Логопедический практикум с родителями 2 младшей группы «Развитие речи ребенка на четвертом году жизни и как мама может помочь своему ребёнку в развитии речи»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Светлячок».
Логопедический практикум с родителями во второй младшей группе
«Развитие речи ребенка на четвертом году жизни и как мама может помочь своему ребёнку в развитии речи»
Караванова И.А.
учитель-логопед
г. Советский
март 2013 год
Цель: помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях.
Характеристика речи ребёнка на четвёртом году жизни
На четвёртом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.
Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи.
Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов.
В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И.Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка, колоток вместо молоток и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.
Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение.
На четвёртом году жизни ребёнок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить свистящие с, з в открытых слогах (собака, сумка), но в тоже время может опускать их в словах со стечением согласных (снег =нег, змей=мей). Звук ц заменяют на звук с (светы=цветы).
В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может говорить шипящие звуки(ш, ж, ч, щ). эти звуки он заменяет на более простые – свистящие (суба, сапка).
Звуки р, рь, л заменяет на ль или й (либа, лямпа, йыба) или вообще опускает их в речи.
Такое звуковое несовершенство объясняется возрастными и физиологическими особенностями.
Сложные по строению слова ребёнок произносит искажённо. Он либо переставляет слоги, либо опускает их, в этом возрасте это допускается. Слово пингвин могут сказать как пигин, самолёт как масалёт, автобус как атобус.
К пяти годам эти несовершенства должны исчезнуть.
Для полноценного развития речи ребёнка играет огромную роль речь взрослых. Речь людей, окружающих ребёнка должна быть грамотной, чистой в звуковом отношении.
Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в трёх направлениях:
Развитие слухового восприятия.
Развитие мышц артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих.
Игры и упражнения, которые можно порекомендовать на развитие слухового восприятия и речевого слуха будут приучать ребенка слышать и дифференцировать разные звуки, отличать на слух одни звуки от других.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Ребенок отворачивается, закрывает глаза. Взрослый производит какие-либо действия. Это может быть и движение стула, шуршание газеты, стучание по столу и т.д.: Ребенок должен назвать действие.
Игра «Угадай, где звенит»
Взрослый заводит будильник или игрушку и прячет ее. А ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.
Игра «Угадай, чья это песня»
Взрослый просит малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (с-с-с) и как поет комарик (з-з-з). На каждую песенку дети могут выполнять соответствующие движения.
Игра «Угадай, как стучит дятел»
Взрослый имитирует стук дятла (молоточком стучит по столу) – стучит то громко, то тихо. Ребенок должен сказать, где стучит дятел – близко или далеко.
Игра «Угадай, какой идет дождь»
Вспомнить, как начинается дождь. Вначале медленно, а затем быстрее.
Укрепление мышц языка направлены на улучшение его подвижности и на выработку умения придумывать ему нужную форму. Это достигается путем различных упражнений, которые взрослые предлагают ребенку. Это такие упражнения как «Часики», «Лопаточка», «Змея», «Качели», «Лошадка».
Правильность и отчетливость речи во многом зависят от того, насколько ребенок овладел произнесением отдельных звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Проводится она ежедневно, чтобы выработать у детей двигательные навыки, закреплять их. Лучше ее делать перед утренней зарядкой или перед завтраком или перед занятием в течение 3-5 минут. Детям предлагается не более 2-3 упражнений. Начинают с более простых, затем переходят к более сложным упражнениям. Из выполняемых 2х-3х упражнений новым может быть одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не желательно вводить новое, нужно – отрабатывать старые упражнения.
Гимнастика проводится в игровой форме, сидя, т.к. такое положение наиболее удобное. Дети должны хорошо видеть воспитателя. Воспитатель вначале рассказывает о выполнении упражнения, затем показывает его выполнение, затем дети выполняют упражнение. Оценивать детей нужно за старание выполнения.
При проведении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки и художественное слово.
Показ артикуляционной гимнастики с использованием стихотворения О. И. Крупенчук
СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Толстые внуки приехали в гости (надуваются щёки)
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваются щёки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим
Губы сожмём мы, и рот прополощем
И самоваром пыхтим, что есть мочи
Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык положить на нижнюю губу)
Дунем на блинчик – не в щёки, не мимо
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизать верхнюю губу)
Чашки поставим, чтоб чаю налили
На нос подули – мы чай остудили
Чаю попили – никто не обижен
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
Автор: Ольга Игоревна Крупенчук
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Для того, чтобы быстрее и лучше развивалась речь ребёнка нужно обязательно развивать мелкую моторику пальцев рук. Учёными доказано, что движения руки тесно связаны с речью. Двигательные центры и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом. Между ними происходить взаимодействие.
Существует много игр для развития пальцев рук. Это могут быть и простые игры, такие как, например, «зайчик», «коза», «колечко», так и более сложные «петушок», «собака» и другие.
Так же это могут быть и специально организованные игры.
«Собери снеговика»
«Найди вкладыш и вставь»
«Выложи домик»
«Выложи флажок»
«Собери яйцо по цвету»
«Найди, что спрятано в горохе»
«Сделай зайчика»
«Выложи геометрические фигуры»
«Собери дерево»
«Собери бусы» (чередуя по размеру и цвету)
«Выложи портфель»
«Выложи машинку»
«Сложи картинку»
«Сделай фигуру из шнурка» ( солнышко, туча, колесо, груша)
«Весёлые прищепки»