Конспект урока по русскому языку «Глагол. Обобщение»
Урок-обобщение русского языка по теме: Глагол.
Цели и задачи:
обобщить знания о глаголе как о части речи;
закрепить навыки и умения выделять глагол среди других частей речи;
закрепить навыки и умения определять время глагола; определять число глагола; лицо глагола;
воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
II. Психологический настрой. (слайд 2)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Пожелай успех глазами –
И вперед, вперед за знаниями.
- У нас на уроке присутствуют гости, посмотрите на них, улыбнитесь, чувствуйте
себя на уроке свободно, легко, не волнуйтесь. Сегодня мы проведем урок-обоб-
щение по теме «Глагол». Мы постараемся вспомнить всё, что уже изучили о
глаголе. Закрепим навыки определения глагола среди других частей речи, умение
определять время, лицо и число глагола. За каждый правильный ответ, я буду вам
давать весёлого смайлика и в конце урока мы узнаем, кто же из вас был самым
активным на уроке. А начнём мы урок с устного опроса.
(слайд 3)
. III. Основная часть.
1.Устный опрос.
Что такое глагол?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Как изменяются глаголы?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
В каком времени глаголы изменяются по родам?
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Молодцы. А сейчас мы выполним следующее упражнение. Нам нужно вставить пропущенные буквы в словарные слова. Каждый желающий будет выходить к доске
и вставлять букву в слово. (слайд 4)
2.Словарная работа. Вставить пропущенные буквы. (На доске листы со словарными словами).
ур_жай
к_р_ндаш
п_нал
ул_ца
ру__кий _зык
к_ртофель
сп_сибо
- Давайте проверим, правильно ли мы вставили буквы в слова. (Если есть ошибки, ребята все вместе исправляют их). (слайд 5)
3. Работа одного ученика у доски. Затем все вместе проверяем правильность
выполнения задания. (слайд 6)
- Прежде, чем начать выполнять следующее задание, давайте ещё раз вспомним,
на какие вопросы отвечают глаголы? Нам нужно из данных слов выписать только
глаголы.
Зелень, искусство, зеленеть, книга, плескаться, молодой, учиться, красный,
петь, озеро, краснеть.
- Давайте проверим, правильно ли выполнил задание (Имя ученика)
4.Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно на карточках,
которые лежат у вас у каждого на парте. Все нашли карточку с номером 1. Вам
нужно распределить данные глаголы по временам. А затем мы с вами проверим
с доски. (слайд 7)
Играет, шумит, бегал, нарисует, смотрел, зацветёт, спросит, сидит, приехал.
Проверка (слайд 8)
- А теперь посмотрим правильно ли вы выполнили это задание.
Наст.вр. Прош.вр. Буд.вр.
играет бегал нарисует
шумит смотрел зацветёт
сидит приехал спросит
5. Игра «Перепутаница»
- А сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Перепутаница». На доске
записаны слова в два столбика, существительные и глаголы, но они немного
перепутались. Давайте поможем им найти свою пару.
Собака хрюкает
Гусь кудахчет
Волк гогочет
Кошка воет
Свинья лает
Курица мяукает
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Помогли словам найти свою пару.
6.Образовать множественное число глаголов. (слайд 9)
- Следующее задание мы будем выполнять по цепочке у доски. Нам нужно от данных
глаголов образовать глаголы во множественном числе.
Читал - . . ., служил - . . . , решал - . . ., отвечал - . . ., думал - . . ., пел - . . ..
- Молодцы, ребята. Мы так хорошо с вами поработали, а теперь пора и отдохнуть.
Физминутка.
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И красиво сесть.
- И снова продолжаем работать. Следующее задание мы будем выполнять с комментированием. Будем записывать глаголы и определять род. (слайд 10)
7.Определить род у глаголов. (с комментированием)
М.р. ж.р. м.р. ср.р. ж.р. ср.р.
Писал, открыла, ждал, светило, отцвела, шумело.
- Умнички, отлично справились с заданием. Чтобы выполнить следующее
упражнение, ответьте мне на такой вопрос: Какая часть речи помогает нам определить
лицо глагола?
Молодцы. К доске пойдёт выполнять это задание (слайд 11)
5.Определить лицо глаголов.
3 л. 1 л. 2 л. 2 л. 1 л. 3 л.
Пишет, смотрю, играете, дышишь, завтракаю, одевает.
- А сейчас у каждого из вас на столе лежит карточка с номером 2, на которой
написаны тесты. Читаем внимательно вопрос и отмечаем правильный ответ.
6. Тестирование.
1.Глагол отвечает на вопросы: (слайд 12)
А) Кто? Что?
Б) Что делает? Что сделает?
В) Какой? Какая? Какое? Какие?
2.Глаголы с частицей НЕ пишутся: (слайд 13)
А) раздельно
Б) слитно
3.Глаголы, прошедшего времени отвечают на вопросы: (слайд 14)
А) Что делает? Что делаете?
Б) Что сделает? Что сделаете?
В) Что делал? Что делали?
4.Глаголы прошедшего времени женского рода имеют окончание: (слайд 15)
А) – о
Б) – а
В) нулевое окончание
5.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: (слайд 16)
А) Что делать? Что сделать?
Б) Что делали? Что сделали?
В) Что делает? Что сделают?
6.Из данных слов выберите глагол. (слайд 17)
А) стол
Б) красивый
В) красит
- А теперь, ребята, поменяйтесь своими тестами друг с другом и проверим их сейчас
по табличке на доске. (слайд 18)
Ответы к тестированию.
1
2
3
4
5
6
А
+
+
Б
+
+
В
+
+
- Оцените свои работы следующим образом. У кого
«0» ошибок – 5
«1» ошибка – 4
«2» ошибки – 3
«3» и более ошибок – 2
- Поднимите руки у кого 5, 4 ,3. Молодцы.
IV. Итог урока:
- Давайте ещё раз вспомним, что мы закрепляли на уроке?
- Что было сложно?
- Что понравилось?
- Какое настроение у вас осталось после урока?
- Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно работать с вами! Молодцы!
(слайд 19)