Паспорт исследовательской работы по русскому языку: «Использование причастий в разных стилях речи».


Паспорт исследования
ФИО автора разработки: Никитина Лариса Борисовна
Место работы (полностью): МОУ СОШ №5 имени 63-го Угличского пехотного полка
Тема исследования: «Использование причастий в разных стилях речи».
Объект исследования: тексты разных стилей речи.
Предмет исследования: причастия
Цель исследования: выявление роли причастий в текстах разных стилей речи.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие причастия.
2. Собрать материал из текстов разных стилей речи.
3. Определить роль причастий в каждом стиле речи.
4. Классифицировать причастия в зависимости от роли.
Материал исследования: тексты научного, публицистического, официально-делового, разговорного стилей (по 5 вариантов ), примерно 50-70 языковых единиц.
Методы исследования:
Реферирование
Сопоставление
Обобщение
Анализ
Лингвистический эксперимент
Математический подсчет
Описание
Аннотация исследования (на что ориентировано исследование, какие метапредметные и предметные результаты достигаются)
Данное исследование направлено на достижение предметных результатов по русскому языку: знать понятие причастия, определять их грамматические признаки, уметь находить причастия в речи, уметь употреблять их в своей речи.
Метапредметные: уметь работать в группе, уметь планировать и анализировать свою деятельность, ставить цели, оценивать результат, осуществлять поиск информации в разных источниках, уметь сопоставлять, классифицировать лингвистические единицы, уметь публично выступать с результатами своего исследования, уметь работать в редакторе Word, PowerPoint.
Этапы работы над исследованием (рекомендации для обучающихся на каждом этапе работы).
Возникновение проблемы, формулировка проблемы.
-В каких случаях нам нужны знания о причастиях в жизни?
-Можем ли мы встретить причастия в документах, в заявлениях, справках, статьях в газете, энциклопедиях?
Постановка цели.
-Давайте прочитаем тексты разных стилей речи и определим, есть ли в них причастия, с какой целью они используются?
Изучение материала.
Дети формируют группы, учитель предлагает для изучения тексты каждой группе. Группа работает по своему плану.
Выдвижение гипотезы.
Учащиеся предполагают, что причастия нужны в каждом стиле речи и несут функцию устранения повтора. (Гипотезы могут быть разные.)
Планирование работы. Выбор методов исследования.
Дети под руководством педагога выбирают методы исследования.
Проведение исследования.
Проверка гипотезы.
Оценка степени решения проблемы. Определение перспектив следования.
Выступление каждой группы, рефлексия.
Предполагаемая структура работы (количество структурных частей, их ориентировочное название)
Титульный лист.
Введение.
Основная часть.
Причастия и их роль в тексте.
Основная функция причастий в (научном, разговорном, официально-деловом, публицистическом) стиле речи.
Заключение.
Необходимые ресурсы для исследования:Солганик Г.Я. «Стилистика русского языка», М.: Дрофа, 1996
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.- М.: Просвещение, 2016.
Интернет-ресурсы:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-023.htmbibliotekar.ru›russkiy-yazik-2/178.htm