Урок русского языка в 6 классе «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»


Урок русского языка в 6 классе
«Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить в тексте слова на данную орфограмму, определять условия написания гласной, использовать данные слова в речи, формировать познавательную активность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать о корнях с чередованием –зар—зор-, уметь определять условия выбора о-а, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Проверка домашнего задания
(словарная диктовка из 15-20 слов на тему «Корни с чередованием») Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
1)Записать и проанализировать стихотворение:
Вот и лето Жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится с зарею,
Нет совсем и ночи.
По лугам идут работы
В утренние росы;
Только зорюшка займется,
Звякают уж косы.
(И.Суриков)
-определить тип и стиль текста;
-начертить схему второго предложения, объяснить знаки препинания;
- произвести его синтаксический разбор;
-выпишите однокоренные слова,
-какую роль выполняют в тексте однокоренные слова?
(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)
3) Запишите тему урока
«Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
-Вспомним, какие мы знаем корни с чередованием?
-От чего зависит выбор гласной?
Обратите еще раз внимание на слова зорька-заря, зорюшка
В каком из них вы не сможете пока объяснить написание гласной? А предположить, какую гласную писать, сможете?
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания 1)Чтение и анализ материалов учебника, п.38, стр.108
-какую тему мы продолжаем? (корни с чередованием)
-почему данные корни относим к корням с чередованием?
-какие гласные чередуются? (а и о)
- подтвердились ли ваши предположения?
-от чего зависит выбор гласной? (от ударения)
-обратите внимание на исключение из правила (зарево)
2)Самостоятельная работа
А)сформулируйте правило о правописании корней –зар- -зорБ) Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. упр.193
1 чел.- вставляет и объясняет орфограммы
2 чел. – выписывает однокоренные слова и формы одного и того же слова, объясняет их отличие
2. Развитие речи. Работа с рисунками упр. 196. Составление рассказа в парах. Запись полученных рассказов, употребление слов на изученное правило.
3.Чтение и анализ получившихся рассказов.
4. Комментированное выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.38, правило учить, выписать или составить 10 словосочетаний, разобрать, составить схемы, выделить изученную орфограмму (корни–зар- -зор-)