Презентация к уроку русского языка на тему Чередование в корне -зар-(-зор-) (учебник Т.А.Ладыженской)
Буквы а и о в корне-зар-(- зор-)
Лингвистическая задачаНайди слова с чередованием в корне. Выпиши их, распределяя в группы.Прол…жить прямую, гордая к…суля, р…ссыпь самоцветов, слабый р…сток, скверное пол…жение, травка на приг…рке, к…саться рукой, л…герь отдыха, вр…сти в землю, сг…рать на работе, сл…гать песни, р…систое утро, тихое прик…сновение, длинные к…сички, сильный заг…р.
Проверь себяПроложить прямую слабый росток (исключение) скверное положение касаться рукой врасти в землю сгорать на работе слагать песни тихое прикосновение сильный загарПо каким признакам можно разделить слова с чередованием в корне?
Введение в тему1. Прочитайте слова. Заря, зорька, озарить, озарение2. Составьте словообразовательное гнездо
Проверь себяЗаря зорька озарить озарениеЗаря, зорька, озарить, озарениеЧто вы заметили? Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов?
ТеорияПрочитай материал на с. 108, сформулируй правило по таблице.Составь схему – опору для себя.
Опорная схема Расскажи правило по схеме -зар- -зор- заря зорька исключения: зоревать зарево
Практика1. Упр. 192 (по заданию устно и письменно) 2.Упр. 193. Выпиши слова с чередованием, составь с ними предложения, подчеркни все члены предложения.Упр. 194 4. Упр. 195 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} № п/п корни с чередованиемПравило правописанияПримеры
1. -лаг- (-лож-) запомнить: а-Г полагать о-Ж положить2. –раст-(-рос-) запомнить: а-СТ расти росли–кас-(-кос-) после –кАс- а кАсАться коснуться–гар- (-гор-) -гАр- загар загОреть-зар-(-зор-) -зОр- зорька зАря
Итоги урока Найди слово с изучаемой орфограммой в тексте упр. 195, объясни правописание. Домашнее заданиеУпр. 196