Рабочая программа по трудовому обучению 5 класс для школ 8 вида (Столярное дело)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


«Всеволожская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом совете Директор школы:

«____»__________201 г. «____»__________201 г.

Протокол №_________ Левшина О.В.__________












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
(СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО)
5 КЛАСС





Учитель:
Кулгина Анастасия Евгеньевна



Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое обучение,
под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год



2015 - 2016 гг.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по столярному делу для 5 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказа министерства образования российской федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 - п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонении в развитии».

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида для 5-9 классы Сборник 2, под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. 240 с.

3. Учебного плана образовательного учреждения.


ЦЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ - профессиональное обучение учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида (столярное дело) для определения своего места в обществе.
Для достижения поставленной цели в процессе трудовой подготовки необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

-обучение учащихся правильности выполнения трудовых приемов;
-овладение доступными школьникам техническими и технологическими знаниями,
специальными словами и терминами;
-повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
-формирование у учащихся общетрудовых умений и навыков;
-коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
-воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование личности в процессе труда;
-привитие любви к родному краю, изучение истории народного искусства.

Программа включает теоретические и практические занятия, предусматривает лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные предприятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, естествознания и других предметах. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать столярной ножовкой, использовать столярные инструменты и
приспособления, сверлить на стенке, работать с электровыжигателем, соединять изделия с помощью шурупов, изготовленные рубанком, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей и чужой работы

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых детей.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, приемов правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Коррекционная направленность обучения предполагает, наряду с основными, дополнительные задачи:

-планомерное и систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся;
-обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
-постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
-систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
-связь теоретических знаний с практической работой;
-совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда самоконтроля своих действий;
-повышение работоспособности и выносливости учеников;
-раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. На уроках широко используется индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемно-поисковые, личностно - ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков:

индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельные работы, практические и контрольные работы.

Форма проведения промежуточной аттестации - самостоятельная работа, которая проводится в конце каждой четверти и контрольная - за год.

В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ, их уточнение применительно к условиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и материально-технического обеспечения.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 класса. В 5 классе отведено на «Трудовое обучение (Столярное дело) 204 часа в год (6 часов в неделю). Допускается варьирование количества часов в зависимости от изменения годового календарного графика, сроков каникул, выпадение уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться в зависимости от уровня усвоения тем учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

5 КЛАСС-204 часа.

1 ЧЕТВЕРТЬ - 54 часа

2 ЧЕТВЕРТЬ - 42 часа

3 ЧЕТВЕРТЬ - 60 часов

4 ЧЕТВЕРТЬ - 48 часов

Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:

Учебник: Б.А. Журавлев «Столярное дело для 5-9 классов» М. Просвещение. 1989 (учебное пособие для 5-9 классов вспомогательной школам)


СОДЕРЖАНЕ ПРОГРАММЫ:

1 ЧЕТВЕРТЬ - 54 часа

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 8 часов

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Учащиеся должны знать:
-правила поведения в мастерской;
-правила безопасности в работе с инструментом.

Учащиеся должны уметь:
-правильно пользоваться инструментом.

ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ - 14 часов

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Правила безопасности при пилении и работе наждачной бумагой.

Практическая работа. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине, окрашивание изделия кисточкой.

Учащиеся должны знать:
-столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло и их назначение;
-устройство столярных инструментов и правила пользования ими.

Учащиеся должны уметь:
-размечать длины деталей с помощью линейки и угольника;
-пилить поперек волокон в стусле;
-контролировать правильность разметки.
-пилить по размеру бруски и окрашивать изделия кисточкой.
ПРОМЫІШЛЕННАЯ ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ. - 12 часов

Дерево: Основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: квадратный, прямоугольный, грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Учащиеся должны знать:
-основные части дерева, породы;
-виды пиломатериалов, их размеры;
-виды бруска.

ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСНОГО МАТЕРИАЛА- 14 часов

Изделие: Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка
Рисунок детали изделия: назначение, пользование, правила безопасной работы.

Учащиеся должны знать:
-рисунок детали изделия;
-назначение шила.

Учащиеся должны уметь:
-работать шилом;
-изображать технический рисунок.

Практическая работа. Разметка деталей из выструганных по ширине и толщине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -6 часов


2 ЧЕТВЕРТЬ - 42 часа

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 4 часа

Объяснение, чем учащиеся будут заниматься в течении 2 четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

Учащиеся должны знать:
-правила безопасности при работе с инструментами.


СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЯ НА СТАНКЕ - 12 часов


Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного
По ширине и толщине (основание из фанеры или дощечки). Понятие сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла, виды (Спиральное перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Учащиеся должны знать:
-основные части настольного сверлильного станка, их назначение;
-виды сверл, их назначение;
-правила безопасной работы на сверлильном станке.

Учащиеся должны уметь:
-размечать одинаково удаленные друг от друга линии по линейке и угольнику;
-крепить сверла в патроне сверлильного станка;
-работать на сверлильном станке по меловой отметке на сверле или муфтой.

ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ДРУГИХМАТЕРИАЛОВ – 12 часов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.

Учащиеся должны знать:
-устройство инструментов, необходимых для изделия игрушек из древесины и других материалов;
-правила безопасной работы.

Учащиеся должны уметь:
-крепить заготовки в заднем зажиме верстака;
-изготовлять детали;
-обрабатывать закругленные поверхности рашпилем;
-собирать изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

ВЫЖИГАНИЕ – 10 часов

Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Учащиеся должны знать:
-устройство электровыжигателя, его действие;
-правила безопасности при выжигании и при работе с лаком.

Учащиеся должны уметь:
- работать электровыжигателем;

-переводить рисунки на изделие с помощью копировальной бумаги;
-раскрашивать рисунок и наносить лак.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - 4 часа

(по выбору учителя)


3 ЧЕТВЕРТЬ - 60 часов

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 4 часа

Сообщение программы на З четверть. Соблюдение правил безопасности.

ПИЛЕНИЕ ЛУЧКОВОЙ ПИЛОЙ -18 часов

Пиление: виды (поперек и вдоль) волокон, разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Учащиеся должны знать:
-виды пиления и разницу между операциями;
-устройство и назначение лучковой пилы;
-правила безопасной работы лучковой пилой.

Учащиеся должны уметь:
-подготовить рабочее место;
-разметить заготовку по заданным размерам;
-подготовить лучковую пилу к работе;
-работать лучковой пилой;
-контролировать правильность отпила угольником.


СТРОГАНИЕ РУБАНКОМ - 16 часов

Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасности пользования, подготовка к работе.


Учащиеся должны знать:
- последовательность разметки при строгании доски;
- представление о строении древесины;
- основные части рубанка и правила безопасности при пользовании им.

Учащиеся должны уметь:
-строгать широкие и узкие грани с контролем линейкой и угольником;
- размечать ширину и толщину заготовки с помощью линейки и карандаша.

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШУРУПОВ -16 часов

Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с
древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью. Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия) виды линии, видимый контур, размерная, выносная.

Учащиеся должны знать:
-назначение шила граненого, буравчика и применение их;
-раззенковку, устройство и применение ее;
-устройство, применение и правила работы ручной дрели;
-назначение чертежа и виды линий.

Учащиеся должны уметь:
-работать раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью;
-осматривать заготовки, завинчивать шурупы, зенковать отверстия;
-отделывать изделия шлифовкой и лакированием.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - 6 часов

(по выбору учителя)


4 ЧЕТВЕРТЬ - 48 часов

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 4 часа

Задачи обучения и план работы на 4 четверть.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУХОННОЙ УТВАРИ - 18 часов

Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Учащиеся должны знать:
-древесину для изготовления кухонных инструментов и приспособлений;
-назначение и их эстетические требования.

Учащиеся должны уметь:
-подбирать материал и подготовить рабочее место;
-черновую разметку заготовки по чертежу изделия;
-чистовую разметку и обработку заготовки;
-отделывать изделия и проверять качество работы.

СОЕДИНЕНИЕ РЕЙКИ С БРУСКОМ ВРЕЗКОЙ - 18 часов

Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки. Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Учащиеся должны знать:
-врезку как способ соединения деталей;
-ширину, глубину и назначение паза;
-требования к качеству разметки;
-устройство, применение стамески и правила безопасности работы.

Учащиеся должны уметь:
-работать стамеской, пользоваться чертежом, выполнять соединения врезкой;
-строгать бруски и рейки по чертежу;
-одновременно размечать пазы на двух брусках;
-соединять и подгонять детали.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – 8 часов

(по выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:
-правила поведения в мастерской;
-правила безопасности в работе с инструментом.
-столярные инструменты и приспособления;
-виды и их назначение;
-устройство столярных инструментов и правила пользования ими;
-основные части дерева, пород;
-виды пиломатериалов, их размеры;
-виды бруска;
-рисунок детали изделия;
-назначение шила;
-правила безопасности при работе с шилом;
-основные части настольного сверлильного станка;
-виды сверл, их назначение;
-правила безопасной работы на сверлильном станке;
-устройство инструментов, необходимых для изделия игрушек;
-устройство электровыжигателя, его действие;
-правила безопасности при выжигании и работе с лаком;
-виды пиления и разница между операциями;
-устройство и назначение лучковой пилы;
-правила безопасной работы лучковой пилой;
-последовательность разметки при строгании досок;
-представление о строении древесины;
-основные части рубанка и правила пользования им;
-назначение граненого шила, буравчика и применение их;
-раззенковку, устройство и применение ее;
-устройство, применение и правила работы ручной дрелью;
-назначение чертежа;
-древесину для изготовления кухонных инструментов и приспособлений;
-врезку как способ соединения деталей;
-ширину, глубину и назначение пазов;
-требования к качеству разметки;
-устройство, применение стамески и правила безопасной работы.


Обучающиеся должны уметь:
-правильно пользоваться инструментом;
-размечать длины деталей с помощью линейки и угольника;
-пилить поперек волокон в стусле;
-пилить по размеру бруски и окрашивать изделия кисточкой;
-работать шилом;
-изображать технические рисунки;
-размечать одинаково удаленные друг от друга линии по линейке и угольнику;
-крепить сверла в патроне сверлильного станка;
-работать на сверлильном станке по меловой отметке на сверле или муфтой;
-крепить заготовки в заднем зажиме верстака;
-изготовлять детали;
-обрабатывать закругленные поверхности рашпилем;
-собирать изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея;
-работать электровыжигателем;
-переводить рисунки на изделие с помощью копировальной бумаги;
-раскрашивать рисунок и наносить лак;
-подготовить рабочее место;
-разметить заготовку по заданным размерам;
-подготовить лучковую пилу к работе;
-работать лучковой пилой;
-контролировать правильность отпила угольником;
-строгать широкие и узкие грани с контролем линейкой и угольником;
-размечать ширину и толщину заготовки с помощью линейки и карандаша.
-работать раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью;
-осматривать заготовки, завинчивать шурупы, зенковать отверстия;
-отделывать изделия шлифовкой и лакированием;
-подбирать материал и подготовить рабочее место;
-делать черновую разметку заготовки по чертежу изделия;
-делать чистовую разметку и обработку заготовки;
-отделывать изделия и проверять качество работы;
-работать стамеской, пользоваться чертежом;
-выполнять соединения врезной;
-строгать бруски и рейки по чертежу;
-одновременно размечать пазы на двух брусках;
-соединять и подгонять детали.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Оборудование и приборы:
- наборы столярных инструментов;
- сверлильный станок;
- токарный станок по дереву;
- заточный станок;
- фуговально-пильный станок;
- компьютер;
- проектор.

Дидактический материал:
- технологические карты изделий;
- операционные карты токарных изделий;
- образцы столярных и токарных изделий;
- учебные карты изделий.

Методические и учебные пособия:
-Б.А. Журавлев «Столярное дело» для 5-9 классов Москва. «Просвещение». 1992 г.
-Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями. М., 1999.
-Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982.
-Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
- Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 томах. М., 1983.- основы дефектологии.
-Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. М. 1986.
-Морозова Н.Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
- Петрова В.Т. практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968
-Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 2000.
-Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психологического развития учащихся вспомогательной школы.
-Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
-Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев.1980.
-Антонов Л.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. М.. Просвещение, 1982.
-Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. Просвещение. 1984