Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Виды предложений по цели высказывания.
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Кривокульская Ольга Юрьевна
Район
Вадский Нижегородской области
Место работы
МБОУ Анненковская ВСОШ
Должность
Учитель русского языка и литературы
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет
Филология, русский язык
Класс
5
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
ФГОС. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шансикй и др.]. - 12-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Тема учебного занятия
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Виды предложений по цели высказывания.
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Данный урок является шестым в структуре учебных занятий и продолжает раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Учебная задача
Открыть способ
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию
Овладеть теоретическим знанием в области и способами его прикладного использования
Открыть способ распознавания предложений по цели высказывания и использования их с учетом речевой ситуации.
Вовлечь обучающихся в организационно-деятельностную ситуацию по формированию умений и навыков по теме «Виды предложений по цели высказывания».
Овладеть теоретическим знанием в области «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и способами его прикладного использования через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике.
Обучающиеся получат возможность научиться распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике.
Цель – способ (метапредметный результат)
Обучающиеся овладеют умением формулировать тему урока, цели урока, умением принимать и сохранять учебную задачу; умением работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач; извлекать нужную информацию.
Обучающиеся получат возможность формулировать тему урока, цели урока, умением принимать и сохранять учебную задачу; умением работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач; извлекать нужную информацию.
Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся осознают ценность изучения русского языка; эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживание им; сформируют представление о значимости видов предложений по цели высказывания в устной и письменной речи.
Обучающиеся получат возможность осознать ценность изучения русского языка; чувство эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживание им; сформировать представление о значимости видов предложений по цели высказывания в устной и письменной речи.
Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт.;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять.;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
Могут:
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания;)
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения;
составлять такие предложения;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
Знают:
знаки препинания конца предложения (. ? !)
Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат
Тест
Творческая работа
Рефлексивный лист
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.festival.1september.ru
www.pedsovet.org
Мультимедийная презентация к уроку
Техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, ноутбук, доска
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества: приветствие друг друга в стихотворной форме.
Создание комфортной психологической атмосферы урока
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способами деятельности, личным жизненным опытом: беседа
Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале: групповая работа по карточкам
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: работа с текстом
Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»: эвристическая беседа
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Формулирование цели
·урока как прогностической модели ожидаемого результата: обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Построение ориентировочной основы учебной деятельности: знакомство с планом урока
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире: работа с учебником и с исходным текстом
Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта (закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности): виды предложений по цели высказывания и по интонации
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности: заполнение концептуальной таблицы
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях: разноуровневые упражнения на основе текстов учебника или художественной литературы
Построение системы конкретно-практических задач: творческая работа
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу: тестирование
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?): рефлексивные листы
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Создание положительной эмоциональной направленности: в стихотворной форме учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания.
Демонстрация слайда № 1
Все повторяют за учителем и поднимают руки вверх.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Обращение к знаниям и умениям обучающихся из других разделов языкознания: беседа по теме «Орфография» и «Морфология».
1. Что такое орфограмма?
2. Для чего мы должны изучать орфограммы?
3. Пригодится ли в жизни это качество –быть грамотным человеком?
4. Вспомните правописание проверяемых гласных в корне слова.
5. Дайте определение имени существительному.
6. Дайте определение имени прилагательному.
Групповая работа по карточкам.
Отвечают на вопросы.
1. Ошибкоопасное место.
2. Чтобы быть грамотными людьми.
3. Да, конечно.
4. Проверяются ударением следующими способами: подобрать однокоренные слова или изменить форму слова.
5. Дают определение.
6. Дают определение.
Выполняют работу по карточкам.
1.3. Создание проблемной ситуации
Ребята! Мне передали для вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?
Раздает текст обучающимся..
Обозначение границы своего «знания-незнания»: эвристическая беседа
1. Что мешает вам прочитать и понять текст?
2. Какие знаки называются знаками разделения и выделения?
3. Какие знаки называются знаками завершения?
4. Как вы считаете, могут ли предложения иметь различную цель высказывания?
5. Изменятся ли знаки в конце предложения, если цели высказывания различные?
Обучающиеся пробуют прочитать текст.
Отвечают на вопросы:
1. Нет знаков препинания
2. Знаки выделения и разделения ставятся внутри предложения для того, чтобы выделять и разделять слова.
3. Это знаки, которые ставятся в конце предложения, тем самым показывая, что оно закончено. Это точка, вопросительный и восклицательный знаки.
4. Да, могут.
5. Изменятся.
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
А теперь помогите мне сформулировать тему урока.
Демонстрация слайда № 2
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.
Демонстрация слайда № 3
Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.
Формулируют и записывают цели урока на жёлтых осенних листочках, размещают их на «дереве целей».
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Работа с учебником.
Давайте вновь обратимся к тексту, который вы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание.
Введение понятия: виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Демонстрация слайдов № 4,5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка
новь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Чтение правила.
Обучающиеся расставляют знаки препинания в тексте. Самопроверка.
Чтение предложений с соблюдением интонации.
Обучающиеся выполняют упражнения.
Дети садятся за парты
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Заполните концептуальную таблицу «Виды предложений по цели высказывания»
Цель высказывания
Знак в конце предложения
Интонация
Демонстрация слайдов № 6,7
Заполняют таблицу. Делают умозаключение, вывод.
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Отработка интонации.
Демонстрация слайдов № 8-13
- Найдите вопросительные и побудительные предложения.
Демонстрация слайдов № 14-18
Работа с учебником: упр. 140, 144.
Творческая работа
Обучающиеся выполняют тренировочные упражнения с последующей проверкой.
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Тест
Демонстрация слайда № 19
Используют свои знания в тестовой работе
Взаимопроверка
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Демонстрация слайда № 20
Что нового вы узнали на уроке?
Какие трудности у вас появились в процессе работы?
Понравился ли вам урок?
Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе, выберите одну из предложенных карточек: урок понравился – карточка с улыбающимся лицом; нет – карточку с грустным лицом.
Предлагает заполнить рефлексивный лист.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Демонстрация слайда №21, 22
Определяют эмоциональное состояние на уроке.
Заполняют индивидуальный рефлексивный лист.
Запись задания в дневник.
ЛђЗаголовок 5Заголовок 715