Конспект урока по русскому языку на тему Личные местоимения 4 класс ПНШ 
Урок русского языка
Тема урока:  Личные местоимения.
Цели урока:  Способствовать закреплению знаний детей о личных местоимениях.
Дать понятие об изменениях местоимений по падежам.
Работать над правильным употреблением и написанием падежных форм  личных местоимений.
Развивать логическое мышление, познавательную активность, внимание,  умение учащихся работать в группах,  в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, дидактический материал для работы в группах, в парах.                                                            
Ход урока.
Слайд 1
1.Оргмомент.
- Начинаем урок русского языка.                                                                              - Скажите, что вы ждёте от урока?                                                                                              - Каким хотите, чтобы он был?                                                                                       - А я хочу, чтобы вы были на уроке внимательны и активны, не боялись высказывать своё мнение. А так же желаю вам набрать как можно больше бонусов. Каждый правильный ответ – это 1 бонус.
2. Определение темы и целей урока.      
- Откройте  содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока.  
Слайд 2     
 – Открываем стр. 49                                                                                                                     – Скажите, это новая для вас  тема, или вы уже знакомы с местоимениями?       - Какие личные местоимения вы знаете?                                                            
Слайд 3  
А что ещё  помните о местоимениях? 
/Местоимение это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения отвечают на вопросы кто? что? Изменяются по лицам и числам. В 3-ем лице ед. ч. местоимения бывают м., ж. и ср. рода./ 
- Какие цели поставим на этот урок?     /Ответы детей/
- Сегодня мы понаблюдаем над ролью местоимений в речи.                                    – Обобщим знания о личных местоимениях.                                                            – Поупражняемся в определении рода, лица и числа местоимений.                       – А также получим новые знания об этой части речи.
3. Работа над новой темой.  
- Найдите  упр.  42, прочитайте данные там предложения.                                         – Что заметили?                                                                                                                  - Прочитайте 1 вопрос задания.  Как ответите?    2 вопрос, 3 вопрос.                         – Как вы думаете, почему местоимениям дали такое название?      /Они занимают место имён существительных/                                                                                        - А что было бы, если бы в нашей речи не было  местоимений?       /Мы вынуждены были бы повторять одни и те же слова/                                                   - Местоимения создают нам речевое удобство.                                                              – Чему мы учились, выполняя это упражнение?                                                                                    
4. Открытие нового знания. Работа в парах.
Слайд 4
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Положите перед собой листочки с заданием. Вставьте в словосочетания местоимение  «ты»  в нужной форме.    Проверка. 
  
Обрадовался  (кто?)        …        (ты)
Отобрал  (у кого?)        …        (ты)
Помог  (кому?)        …        (ты)
Поздравляю  (кого?)        …        (ты)
Любовался  (кем?)        …         (ты)
Говорил  (о ком?)        …        (ты)
 – Что вы делали с местоимением «ты»?       /Изменяли по вопросам/ 
- А изменение по вопросам называется как?                                    
 - Какое  же открытие мы  сделали?        /Местоимения так же, как и имена существительные изменяются по падежам или склоняются /   
- Найдите  упр.  43,  рассмотрите таблицу.
Слайд 5
- Назовите личные местоимения 1 лица
- 2 лица.                                                                                                                 
 - 3 лица.                                                                                           
  - Какие из них являются формами ед. ч.?  
 - А формами мн. ч. ?  
- Назовите местоимение 1- ого лица, ед. ч., Т. п.      
- Назовите местоимение 3 – его лица, мн. ч., Д. п.     
 - На что ещё обратили  внимание  в таблице?
- Назовите формы местоимений 3 - его лица,  мн. ч.  Различаются ли они по родам?   
 5. Первичное закрепление.  Работа в тетрадях (У., стр. 50, № 44).
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.                                          – Найдите упр. 44, прочитайте текст.  /Чтение текста 2 учениками/                            - Кто автор?
 -  Кто знает,  из какого произведения этот отрывок?
 - Прочитайте 1 часть задания.  Прочитайте 2 часть задания.  
 – Обратите внимание на образец.  
 – Вам понятно как нужно выполнять задание?
 – Что будете выполнять сначала?  А после этого
  - Приступаем.  Работаем с четырьмя первыми предложениями.  Пользуемся таблицей.     /1 ученик записывает 2 предложение на доске/                       /Фронтальная проверка/                                                                                             
- Чему учились, выполняя это упражнение?            
- А что нового узнали на этом этапе?     
6. Продолжение работы над новой темой.
- А сейчас давайте прочитаем разговор Евдокии Васильевны с Машей на стр. 51.  /Чтение 1 учеником/
 - Вы заметили какую-нибудь особенность?  
– Как вы считаете, это только в П. п.?            /Ответы детей, потом 1 ученик дочитывает интригу до конца/                                                                                            
- Откройте плакат Летучей мыши и прочитайте его.                                                   
– Что усвоили из прочитанного?
7. Работа с учебником (стр. 52, № 45).
- Прочитайте  задание в упр. 45    /Чтение верхнего задания одним  учеником/                                   - С какими местоимениями будем работать?   /он, она, они/                                         - 1 столбик выполняем устно.  /Ответы детей/                                                                 - Скажите, а чем интересна форма местоимений во 2 столбике?                                 - Выполните самостоятельно 2 столбик в тетради, записав предварительно номер упражнения.  
- Первые 3 человека, правильно выполнившие это упражнение, работают консультантами.
                               
Слайд 6                                                                                                                                   
- Можно сверить  правильность выполнения у вас в тетради  с образцом   на экране.                                                                                                                                    - Что мы отрабатывали, выполняя это задание?
8. Работа в группах.
- А сейчас работа в группах.                                                                                            – Прочитайте текст, записанный на листочках, и вставьте местоимения в нужной падежной форме.
Однажды я  шёл по лугу. Ко … пристала ласточка.  … кружилась около …  . Ласточка задевала … за плечо и жалобно кричала, словно … отнял у … птенца.  Она будто просила отдать … обратно.  …  не понимал, что … нужно,  и рассказал о ласточке  деду.  … посмеялся надо … и разъяснил … загадку.
/Проверка. Чтение по одному предложению по группам./
9. Итог урока.   
- Давайте обобщим, что же мы теперь знаем о местоимении.  /Ответы детей/         - Прочитайте вывод на экране.
Слайд7
- А сейчас посчитайте ваши бонусы и скажите, кто набрал 7 бонусов.                   – Вы получаете «5».                                                                                                  - Кто набрал от 5 до 7 бонусов?                                                                                    - Вы получаете «4».
10. Рефлексия «Цепочка пожеланий».
Слайд 8
- Ну и передавая символ по цепочке, обратитесь с пожеланием или высказыванием о прошедшем уроке.  /Ученики передают мячик, символизирующий планету,  и высказываются/
- Ну а я вам хочу сказать спасибо за активную работу на уроке.
12. Домашнее задание.
Слайд 9   
- Домашнее задание выполняете 1-ого или  2-ого уровня сложности по выбору. Оно записано в эл. дневнике.