Конспект урока по русскому языку на тему Личные местоимения (3 класс)
Предмет: Русский язык
Тема: Личные местоимения
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; определить общие и различные морфологические признаки имени существительного и местоимения; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
Тип: комбинированный
Методы: частично-поисковые, наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование: учебные пособия, записи на доске, карточки с тестовыми заданиями, листы бумаги.
Ход урока
Орг.момент
Актуализация знаний
А) Отгадать загадку
Это он,э то ты, это вы, это я.Это кофта чья? Моя.Ну а шуба наша,Уж никак не ваша.Где-то некто вольно жил,Делал нечто, не тужил,С каждым он поговорит,Всякого развеселит,Никого и ничегоНе обидит ни за что.Кто я, по вашему мнению?Конечно же, я ...(местоимение).
- Что такое местоимение?
Б) минутка чистописания
Игра «Местоимение спряталось» (дифференцированное задание) на выбор
1 строка – легче
2 строка - тяжелее
Ягода, мыло, тыква, выставка, короны, борона, агроном, понимание.
Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий.
В) Контроль знаний пройденного материала
Определить повторяющееся существительное. Заменить подходящим по смыслу местоимением. (ИР, выборочно на оценку, фронтальная проверка)
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня, задевала меня за плечо, словно я отнял у ласточки птенца. Я не понимал, что ласточке нужно. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает насекомых, а птичка ловит их на лету. (По К. Паустовскому)
ФИЗМИНУТКА
3. ЦелеполаганиеА) Работа в парах
- распределить по группам местоимения верхней строки минутки чистописания. Защита работ с аргументами.
Вывод: у местоимений можно определить число.
Можно ли у каких либо местоимений определить род?
Что ещё можно определить у местоимений (опираясь на вторую строку минутки чистописания) – падеж.
С какой частью речи схожи данные признаки? (существительное).
Как вы думаете, есть признак характерный только для местоимений.(мнение учащихся).
Отправимся в страну Местоимений. Условие для учащихся:
- запомнить название самого первого города.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Вот такие жители живут в городе под названием…….?(Личный)
- Почему местоимения называют личными?
( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)
- Личные местоимения помогают объединять предложения в связанный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.
4. Работа по теме
- работа по учебнику: рассмотреть таблицу личных местоимений
- выполнение тренировочных упражнений
4. Закрепление пройденного материала
Тест: _______________________
1. Укажи местоимения 1-го лица.
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
а) я
б) он
в)ты
г) она
д) мы
е) оно
ж) они
з) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
а) имени существительного;
б) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
а) называют предметы;
б) указывают на предметы.
6. Запиши лишнее слово в каждого ряда:
а)Я, они, на, ты
б)Но, оно, она, они
в)Я, Яна, ты, вы
КЛЮЧ: 1-а, 2- б, 3- б г е ж,4- а, 5 - б, 6- а на, б-но, в – Яна
ВЗАИМОПОВЕРКА
5. Итог урока.
- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
6. Домашнее задание