Урок «Алфавит. Упражнения в чтении и письме».
Урок обучения грамоте
1 класс
ОС «Школа 2100»
Тема урока: «Алфавит. Упражнения в чтении и письме».
Автор-разработчик:
Соколова Олеся Александровна
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Ессентуки Ставропольского края, 2014 год
Тема: Алфавит. Упражнения в чтении и письме.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
– формируем умение классифицировать предметы;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: компьютер, проектор, рисунки животных (см. конспект) на доске и в конвертах для работы в парах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
ТОУУ
(Технология оценивания учебных успехов)
1. Орг. момент.
Психологический настрой на урок.
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
4. Применение нового знания
5. Итог урока
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
- Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. Давайте вспомним формулу удачи на уроке.
Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
ПтицыАх, как много в мире птиц:Попугаев и синиц,Зимородков и клестов,Пеликанов и дроздов.Есть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воробьи,Есть фламинго, соловьи.Голуби, кукушки,Пеночки-простушки.Ворона, сокол и соваДнем в дупле сидит онаДятел по стволу стучит,В поле перепел кричит.Знаешь, их так много есть!Нам их всех не перечесть!Радуют нас пениемИ буйным оперением!
- О ком говориться в стихотворении?
– Прочитайте слова с мягким знаком.
– Какую роль он играет в этих словах?
– Какая ещё буква выполняет такую работу? (Твёрдый знак.) Есть ли в стихотворении слова с твёрдым знаком? Приведите примеры таких слов.
- Назовите словарные слова, которые встретились в тексте. ( Сорока, ворона, воробей). Давайте вспомним, какие буквы надо запомнить в этих словах.
- Сегодня утром, когда я пришла в класс, на столе увидела телеграмму. Какая птичка мне её прислала, вы можете узнать, просмотрев этот сюжет. (Cюжет про тётушку Сову). Когда мы встречались с тетушкой Совой?
Давайте прочитаем телеграмму. (Дорогие ребята, на уроках обучения грамоте, день за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы. Надеюсь было очень интересно! Осталась одна очень важная страничка букваря, открыв её, вы можете узнать тему урока, и справиться с заданиями, которые я вам приготовила. Номер страницы 158.
С уважением тётушка Сова.)
Откройте «Букварь» на с. 158.
– Что вы видите?
– Подсчитайте, сколько всего букв.
– Сколько из них букв гласных звуков?
– Какая подсказка для этого есть на картинке? (Красный цвет.)
– Сколько букв согласных звуков?
– Что вам подсказало? (Буквы синего цвета.)
– Сколько букв, не обозначающих звуков?
Дети их называют.
– Как окрашены они?
– Почему?
– В каком порядке выстроены буквы?
– Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определённый порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.)
– Кто знает, как называется расположение букв в установленном порядке?
(Азбука, алфавит.)
– Определите тему урока. Назовите её.
- Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? Какая будет цель нашего урока?
- Составьте план урока.
-Что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод.
(Алфавит- это последовательность букв русского языка.
Антонина провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит».
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», получилось слово «алфавит». Вот так и живут слова-близнецы: русское слово «азбука» (по названиям первых букв аз и буки) и греческое слово «алфавит».
-Ребята, тётушка Сова прислала нам важные сведения об алфавите. Давайте посмотрим на экран. Много лет назад священнослужители – монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, которая состояла из сорока трёх букв. С тех пор на Руси появилась письменность. А этим людям по сей день в знак благодарности изготавливают памятники, скульптуры.
Позже появился церковнославянский алфавит , в котором было сорок две буквы. Большую роль сыграл Петр первый.
Два века назад появился русский алфавит из тридцати трёх букв.
Самый длинный алфавит в мире – у абазинцев, народов, живущих на Кавказе – семьдесят одна буква буква.
Самый короткий алфавит – у финнов и итальянцев- двадцать одна буква.
- Тётушка Сова приглашает нас немного отдохнуть. В гости к нам пришли цыплята, которые танцуют, повторяйте за ними.
- Как вы думаете, зачем нужно знать алфавит?
В своей телеграмме Сова писала о заданиях, которые она нам приготовила. Давайте попробуем с ними справиться.
Задание 1.
Перед вами на экране животные (енот, белка, лев, слон, медведь). Запишите их названия в прописи на странице 42 в алфавитном порядке. А теперь поменяйтесь прописями с соседом по парте, и проверьте его работу. Оцените её.
Задание № 2.
Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему? (книги расположены на полке в алфавитном порядке)
Мнение детей.
-Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Работать будете в паре со своими соседями по парте. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке (у детей на парте карточки с фамилиями авторов: Маршак С., Бианки В., Пушкин А., Чуковский. К.)
- Карточки с фамилиями авторов правильно разложите.
Проверка у доски.
-Так зачем, нам нужно знать алфавит? (Алфавит встречается в жизни людей. Алфавит используется в библиотеках.)
- Но не только в библиотеках, но и в классных журналах.(показываю классный журнал). В поликлиниках, где мед. карточки лежат по адресам и фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка). Алфавитный порядок наблюдается в различных словарях ( показ словарей).
Задание 3
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Найди лишнюю букву. Назови её. Объясни, почему она лишняя.
Н И А
Я Ё Э
Р Б О
Задание 4.
Среди слов, найди палиндромы- слова, которые одинаково читаются слева, и справа.
ПОТОП ХАЛАТ КАЗАК
ШАЛАШ ШОРОХ ТОПОТ
НАГАН ЗАМОК КОМОК
Задание 5
А сейчас, предлагаю потренироваться в определении места букв в алфавите.
- Назовите 3-ю букву с начала алфавита. ( В).
- 3-ю букву с конца. (Э).
- Назовите самую последнюю букву в алфавите. ( Я).
- А самая первая буква алфавита? (А)
А теперь прочитайте стихотворение.
«Тайны грамоты хранит
Наш приятель Алфавит.
Мы по Букварю шагали,
Дружно буквы изучали.
И секреты, что узнали,
Мы вам рассказали.»
- Ребята, совсем скоро мы попрощаемся с Букварём. Над темой «Алфавит» мы продолжим работать на следующем уроке. Как вы думаете, тётушка Сова осталась довольна выполнением заданий, которые она нам прислала?
А сейчас мы это проверим. Посмотрим её видео-обращение.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Ребята, какие виды заданий выполняли?
– Оцените свою работу.
Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Отметьте вашу работу на уроке на листе самооценки.
Вы замечательно работали, были прилежными учениками. Вы дружно работали в парах. Молодцы! На этом наш урок подошёл к концу.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Список использованной литературы:
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград.: Учитель, 2009.
УМК Школа 2100 - Баласс - Методические рекомендации к учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики". 1 класс. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики». Пропись № 5 к учебнику «Букварь» 1 кл.
«Букварь» УМК Школа 2100 – Баласс 1 класс. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]