Роль Музея леса и экологии в воспитании экологической культуры школьников


Роль Музея леса и экологии в воспитании экологической культуры школьников
Шацких Марина Алексеевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 40 гю Воронежа
Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Создание общечеловеческой экологической культуры жизненно необходимо. Она определяет существование современного человечества и основывается на стремлении сохранить жизнь на Земле и среду обитания человека. Выработка экологического мировоззрения и измерение на его основе стиля мышления и ценностной ориентации, сложившейся ранее – одна из важнейших задач современности.
Подготовка современных, думающих людей способных принимать самостоятельные решения, невозможна без заинтересованного отношения к таким предметам, как биология, география, химия и экология.
Появление и развитие современных экологических проблем связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. А учителя нашей кафедры считают, что это следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая как показывает жизнь, у большинства из них находиться на достаточно низком уровне.
Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует. Изменить мнения учащихся о взаимоотношениях человека и природы помогает школьный Музей леса и экологии.
Идея создания музея родилась в Летней образовательной экспедиции Гринпис России «Возродим наш лес» в июле 2011 года, которая проходила в природном парке «Мещера» в Рязанской области. С 2010 года ребята участвуют в программе Гринпис по возрождению лесов. В школе заложен древесный питомник. Первые 100 дубочков, выращенных в нашем питомнике, мы высадили в Сомовском лесничестве.
Цель создания музея – пропаганда экологических знаний среди школьников и жителей нашего города, формирование экологического мировоззрения, воспитание любви к своей малой родине. Экспонаты, которые находятся в музее, посвящены экологическим проблемам и лесам Воронежского края. Создание музея стало коллективным проектом учителей естественного цикла и школьников, членов экологического объединения «Родник».
Для начала мы наметили несколько задач:
Согласовать место размещения музея с директором школы.
Найти деньги на создание экспонатов музея ,печать информационных листовок и запись СD носителей.
Подобрать материал и экспонаты для размещения в музее
Привлечь внимание общественности к проблеме сохранения исчезающих видов
Виды деятельности и формы работы: изучение истории и экологии своего города и района, сбор материала в школьный музей леса и экологии, коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы, встречи с интересными людьми, походы по родному краю, дни здоровья, экологические акции и праздники.
22 декабря в школе № 40 города Воронежа был открыт Музей леса и экологии. На открытие музея к нам приехали руководители проекта Гринпис России «Возродим наш лес» Светлана Пискарёва и Татьяна Чалая. Также на открытие музея были приглашены давние друзья и партнёры школьного экологического объединения «Родник» руководитель городского общественного движения «Воронеж – ХХI век» Варламова Клара Афанасьевна и представители Региональной общественной организации «Центр экологической политики».
В настоящее время в музее есть несколько залов. Зал «Лесная сказка» (кинозал) предназначен для показа экологических фильмов и мультфильмов, которые создают сами ребята.
В зале «Лесной терем» можно узнать о тесных взаимосвязях всех обитателей леса. Здесь можно увидеть гербарные образцы древесных растений наших лесов (листья, кора, семена), узнать о съедобных и несъедобных грибах и даже поиграть в игру. Игра позволяет закрепить полученные знания и распределить растения по типам лесов.
В зале «Лесная газета» расположены 4 стенда, где представлен материал о Красной книге Воронежских лесов, Памятниках природы Воронежского края (в большей степени о памятникаха природы нашего города), невзгодах леса (лесные пожары, болезни и вредители леса), об учёных, которые внесли огромный вклад в развитие экологии и лесоведения (Н.А. Северцов, Г.Ф. Морозов, В.В. Докучаев). В зале «Эковернисаж» можно увидеть рисунки и фотографии ребят школы.
В настоящее время мы планируем открыть еще один зал музея «Лесная полянка» на пришкольной территории. Здесь у нас произрастают разные виды деревьев и кустарников, о которых мы будем рассказывать ребятам. Также будем учить выращивать разные деревья и работать в школьном питомнике.
Сейчас музей стал неотъемлемой частью учебного процесса в нашей школе. Уроки краеведения, биологии и географии часто проходят у экспонатов музея. Здесь можно совершить заочную экскурсию по памятникам природы нашего города, отправиться на родину Северцова в посёлок Ясенки, узнать много интересного о природных объектах нашего города.
Деятельность школьного музея обращёна, прежде всего, к детской аудитории, направлена на развитие ребёнка и строится на основе использования интерактивных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия. Таким образом, можно утверждать, что в целом музейная деятельность содействует общему развитию и образованию детей интерактивными методами.
Работа школьного музея включает в себя несколько направлений. Одно из важнейших направлений – работа с активом. Актив – группа учеников, являющихся главными помощниками учителя. Работа актива музея включает разнообразные виды деятельности: сбор материалов, обеспечение учета и хранение материалов; оформление экспозиций, проведение экскурсий, подготовка экскурсоводов, обеспечение возможности использовать экспонаты в учебном процессе.
Второе направление работы – это проведение научно-просветительской работы через организацию музейной экскурсии. В каждом зале у нас свои экскурсоводы, которые с удовольствием проводят экскурсии как для младших школьников, так и для родителей и учителей биологии школ области.
Роль Музея в воспитании экологической культуры и заинтересованности в улучшении ситуации в микрорайоне школы видны очевидно. Количество ребят, участвующих в экологических акциях постепенно растёт, многие увлекаются исследовательской работой. Творческая работа в музее привела ребят к новому проекту по пропаганде экологических знаний – это выступление школьной агитбригады и постановке экологических сказок.
Так с Центром экологической политики мы составили совместное выступление «Вода – это жизнь», которую посвятили экологическим проблемам водоемов. С этой программой мы выступили не только в нашей школе, но и в школах Нововоронежа и Семилук, Придонского.
Школьники способны принимать активное участие в защите природы. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Поэтому мы проводим различные экологические акции и праздники, собираем макулатуру, пластик, батарейки.
Использование различных технологий помогают привлечь детей к решению экологических проблем; привить им навыки здорового образа жизни; расширить экологические знания; повысит экологическую культуру взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной; разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления с ориентацией на неограниченное господство над Природой; исключить негуманное отношение к ней. Основу всех этих воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.
Источники информации
1. Шляхтина Л.И., Фокин С.В.. Основы музейного дела. – СПб, 2000, с. 129.
2. Красноцветова-Тоцкая Л.Г.. К вопросу о разработке и основных положениях концепции развития ГХМАК. Первые искусствоведческие Снитковские чтения. – Барнаул, 2005, стр.31.
3. Пиотровский М.Б.. Модернизация музеев в ХХI в.: Современные подходы. Обзор Е. Медведевой // Музей, 2009, № 1, с. 27.
4. Соколова К.. Рецепт нового музея // Музей, 2010, № 5, с. 24.
5. Волкова Е.В.. Зритель и музей. – М., 1989.