Урок физики в 7 классе по теме Применение закона Архимеда



Урок физики в 7 классе по теме «Применение закона Архимеда»

Чернецова Лариса Владимировна,
учитель физики высшей категории,
МОУ Красноткацкая СШ ЯМР


Эпиграф: «Счастливая случайность выпадает
на долю подготовленных умов»
Л. Пастер
Цели урока: 1. повторить закон Архимеда и условия плавания тел;
2. выявить уровень знаний и практических навыков учащихся по теме
«Плавание тел»;
3. развитие коммуникативных качеств обучащихся и навыков
самостоятельной работы;
4. формирование научного мировоззрения.

План – конспект урока.
Организационный момент. (2мин)
Учитель приветствует обучащихся, организует их внимание, выявляет отсутствующих.

Актуализация опорных знаний. (10 мин)
1) Учитель проводит фронтальный опрос обучащихся.
Ребята, сегодня на нас с доски смотрит Архимед - древнегреческий математик, механик, военный инженер; человек, который однажды, намылившись золой, и, погрузившись в ванну, закричал: «Эврика! – Я нашел!»
Вопрос1. А что же он нашел?
(Отв. Архимед решил задачу царя Гиерона. Он определил объем тела неправильной формы (короны), рассчитал плотность вещества короны, открыл гидростатический способ взвешивания.
Так был открыт закон Архимеда.)
Вопрос 2. Как формулируется закон Архимеда?
(Отв. Выталкивающая сила, действующая на полностью погруженное в жидкость (газ) тело, равна весу жидкости (газа) в объеме этого тела.
Fa=
·ж*g*Vт
Архимедова сила равна весу жидкости, вытесненного телом.
Fa=Pж)
Вопрос 3. Одинаков ли вес тела в воздухе и в жидкости?
(Отв. Вес тела в жидкости меньше веса тела в воздухе на величину архимедовой силы.
В жидкости тело легче.
Pвод=Pвозд-Fa)
Вопрос 4. Где применяется закон Архимеда?
(Отв. Закон Архимеда лежит в основе кораблестроения и воздухоплавания)

Решение качественных задач.
Почему, плывя на спине, легче держаться на воде?
(Плыть на спине легче, так как при этом наибольшая часть тела человека погружена в воду. Это увеличивает архимедову силу)
Почему спасательные пояса часто делают из пробки?
( Пробка имеет малую плотность по сравнению с водой)
Обучаясь, водолазы должны сколотить деревянный ящик под водой. В чем трудность задания?
(Под водой гвозди падают вниз, а доски уплывают вверх, рукоятка молотка располагается вертикально)
Почему надувная лодка имеет малую осадку?
(Мала плотность воздуха, которым она надута, в сравнении с плотностью воды. Вес стенок лодки невелик)
Почему у кораблей, выходящих из устьев рек в открытое море, осадка становиться меньше?
(Плотность морской воды больше плотности речной воды. Архимедова сила в море сравняется с весом корабля при меньшей ее осадке)
Почему кит, заплыв в прилив на мелководье, и, оставшись там во время отлива, погибает?
(Он погибает, раздавленный собственным весом)

Мотивация обучащихся к выполнению экспериментальных заданий. (3 мин)
Учитель демонстрирует проблемный опыт «Водяной подсвечник».
(Зажженная свеча плавает в стакане с водой)
Вопрос: Как долго будет гореть свеча?
Ребята предлагают разные версии. Точный ответ не дается сразу. Свеча продолжает гореть. К опыту возвращаются позже.

Контроль знаний и умений обучащихся.
(экспериментальная часть) (23 мин)
Осуществляется деление на группы, каждая группа получает оборудование и лист с заданием (см. Приложение 1)
Учитель: « Ребята! Вам нужно прочитать задание, найти способ его решения, записать порядок выполнения задания и объяснить результат».
Обучащиеся экспериментируют, затем каждая группа отчитывается перед классом.

Возврат к опыту со свечой.
Все видят, что свеча еще горит. Объяснение: в процессе горения постепенно убывает сила тяжести, действующая на свечу. Для ее равновесия архимедова сила должна уменьшаться, а это возможно только с подъемом свечи.

Подведение итогов урока. Совместная рефлексия. (5 мин)
Подводятся итоги экспериментальной части урока. Учащиеся делятся впечатлениями.
Учитель проводит обобщение: « Сегодня мы повторили закон Архимеда, применили его в конкретных нестандартных условиях, проверили условия плавания тел. Каждая группа поработала хорошо и будет награждена оценкой.
Мне кажется, Архимед остался доволен нашей работой на уроке».

Домашнее задание. (2 мин)
Подготовка к контрольной работе по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Учитель обращает внимание на то, что нужно повторить к следующему уроку.

Приложение 1.
Задания экспериментальной части урока.

Задание 1. С помощью имеющегося оборудования сделать так, чтобы лист металла плавал в воде.
Объяснить условие плавания тела.

Задание 2. С помощью имеющегося оборудования сделать так, чтобы кусок пенопласта утонул.
Объяснить условие, при котором тело тонет.

Задание 3. С помощью имеющегося оборудования сделать так, чтобы осадка плавающих тел была разной.
Объяснить разную глубину погружения тел.

Задание 4. С помощью имеющегося оборудования смастерить плот, способный поднять тяжелый груз.
Объяснить условия расчета грузоподъемности судна.

Задание 5. С помощью имеющегося оборудования сделать так, чтобы картофелина, утонув в воде, стала плавать.
Объяснить условие всплывания тела.




Приложение 2.
Оформление доски

«Эврика! –
Я нашел!»
древнегреческий
математик,
механик,
военный инженер

Применение закона Архимеда.

Fa=
·ж*g*Vт

Fa=Pж

Pвод=Pвозд-Fa


«Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов»

Л. Пастер








15