План – конспект урока по физической культуре в 8 классе. Раздел лыжная подготовка.
МБОУ «ООШ» д. Захарвань
План – конспект
урока
по физической культуре
в 8 классе
Раздел «Лыжная подготовка»
Составитель:
учитель физической культуры Голубчиков А.С.
16 ноября 2016 год
Конспект урока №__
Тема урока: Повторение техники одновременного одношажного хода. П.И. «Гонка с выбыванием»
Задачи:
1. Повторение техники одновременного одношажного хода
2. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода
3. Провести игровое упражнение «Гонка с выбыванием»
Место проведения: спорт. площадка
Инвентарь и оборудование: лыжи, лыжные палки.
Ход урока.
1.Подготовительная часть урока -12минут.
1. Построение, приветствие.
2. Сообщение задач урока.
3. Комплекс ОРУ. Построение в рассыпную. Повторение техники строевых упражнений с лыжами, на лыжах.
а) Ходьба на месте с акцентированными махами руками.
б) В стойке ноги врозь, пружинящие приседания, руки вперед.
в) Наклоны туловища в стороны, вперед и назад, руки на поясе.
г) Круговые движения руками вперед, назад.
д) Поочередные выпады вперед, руки в стороны.
е) Прыжки со сменой ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук
2. Основная часть урока – 28 минут.
1. Повторение техники одновременного одношажного хода. Одновременный одношажный ход является одним из основных, наиболее часто применяемых при передвижении на лыжах, так как позволяет развить высокую скорость скольжения - до 8 м/с. Чаще всего ход используется на равнине при хорошем скольжении и при твердой опоре для палок. С ухудшением условий скольжения его можно применять на пологих спусках. При отличном скольжении высококвалифицированные лыжники могут проходить начало пологих подъемов (при переходе на высокой скорости от равнины в подъем), используя этот ход. Цикл одновременного хода состоит из одного скользящего шага и одновременного толчка палками с последующим скольжением на обеих лыжах.
Различают два варианта одновременного одношажного хода. Отличие связано с изменением согласованности в работе рук и ног. Основной вариант - руки выносят палки вперед до начала толчка ногой, толчок руками начинается сразу после окончания отталкивания ногой (два толчка следуют непрерывно один за другим).
Стартовый вариант - одновременно с толчком ногой палки выносятся вперед, а отталкивание палками выполняется после небольшого проката на одной лыже. Основной вариант более экономичен (общее время цикла примерно на 0,4 с больше, чем в скоростном), так как частота движений ниже. Естественно, что скорость скольжения в основном варианте чуть меньше, чем в скоростном (на 1-2 м/с).
Основной вариант выполняется следующим образом:1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег.4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах.5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах.Цикл движений повторяется.
Изучение этого хода начинается целостным методом по общепринятой методике (рассказ - показ - объяснение). Кроме этого, целесообразно имитировать движение в цикле хода без палок - это позволит ученикам освоить ритм движений хода. Затем обучение продолжается при передвижении по учебному кругу.
В обучении этому ходу встречаются некоторые специфические трудности, заключающиеся в согласованности работы рук и ног. Овладеть согласованностью движений помогает выполнение хода под команды преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг!», «Толчок!» Можно проводить обучение под счет: на «раз» - палки выносятся кольцами вперед; на «два» - шаг с толчком другой ногой и с одновременной постановкой палок на снег; на «три» - толчок палками и приставление ноги.
Следует напомнить ученикам известное методическое правило при выполнении данного хода: не начинать толчок ногой, пока палки не займут положение кольцами вперед. После освоения общей схемы движения переходят к совершенствованию хода в целом - усилению отталкиваний ногами и руками, удлинению скользящего шага и т.д.
Одновременный одношажный ход предъявляет довольно высокие требования к силе мышц плечевого пояса, поэтому изучение его также необходимо вести в облегченных условиях (под пологий уклон, при хорошем скольжении и твердой опоре для палок).
У школьников при выполнении этого хода встречаются следующие ошибки: преждевременный толчок руками, начало цикла шагом с одной и той же ноги, а также все ошибки, присущие одновременному отталкиванию палками, аналогичные одновременному бесшажному ходу.
2. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.
Обучение технике попеременный двухшажный ход с палками.
Разучивание движений рук при попеременном двухшажном ходе начинается с показа выноса палки. Рука свободно движется вперед одновременно с махом свободной ногой, слегка согнутой в колене. Рука выносится вперед почти выпрямленной. Она поднимается чуть выше уровня плечевого сустава. К моменту постановки палки на снег она слегка сгибается в локте. Как только палка станет на снег, лыжник начинает давить на нее весом тела. Сначала руку сгибают в локте, а затем разгибают. Разгибание начинается еще во время, когда рука не дошла до вертикали и продолжается до конца отталкивания. Если не начать своевременно разгибать руку, то кисть пройдет слишком высоко и угол отталкивания палкой не будет достаточно острым. Что бы образовался такой угол отталкивания палкой, лыжник, кроме того наклоняет туловище. Заканчивать толчок палкой лучше всего в тот момент, когда начинается толчок ногой. Давление кистью осуществляется через петлю палки. После отталкивания рука с палкой слегка поднимается вверх.
Проверить умение правильно захватывать петли на палках. Показать отталкивание палками.
3. Провести игровое упражнение «Гонка с выбыванием».
3. Заключительная часть урока –5 минут.
1. Построение.
2. Подведение итогов урока.
3. Дом. задание: повторить стойку лыжника и комплекс ОРУ лыжника.
Конспект урока №__
Тема урока: Обучение технике одновременного двухшажного хода. Прохождение дистанции до 2000м
Задачи:
1. Обучение технике одновременного двухшажного хода.
2. Совершенствование техники одновременного одношажного хода
3. Прохождение дистанции до 2000м
Место проведения: спорт. площадка
Инвентарь и оборудование: лыжи, лыжные палки.
Ход урока.
1.Подготовительная часть урока -12 минут.
1. Построение, приветствие.
2. Сообщение задач урока.
3. Комплекс ОРУ. Построение в рассыпную. Повторение техники строевых упражнений с лыжами, на лыжах.
а) Ходьба на месте с акцентированными махами руками.
б) В стойке ноги врозь, пружинящие приседания, руки вперед.
в) Наклоны туловища в стороны, вперед и назад, руки на поясе.
г) Круговые движения руками вперед, назад.
д) Поочередные выпады вперед, руки в стороны.
е) Прыжки со сменой ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук
2. Основная часть урока – 28 минут.
1. Обучение технике одновременного двухшажного хода.
Одновременный двухшажный ход применяется на равнине при отличных и хороших условиях скольжения и на пологих спусках при удовлетворительном скольжении. Ход позволяет передвигаться с достаточно высокой скоростью, хотя он и уступает по этому показателю одновременному одношажному; поэтому сильнейшие лыжники применяют его мало. У лыжников-новичков и школьников он пользуется большей популярностью, особенно в туристских походах и на прогулках. Ход требует твердой опоры для палок. Благодаря наличию в цикле хода двух скользящих шагов и только одного одновременного толчка палками ученики даже с относительно слабым уровнем развития мышц рук и плечевого пояса достигают довольно высокой скорости при передвижении на подготовительной лыжне. Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного толчка руками на второй шаг. Квалифицированные лыжники за один цикл проходят на лыжне от 8 до 11 м со средней скоростью 5-7 м/с.
Одновременный двухшажный ход выполняется следующим образом (рис. 1): 1. После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно выпрямляясь, начинает выносить палки вперед. 2-3. Сосредоточив массу тела на левой ноге, после предварительного небольшого подседания лыжник делает шаг правой вперед, продолжая вынос палок. После окончания толчка левой ногой начинается скольжение на правой. 4-5. Предварительно перенеся массу тела на правую лыжу и выполнив подседание, лыжник отталкивается правой ногой; палки в это время выводятся кольцами вперед-и ставятся на снег. 6. В момент окончания толчка ногой палки приходят в рабочее положение (под острым углом вперед) и начинается отталкивание руками. 7. Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед. 8. С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах. Некоторое время лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набранную скорость. Затем цикл движений повторяется. При объяснении или показе следует обратить внимание учеников на следующие детали хода, которые очень важны для достижения высокой скорости скольжения и экономичности движения: в момент проката недопустимо резкое выпрямление, так как это увеличивает давление лыж на снег и сокращает длину скольжения; палки выносятся вперед мягким, расслабленным маятникообразным движением с последующей энергичной постановкой на снег; давление на палки резко увеличивается сразу после постановки их; недопустимо отбрасывание палок назад-вверх после окончания отталкивания. После объяснения и показа техники данного хода целесообразно вместе со школьниками проимитировать без лыж все движения цикла хода, добиваясь согласованности в работе рук и ног и выполняя все элементы скользящего шага. После этого приступают к выполнению всего хода в целом при передвижении на лыжах. Ученики после показа и объяснения хода обычно довольно быстро осваивают общую схему движений. Дальнейшее изучение идет по пути устранения ошибок в цикле, а также совершенствования отдельных элементов и всего хода в целом. Нельзя допускать значительного падения скорости в момент скольжения на двух лыжах. Это приведет к неравномерности передвижения и к большей затрате сил. Оба шага в цикле хода должны быть длинными, сочетание сильных отталкиваний ногами и руками позволяет поддерживать высокую скорость передвижения. Если некоторые лыжники после показа и объяснения за несколько попыток (прохождение 2-3 учебных кругов) не осваивают в общих чертах согласованности движений, целесообразно провести обучение расчлененным методом под счет преподавателя с остановкой и проверкой положения частей тела после первого и второго шага. Затем можно выполнить движения в замедленном темпе под команду учителя. При такой последовательности освоение хода проходит всегда успешно. Указанными методическими приемами можно воспользоваться и при изучении других способов передвижения на лыжах, но прибегать к расчленению движений следует только в крайних случаях, когда целостный метод не дает нужного эффекта. Наиболее типичной ошибкой при передвижении этим ходом являются короткие "подбегающие" шаги. Внешне это выглядит как разбег перед отталкиванием руками. Данная ошибка обычно бывает вызвана недостаточно сильным или неверно (больше вверх, чем вперед) выполненным толчком ногой. Исправлению этой ошибки способствует передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов). Кроме того, полезно повторить и другие упражнения для освоения и совершенствования скользящего шага. Встречаются ошибки и в работе рук, что уменьшает силу отталкивания: незаконченный толчок руками "до бедра". Причиной этому может быть неверно усвоенное движение, а также слишком короткие или слишком длинные петли у палок (ученики боятся потерять контроль за палкой и поэтому сжимают ее в кулаке). При исправлении этой ошибки необходимо требовать от учеников убирать руки за спину, как бы стараясь соединить там кисти рук.
2. Совершенствование техники одновременного одношажного хода.
Одновременный одношажный ход является одним из основных, наиболее часто применяемых при передвижении на лыжах, так как позволяет развить высокую скорость скольжения - до 8 м/с. Чаще всего ход используется на равнине при хорошем скольжении и при твердой опоре для палок. С ухудшением условий скольжения его можно применять на пологих спусках. При отличном скольжении высококвалифицированные лыжники могут проходить начало пологих подъемов (при переходе на высокой скорости от равнины в подъем), используя этот ход. Цикл одновременного хода состоит из одного скользящего шага и одновременного толчка палками с последующим скольжением на обеих лыжах.
Различают два варианта одновременного одношажного хода. Отличие связано с изменением согласованности в работе рук и ног. Основной вариант - руки выносят палки вперед до начала толчка ногой, толчок руками начинается сразу после окончания отталкивания ногой (два толчка следуют непрерывно один за другим).
Стартовый вариант - одновременно с толчком ногой палки выносятся вперед, а отталкивание палками выполняется после небольшого проката на одной лыже. Основной вариант более экономичен (общее время цикла примерно на 0,4 с больше, чем в скоростном), так как частота движений ниже. Естественно, что скорость скольжения в основном варианте чуть меньше, чем в скоростном (на 1-2 м/с).
Основной вариант выполняется следующим образом:1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег.4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах.5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах.Цикл движений повторяется.
Изучение этого хода начинается целостным методом по общепринятой методике (рассказ - показ - объяснение). Кроме этого, целесообразно имитировать движение в цикле хода без палок - это позволит ученикам освоить ритм движений хода. Затем обучение продолжается при передвижении по учебному кругу.
В обучении этому ходу встречаются некоторые специфические трудности, заключающиеся в согласованности работы рук и ног. Овладеть согласованностью движений помогает выполнение хода под команды преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг!», «Толчок!» Можно проводить обучение под счет: на «раз» - палки выносятся кольцами вперед; на «два» - шаг с толчком другой ногой и с одновременной постановкой палок на снег; на «три» - толчок палками и приставление ноги.
Следует напомнить ученикам известное методическое правило при выполнении данного хода: не начинать толчок ногой, пока палки не займут положение кольцами вперед. После освоения общей схемы движения переходят к совершенствованию хода в целом - усилению отталкиваний ногами и руками, удлинению скользящего шага и т.д.
Одновременный одношажный ход предъявляет довольно высокие требования к силе мышц плечевого пояса, поэтому изучение его также необходимо вести в облегченных условиях (под пологий уклон, при хорошем скольжении и твердой опоре для палок).
У школьников при выполнении этого хода встречаются следующие ошибки: преждевременный толчок руками, начало цикла шагом с одной и той же ноги, а также все ошибки, присущие одновременному отталкиванию палками, аналогичные одновременному бесшажному ходу.
3. Прохождение дистанции до 2000м.
3. Заключительная часть урока –5 минут.
1. Построение.
2. Подведение итогов урока.
3. Дом. задание: повторить стойку лыжника и комплекс ОРУ лыжника.