Конспект урока по русскому языку на тему Личные местоимения 4 класс ПНШ
Урок русского языка
Тема урока: Личные местоимения.
Цели урока: Способствовать закреплению знаний детей о личных местоимениях.
Дать понятие об изменениях местоимений по падежам.
Работать над правильным употреблением и написанием падежных форм личных местоимений.
Развивать логическое мышление, познавательную активность, внимание, умение учащихся работать в группах, в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, дидактический материал для работы в группах, в парах.
Ход урока.
Слайд 1
1.Оргмомент.
- Начинаем урок русского языка. - Скажите, что вы ждёте от урока? - Каким хотите, чтобы он был? - А я хочу, чтобы вы были на уроке внимательны и активны, не боялись высказывать своё мнение. А так же желаю вам набрать как можно больше бонусов. Каждый правильный ответ – это 1 бонус.
2. Определение темы и целей урока.
- Откройте содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока.
Слайд 2
– Открываем стр. 49 – Скажите, это новая для вас тема, или вы уже знакомы с местоимениями? - Какие личные местоимения вы знаете?
Слайд 3
А что ещё помните о местоимениях?
/Местоимение это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения отвечают на вопросы кто? что? Изменяются по лицам и числам. В 3-ем лице ед. ч. местоимения бывают м., ж. и ср. рода./
- Какие цели поставим на этот урок? /Ответы детей/
- Сегодня мы понаблюдаем над ролью местоимений в речи. – Обобщим знания о личных местоимениях. – Поупражняемся в определении рода, лица и числа местоимений. – А также получим новые знания об этой части речи.
3. Работа над новой темой.
- Найдите упр. 42, прочитайте данные там предложения. – Что заметили? - Прочитайте 1 вопрос задания. Как ответите? 2 вопрос, 3 вопрос. – Как вы думаете, почему местоимениям дали такое название? /Они занимают место имён существительных/ - А что было бы, если бы в нашей речи не было местоимений? /Мы вынуждены были бы повторять одни и те же слова/ - Местоимения создают нам речевое удобство. – Чему мы учились, выполняя это упражнение?
4. Открытие нового знания. Работа в парах.
Слайд 4
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Положите перед собой листочки с заданием. Вставьте в словосочетания местоимение «ты» в нужной форме. Проверка.
Обрадовался (кто?) … (ты)
Отобрал (у кого?) … (ты)
Помог (кому?) … (ты)
Поздравляю (кого?) … (ты)
Любовался (кем?) … (ты)
Говорил (о ком?) … (ты)
– Что вы делали с местоимением «ты»? /Изменяли по вопросам/
- А изменение по вопросам называется как?
- Какое же открытие мы сделали? /Местоимения так же, как и имена существительные изменяются по падежам или склоняются /
- Найдите упр. 43, рассмотрите таблицу.
Слайд 5
- Назовите личные местоимения 1 лица
- 2 лица.
- 3 лица.
- Какие из них являются формами ед. ч.?
- А формами мн. ч. ?
- Назовите местоимение 1- ого лица, ед. ч., Т. п.
- Назовите местоимение 3 – его лица, мн. ч., Д. п.
- На что ещё обратили внимание в таблице?
- Назовите формы местоимений 3 - его лица, мн. ч. Различаются ли они по родам?
5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях (У., стр. 50, № 44).
- Откройте тетради, запишите число и классная работа. – Найдите упр. 44, прочитайте текст. /Чтение текста 2 учениками/ - Кто автор?
- Кто знает, из какого произведения этот отрывок?
- Прочитайте 1 часть задания. Прочитайте 2 часть задания.
– Обратите внимание на образец.
– Вам понятно как нужно выполнять задание?
– Что будете выполнять сначала? А после этого
- Приступаем. Работаем с четырьмя первыми предложениями. Пользуемся таблицей. /1 ученик записывает 2 предложение на доске/ /Фронтальная проверка/
- Чему учились, выполняя это упражнение?
- А что нового узнали на этом этапе?
6. Продолжение работы над новой темой.
- А сейчас давайте прочитаем разговор Евдокии Васильевны с Машей на стр. 51. /Чтение 1 учеником/
- Вы заметили какую-нибудь особенность?
– Как вы считаете, это только в П. п.? /Ответы детей, потом 1 ученик дочитывает интригу до конца/
- Откройте плакат Летучей мыши и прочитайте его.
– Что усвоили из прочитанного?
7. Работа с учебником (стр. 52, № 45).
- Прочитайте задание в упр. 45 /Чтение верхнего задания одним учеником/ - С какими местоимениями будем работать? /он, она, они/ - 1 столбик выполняем устно. /Ответы детей/ - Скажите, а чем интересна форма местоимений во 2 столбике? - Выполните самостоятельно 2 столбик в тетради, записав предварительно номер упражнения.
- Первые 3 человека, правильно выполнившие это упражнение, работают консультантами.
Слайд 6
- Можно сверить правильность выполнения у вас в тетради с образцом на экране. - Что мы отрабатывали, выполняя это задание?
8. Работа в группах.
- А сейчас работа в группах. – Прочитайте текст, записанный на листочках, и вставьте местоимения в нужной падежной форме.
Однажды я шёл по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около … . Ласточка задевала … за плечо и жалобно кричала, словно … отнял у … птенца. Она будто просила отдать … обратно. … не понимал, что … нужно, и рассказал о ласточке деду. … посмеялся надо … и разъяснил … загадку.
/Проверка. Чтение по одному предложению по группам./
9. Итог урока.
- Давайте обобщим, что же мы теперь знаем о местоимении. /Ответы детей/ - Прочитайте вывод на экране.
Слайд7
- А сейчас посчитайте ваши бонусы и скажите, кто набрал 7 бонусов. – Вы получаете «5». - Кто набрал от 5 до 7 бонусов? - Вы получаете «4».
10. Рефлексия «Цепочка пожеланий».
Слайд 8
- Ну и передавая символ по цепочке, обратитесь с пожеланием или высказыванием о прошедшем уроке. /Ученики передают мячик, символизирующий планету, и высказываются/
- Ну а я вам хочу сказать спасибо за активную работу на уроке.
12. Домашнее задание.
Слайд 9
- Домашнее задание выполняете 1-ого или 2-ого уровня сложности по выбору. Оно записано в эл. дневнике.