идеальную и прекрасную мысль: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность.
Для того чтобы передать смысл моей работы, я обращусь за помощью к одному из самых мудрых проводников в страну детства – Самуилу Яковлевичу Маршаку. В своё время он написал небольшое стихотворение, которое по своей сути является грустным диагнозом безличностной педагогики во всех странах мира:
Слайд.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Чтобы оторваться от этого грустного диагноза «безличностная педагогика», я вам предлагаю поучаствовать в игре «Кто умнее третьеклассника?» и самостоятельно прийти к истине.
Мы, взрослые часто думаем, что знаем гораздо больше детей и поэтому вправе диктовать им. Но это не всегда так.
Перед вами небольшой тест. После каждого вопроса даны варианты ответов. И так, делайте свой выбор.
Тест. Слайд.
Сколько звуков и букв в слове маяк?
А) 5 звуков, 3 буквы.
Б) 3 звука, 5 букв.
В) 4 звука, 4 буквы.
Г) 5 звуков, 4 буквы.
Отметь строку, в которой записана формула нахождения площади прямоугольника, со сторонами а и b
А) S= a + b
Б) S= 2ab
В)S=2(a+b)
Г) S= a x b
Отметь правильный ответ. Организмы- производители- это
А) растения
Б) животные
В) бактерии-грибы
В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?
А) муха- комар-шмель
Б) комар-муха- шмель
В) шмель- комар- муха
Г) муха- шмель- комар
Давайте проверим правильные ответы (слайд)
Вы видите свои результаты , согласитесь уважаемые коллеги, что мы взрослые не всегда знаем ответы на вопросы, а для третьеклассника это обязательный программный минимум. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Я представляю вам свои приёмы работы, которые помогают моим третьеклассникам прийти к истине через самостоятельный поиск, задавая вопрос «почему?»
Предлагаю Вам на несколько минут стать обучающимися. Поздравляю Вас. Вы теперь обучающиеся 3 «А» класса гимназии №1.
Сейчас предлагаю погрузиться в наш прекрасный, загадочный русский язык
ПРИЁМ № 1 (фронтальная работа)
На доске слова:
1 декабря воскресенье
День рождения 23 февраля
8 Марта 4 апреля
5 июля День Учителя
-Прочитайте. Какие задания можете предложить с этими сочетаниями слов? (разделить на группы: праздники и не праздники).
-Назовите праздники (День рождения, 8 Марта, День Учителя)
-Что мы делали? (классифицировали, анализировали, использовали жизненный опыт).
ВЫВОД: этот приём направлен на отработку умений классифицировать предметы, выражения. В результате дети выявляют признаки сходства и различия, группируют, т.е. анализируют и синтезируют информацию, а значит запоминать.
ПРИЁМ № 2 (работа в парах)
- Возьмите карточки, которые лежат на столах и составьте слово.
ПРАЗДНИК
ПРАЗНИК
-Что заметили? (разное написание слов)
-На какую орфограмму это слово? (непроизносимый согласный в корне)
-Как проверить? (подобрать проверочное слово. Празден не является проверочным словом, т.к. это разговорное выражение. Проверить нельзя, значит это словарное слово)
-Где можно проверить свои предположения? (в орфографическом словаре)
-Какие дидактические приёмы развивающего обучения были реализованы? (преобладание теоретического материала, поисковая деятельность, развитие всех и каждого)
ВЫВОД: работая в поисковых группах, дети решают проблемную ситуацию и самостоятельно открывают орфографическое правило
- Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, оказываемся в другом доме – природе. Человек – часть её самой. А раз так, значит, он должен бережно к ней относиться, уважать и знать её законы.
Звучит музыка, вносят 2 набора с оборудованием.
На подносе перед вами несколько предметов. Подумайте, для чего они могут пригодиться?
Какие версии? Это групповая работа, вы можете работать сообща.
Я думаю, у вас было немало версий, вы слышали версии из зала. Выберите правильный ответ.
В Китае ещё в древние времена люди заметили, что если кусочек железной руды положить на дощечку и пустить её плавать по воде, то дощечка всегда поворачивается по направлению север-юг. Это было важным открытием: ведь с помощью таких кусочков руды можно было ориентироваться днём и ночью, в хорошую и плохую погоду, в густом лесу и на морских просторах. Открытие древних китайцев легло в основу создания компаса.
На магнитную стрелку компаса действует магнитное поле Земли, а Земля сама подобна большому магниту. По желанию вы можете выполнить свой домашний компас из вот этих подручных средств.
Изображение компаса на слайде.
- Уважаемые члены жюри, каким образом здесь участники учебного процесса приходят к истине?
Хорошо, посмотрим, как оправдаются ваши версии.
Слайд.
Только практическая работа, проверка знания опытом, позволяет любому ребёнку утвердиться в предложенном знании. Погружение в проблему и успешный выход из неё совместными действиями даёт возможность каждому показать свою значимость в решении поставленной задачи и повысить уровень собственных учебных достижений.
Благодаря собственно изготовленному компасу мы вышли на великолепную, залитую солнцем поляну (Слайд – природа), слышим перешёптывание луговых трав и превращаемся, а в кого – выберите сами.
(Бабочка, кузнечик, майский жук, пчёлка, божья коровка, я – высокое дерево)
На поляну в лёгком вальсе вылетает беззаботная бабочка, тут же прыгает резвый кузнечик, разбуженный этим шумом возмущённо взлетел майский жук. Труженица – пчёлка, не обращая ни на кого внимания собирает нектар, а божья коровка просто веселее перелетает с цветка на цветок. Вся поляна наполнилась звукамизажужжали. Вдруг, набежали тучи, пошёл сильный дождь, спрятаться можно только под большим высоким деревом, а оно как раз растёт недалеко от полянки.
Мы с вами отдохнули, поиграли. А сейчас тест. (слайд)
Какой приём должен быть доминирующим в организации физминутки?
А) исследование
Б) игра
В) наблюдения
Г) опыты
Найдите лишнее: физминутка позволяет
А) переключить внимание
Б) снять мышечное напряжение
В) активизировать мыслительную деятельность
Г) сплотить рабочую группу.
- Я согласна с вашим выбором.
- Следующая область, в которую мы с вами погружаемся, это царица всех наук – математика!
Перед вами задача. (читаю со слайда)
Периметр прямоугольника 48 см. Найди площадь прямоугольника, если его ширина в 3 раза меньше длины.
(тут же схемы)
- Выберите схему, которая соответствует данному условию, и решите задачу.
(Сколько сторон прямоугольника нам предложено на схеме? Что такое периметр? Как найти площадь прямоугольника?)
Все справились? Соотнесите свой ответ с образцом на доске.
Слайд.
24 : 4 = 6 (см) ширина
6 х 3 = 18 (см) длина
6 х18 = 108 (см2) площадь
- Математика такая наука, которая предполагает не одно, а несколько решений. Посмотрите на эту запись, можно ли решение записать иначе? Попробуйте сделать это дома.
(К «детям»)
- Как вы считаете какие приёмы сработали при решении этой задачи?
Вывод: изображение условия задачи в виде схемы, развивает наглядно-образное мышление, дети выявляют сходства и различия, анализируют, логически мыслят.
- Можете ли вы однозначно ответить на вопрос, заявленный в начале: «Кто умнее третьеклассника?»
Слайд.
Старинная латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». Наши дети заставляют нас искать что то новое в литературе и освежать, расширять, углублять свои знания в области математики, истории, русского языка, окружающего мира.
Приходя в школу, каждый ребёнок уже имеет определённый запас знаний, пусть маленький, но жизненный опыт, своё собственное мировоззрение, мироощущение. Наша задача не предоставлять им готового решения, а через метод проб и ошибок приходить к истине.
Эмиль Заря сказал: «Главный смысл жизни в бесконечном поиске неизведанного, в вечном усилии познать большее, вся наша жизнь это эксперимент, это исследование, где мы не знаем, что ожидает нас в результате встречаясь с людьми общаясь, любя и ощущая любовь других мы познаём эту жизнь»