Рабочая программа по биологии для вечерней школы
11 в, г классы (заочные – 1 час в неделю)
№ п/п Раздел, тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы мин. содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Дом. задание Дата проведения
План. дата Факт. дата
Введение (2 часа) 1 Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Биология – комплексная наука. Основные направления развития современной биологии. Становление и развитие биологии как науки.
Наука как сфера человеческой деятельности. Научный факт. Научный метод. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Знать: направления развития современной биологии, историю развития и становления биологии как науки. Уметь: характеризовать биологию как науку и основные ее направления.
Уметь: характеризовать методы исследования в биологии, основную цель в науке, проводить сравнение гипотезы и закона или теории. Знать: чем наука отличается от религии. §1,с. 3-8
§2, с. 9-13 1 неделя 2 Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живой материи. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Свойства живого. Жизнь. Открытая система.
Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Виды природных сообществ.
Уметь: характеризовать свойства живого организма ( на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры.
Знать: уровни организации живой материи. Уметь: характеризовать уровни организации живой материи. § 3, с.13 -15
§ 4, с. 16 – 20 2 неделя Основы цитологии (6 часов) 3 Методы цитологии. Клеточная теория. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Цитология – наука о строении клетки и принципах ее жизнедеятельности. Методы цитологии. Клеточная теория. Положения клеточной теории. Уметь: характеризовать методы цитологии, положения современной клеточной теории., объяснять значение клеточной теории для развития биологии. Знать: положения современной клеточной теории. § 5, с. 22 -25 3 неделя 4 Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Строение молекулы воды, свойства и функции воды в клетке и организме. Гидрофильные и гидрофобные вещества.
Минеральные вещества и их роль в клетке. Буферная система. Диссоциация. Уметь: характеризовать особенности химического состава клетки (органических и неорганических веществ); перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Знать: особенности химического состава клетки.
Уметь: характеризовать строение молекулы воды, свойства и функции воды в клетке и организме.
Уметь: характеризовать роль минеральных веществ в клетке, объяснять понятия буферная система, диссоциация. § 6, с. 26 - 29
§ 7, с. 29 - 31
§ 8, с. 32 -33 4 неделя 5 Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Углеводы. Их строение и функции в организме. Классификация. Моносахариды. Дисахариды (олигосахариды). Полисахариды.
Липиды. Их строение и функции в организме. Классификация. Жиры, масла. Воска. Фосфолипиды. Стероиды. Знать: классификацию углеводов, их химический состав и строение, выполняемые в организме функции. Уметь: характеризовать роль углеводов в клетке и организме в зависимости от их строения.
Знать: классификацию липидов, их химический состав и строение, выполняемые в организме функции. Уметь: характеризовать роль липидов в клетке и организме в зависимости от их строения. § 9, с. 34 - 37
§ 10, с. 37 - 39 5 неделя 6 Строение, свойства и функции белков. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Строение, структура и свойства белков. Белки – биополимеры. Аминокислоты. Пептидная связь. Белки – полипептиды. Денатурация. Ренатурация.
Функции белков: структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая, двигательная.
Знать: классификацию белков, их химический состав и строение, выполняемые в организме функции. Уметь: характеризовать белки как биополимеры, роль белков в клетке и организме в зависимости от их строения. § 11, с. 40 - 46 6 неделя 7 Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубня картофеля». Урок примене-ния ЗУН Белки-ферменты. Каталитическая роль ферментов в клетке и организме. Знать: правила ТБ при поведении практических работ, условия активности ферментов.
Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием. С. 46 7 неделя 8 Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Подготовка к зачету. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Нуклеиновая кислота. Нуклеотид. ДНК. Азотистые основания. Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. РНК. Виды и функции РНК: и-РНК, т-РНК, р-РНК. Знать: химический состав, строение, структуру и функции ДНК, принцип комплементарности, правило Чаргаффа. Уметь: использовать знания о принципе комплементарности и правило Чаргаффа при решении задач.
Знать: химический состав, строение, структуру и функции РНК. Уметь: объяснять роль РНК в процессе биосинтеза белка. § 12, с. 48 - 53 8 неделя Зачет № 1 «Химический состав клетки» Тематический контроль ЗУН Химический состав клетки Строение клетки (4 часа) 9 Строение клетки. Мембранные органоиды клетки. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Органоиды клетки: плазматическая мембрана, цитоплазма, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды, ядро, вакуоль. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять роль роль органоидов в клетке, устанавливать взаимосвязь между строением органоида и выполняемыми функциями. § 14, 15, 16, 17, 18, 19с. 55 - 78 9 неделя 10 Немембранные органоиды клетки 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Цитоскелет, центриоли, органоиды движения, включения. § 14, 15, 16, 17, 18, 19с. 55 - 78 10 неделя 11 Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Изучение строения эукариотических клеток». 1 Урок примене-ния ЗУН Правила ТБ при проведении практических работ. Строение эукариотических клеток. Знать: правила ТБ при поведении практических работ, условия активности ферментов.
Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием. С. 76 11 неделя 12 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Подготовка к зачету. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Капсид. Бактериофаг. Способы передачи вирусных инфекций. Профилактика заболевания ВИЧ. Знать: строение вирусов и бактериофагов; способы передачи вирусной инфекции; жизнедеятельность вирусов. Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности вирусов связи с их строением. § 20, с. 78 - 81 12 неделя Зачет № 2 «Строение клетки». Тематический контроль знаний в форме тестирования Строение клетки Обмен веществ и реализация наследственной информации в клетке (4 часа) 13 Обмен веществ и энергии в клетке. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Гомеостаз. Пластический обмен (ассимиляция). Энергетический обмен (диссимиляция). Метаболизм. Фермент. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять явление метаболизма как совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции. § 21, с. 81- 83 13 неделя 14 Энергетический обмен в клетке. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Фосфолирирование. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: химическую природу процесса. § 22, с. 84-87 14 неделя 15 Автотрофное питание. Фотосинтез. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Космическая роль зеленых растений.
Световая фаза. Фотолиз. Темновая фаза. Цикл Кребса. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять роль растений на планете,
записывать основные уравнения фотосинтеза. § 24, с. 89-93 15 неделя 16 Генетический код. Синтез белков в клетке. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Генетический код. Кодон. Антикодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. Трансляция. Стоп-кодон. Полисома.
Оперон. Структурные гены. Оператор. Репрессор. ДНК-полимераза. РНК-полимераза. Синтетаза. Знать: основные биологические понятия темы, последовательность процессов биосинтеза белка. Уметь: объяснять матричный характер процессов биосинтеза белка,
объяснять роль гормонов в процессе биосинтеза белка. § 26, с. 95 - 102
§ 27, с. 102 - 105 16 неделя Зачет № 3 «Обмен веществ и реализация наследственной информации в клетке». Тематический контроль знаний Обмен веществ и реализация наследственной информации в клетке Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов) 17 Жизненный цикл клетки.
Митоз. Амитоз. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период. Репликация.
Фазы митоза. Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: разъяснять основные процессы жизненного цикла клетки,
последовательно объяснять происходящие при митозе процессы; давать сравнительную характеристику митоза и амитоза. § 28, с. 108 - 111
§ 29, с. 111 -113 17 неделя 18 Мейоз. 1 Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер. Гомологичные хромосомы. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: последовательно объяснять процессы мейоза. § 30, с. 114 -116 18 неделя 19 Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Деление. Спорообразование. Фрагментация. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: приводить примеры. § 31, с. 116 -118 19 неделя 20 Половое размножение. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация. Копуляция. Яичники. Семенники. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: приводить примеры. § 32, с. 120 -122 20 неделя 21 Развитие половых клеток. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез. Направительные тельца. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять процесс гаметогенеза с использованием знаний о митозе и мейозе. § 33, с. 122 -124 21 неделя 22 Оплодотворение. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение. Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Зародышевый мешок. Эндосперм.
Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять роль полового и бесполого размножения в живой природе. § 34, с.125 - 128 22 неделя Зачет № 4 «Размножение организмов» Тематический контроль знаний Размножение организмов Индивидуальное развитие организмов (3 часа) 23 Онтогенез – индивидуальное развитие организма. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Онтогенез. Типы онтогенеза. Метаморфоз. Плацента. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать отличия онтогенеза разных видов организмов на примерах. § 35, с.129 -131 23 неделя 24 Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Морула. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Нейрула. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Эмбриональная индукция. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать этапы эмбрионального развития. § 36, с. 131 - 135 24 неделя 25 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Подготовка к контрольной работе. 1 Урок обобщения и систематизации знаний Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать этапы постэмбрионального развития. § 37, с. 136 - 137 25 неделя Зачет № 5 «Индивидуальное развитие организмов» Тематический контроль знаний Индивидуальное развитие организмов Основы генетики ( 9 часов) 26 История развития генетики. Гибридологический метод. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Гибридологический метод. Чистые линии. Г. Мендель. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять терминологию. § 38, с. 141 - 142 26 неделя 27 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
Неполное доминирование. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Аллельные гены. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантные и рецессивные гены. Правило единообразия. Правило расщепления. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.
.Кодоминирование. Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание. Генофонд вида. Знать: основные биологические понятия темы, законы наследования признаков, установленные Г. Менделем. Уметь: доказывать на примерах законы Г. Менделя,
составлять схемы скрещивания .§ 39, с. 142 - 146
§ 40, с. 146 - 148 27 неделя 28 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Дигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Закон независимого наследования признаков. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: применять знание 3 закона Менделя при решении задач, объяснять механизмы данного типа наследования признаков. § 41, с. 149 - 151 28 неделя 29 Хромосомная теория наследственности. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Хромосомная теория наследственности. Законе Моргана. Кроссинговер. Генетические карты. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять механизмы сцепленного наследования генов. § 42, с. 152 - 154 29 неделя 30 Взаимодействие неаллельных генов. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Комплементарность. Плейотропность. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: давать характеристику видам неаллельного взаимодействия генов, объяснять механизмы данного типа наследования признаков. § 43, с. 155 - 157 30 неделя 31 Генетическое определение пола. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Признаки, сцепленные с полом. Аутосомы. Гетерохромосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять механизмы наследования пола и сцепленных с ним признаков у организмов; составлять схемы наследования признаков, сцепленных с полом. § 45, с. 159 - 163 31 неделя 32 Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач» 1 Урок применения ЗУН Основные закономерности наследования признаков Уметь: применять знание основных закономерностей наследования признаков при решении задач. По методическому пособию 32 неделя 33 Изменчивость. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Изменчивость. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость (комбинативная, соотносительная, мутационная)_ Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать формы изменчивости. § 46, с. 163 -166 33 неделя 34 Виды мутаций.
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Подготовка к контрольной работе. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Генные, хромосомные, геномные мутации. Виды хромосомных мутаций. Полиплоидия.
Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать виды и
причины мутаций и их последствия для организма, значение мутаций. § 47, с.167 - 169
§ 48, с. 169 -172 34 неделя Генетика человека ( 2 часа) 35 Методы исследования генетики человека. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: давать характеристику методам исследования генетики человека; обосновывать необходимость изучения генетики человека. § 49, с. 176 - 178 35 неделя 36 Генетика и здоровье. 1 Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) Генные заболевания. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомные болезни. Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: описывать основные генные заболевания человека. § 50,с. 178 - 181 36 неделя Зачет № 6 «Генетика» 1 Тематический контроль знаний Генетика Итого: теоретических занятий – 33; практических занятий – 3; зачетов - 6