Образовательный центр «ЭЛКО» Беззубова Елена Владимировна учитель начальных классов. Класс: 4 Предмет: Познание мира Тема: «По страницам Красной книги Казахстана». Цель: дать понятие о разнообразии форм природоохранной деятельности: соста


Образовательный центр «ЭЛКО»
Беззубова Елена Владимировна учитель начальных классов.
Класс: 4
Предмет: Познание мира
Тема: «По страницам Красной книги Казахстана».
Цель: дать понятие о разнообразии форм природоохранной деятельности:
составление Красной книги, занесение в нее животных и растений.
создание презентаций и видео-роликов о природе.

Задачи:
познакомить с историей создания Красной книги и классификацией животных и растений, принятой в ней;
дать понятие об особенностях создания презентаций и видео-роликов о природе;
воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, чувство патриотизма жителя Земли и обеспокоенность за будущее планеты.

Оборудование: Красная книга (или Красные книги), иллюстративный материал – животные и растения, размещенные на их страницах.

Ход урока: Организационный момент.
Дети заходят в класс. Звучит песня «Красная книга» на стихи Б.Дубровина.
На доске, как эпиграф к уроку, написаны строки из этой песни.

Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже миг.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно.
Красная книга – Красная!
Ученики слушают аудиозапись песни «Красная книга»:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы,
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы!
Когда звучит припев, учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку, читает его вслух.
Учитель. Что такое Красная книга? Как появилась такая книга? С какой целью она создавалась?
Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948 году. Тогда сотрудники Международного союза охраны природы, обеспокоенные состоянием природы, стали собирать информацию о редких и исчезающих животных и растениях. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, ученый-орнитолог.
Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. С тех пор изданы пять томов. Четыре из них – о животных, пятый посвящен растениям. Сведения для Красной книги собирают не только опытные ученые – биологи, но и охотоведы, любители и знатоки природы.
Учитель рассказывает и делает записи на доске, чтобы дети могли переписать отдельные факты, сложные слова, цифры в свои тетради и ответить по ним на следующем уроке.
Красная книга создается для того, чтобы защитить животных и растения, которые объединены в ней в определенные группы.

Исчезающие виды – это виды животных или растений, которые уже невозможно спасти, если человек не примет специальные меры охраны.
Сокращающиеся виды – это виды, численность которых очень быстро сокращается.
Редкие виды растений и животных – эти виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.
Есть малоизвестные виды, о которых очень мало информации, и трудно оценить, к какой группе они относятся.
Восстанавливающиеся виды – это те растения и животные, которые удалось спасти.
Если люди проводят специальную работу и изменяют неблагоприятные условия обитания животных и растений, и численность исчезающих и редких животных и растений начинает расти, то их записывают на зеленые страницы. Если человек продолжает вредить природе, то в Красной книге могут оказаться новые виды.

Вопросы детям.
1. Когда была создана первая Красная книга?
2. На какие категории разделены растения и животные, занесенные в Красную книгу?

Учитель. В Казахстане Красная книга была издана в двух томах в 1979 году. Благодаря, ней мы узнаем, насколько богат и разнообразен мир природы, а также о том, что потерял и может потерять человек. К примеру, за последние десять лет численность сайги сократилась почти в 40 раз: в 1993 году ее стада насчитывали больше восьмисот тысяч, то сейчас – не более двадцати одной тысячи особей (по данным учета 2003 г.).
В 1996 году вышла следующая Красная книга Казахстана. В нее вошли новые виды и подвиды животных, потому что в мире природы произошли изменения. Из Красной книги теперь исключены длинноиглый еж, райская мухоловка, расписная синичка, поскольку их численность возросла.
Сегодня в Красной книге Казахстана 16 видов рыб, 3 вида земноводных, 10 видов пресмыкающихся, 56 видов птиц, 40 видов млекопитающих, получается всего 125 видов позвоночных. Снижение численности животных побудило включить в книгу бурого голубя, серого журавля и других. Исчез туранский тигр, очень мало осталось на земле Казахстана куланов. В угрожаемом положении находятся удивительные птицы: белый аист, розовый пеликан, балобан, сапсан, шахин. Это данные из Красной книги Казахстана 1996 года. Второе издание расширено.

Учитель подводит итоги.
Известно, что:
каждому пятому виду млекопитающих,
каждому четвертому виду рептилий,
каждому пятому виду птиц нашей страны сегодня угрожает опасность.
Значит, задача всех людей не только спасти, но и приумножить количество животных и растений в Казахстане.

Вопросы детям.
1. Каких животных, обитающих на территории Казахстана, вы знаете?
2. Какие животные нуждаются в охране?
3. Что должны делать люди?

Учитель выслушивает детей и потом раздает для чтения вслух текст стихотворения «Люблю мой край» А.Кобловой. Сначала все стихотворение читает учитель. Затем несколько учащихся по очереди.

Люблю мой край –
Как это странно слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и солнцем пахнет лето,
Зовет прохладою река –
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит –
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит –
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И хоть полмира обойди,
Но ближе и милей родного края,
Я думаю, мне больше не найти!

В завершение урока снова звучит песня о Красной книге.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпа
·емы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле.
Мы поля и леса обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

Задание на дом. Выучить, когда появилась первая Красная книга, кто предложил сделать такую книгу и почему для обложки выбрали красный цвет. С какой целью ученые создали Красную книгу? Когда была выпущена Красная книга Казахстана и на какие категории разделены растения и животные, занесенные в нее?

Дать выучить наизусть стихи А.Кобловой .




Образовательный центр «ЭЛКО»
Учитель начальных классов Беззубова Елена Владимировна

Урок: познание мира
Класс: 4
Тема: «Птицы Заилийского Алатау: Серпоклюв, Синяя птица, Расписная синичка.
Цель: расширить представления учащихся о необходимости охраны птиц; дать представление о краснокнижных животных Заилийского Алатау.

Задачи:
на основе презентации «Дом для серпоклюва» дать знания о природе гор и среде обитания горных птиц;
развивать внимание, наблюдательность, словарный запас;
воспитывать нравственные качества: доброту, сострадание, стремление оберегать.

Оборудование: Красная книга Казахстана, презентация «Дом для серпоклюва»; иллюстративный материал – серпоклюв, расписная синичка, кукушка, утка, сокол, орел.

Ход урока: Организационный момент.
Повторение пройденного.

Вопросы детям.
1. В каком году появилась первая Красная книга?
2. Кто предложил сделать такую книгу? Почему для обложки выбрали красный цвет?
3. С какой целью ученые создали Красную книгу? Расскажите о Красной книге Казахстана.
4. На какие категории разделены растения и животные, занесенные в Красную книгу?

Учитель. Сегодня мы продолжим тему, начатую на прошлом уроке. Это тема охраны природы. Земля у нас одна. Она, как корабль, плывет во Вселенной и имеет все для бесконечно долгого путешествия. Люди должны обращаться с родной природой бережно. Часто бывает так, что дикие животные не могут защитить себя: ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. Послушайте строки из стихотворения российского поэта Е.Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

На прошлом занятии мы узнали, что рассказывать людям о том, как прекрасна природа. Сегодня мы посмотрим презентацию посвященную небольшой горной птице – серпоклюву, он так и называется «Дом для серпоклюва».
Просмотр презентации.

Вопросы детям.
1. Почему люди назвали эту птицу серпоклювом? Опишите, как она выглядит.
2. О каких птицах еще рассказывает автор фильма? Какие птицы являются «соседями» серпоклюва?
3. Где селится и в каких условиях высиживает яйца семья серпоклювов?

Дети описывают внешность птицы. Спинка – сизовато-серая. Белое брюшко, на грудке ярко-черная полоска. Красные лапки, длинный похожий на серп красный клюв, которым удобно добывать пищу. Селится серпоклюв на берегах горных речек среди мелких круглых камешков. Гнезда не строит, делает ямку, обкладывает ее галькой. Яйца не бросаются в глаза, поскольку окраска маскирует их среди камней. Обычно яиц 4. Высиживают птенцов родители один за другим, сменяясь на гнезде каждые час-полтора. Сначала у птенцов клюв серый и прямой, но со временем он изгибается и становится таким же, как у взрослых птиц.
Учитель поясняет, чем питаются серпоклювы – личинками ручейников, стрекоз, бокоплавами и другими водными беспозвоночными. Серпоклюв – птица оседлая, не перелетная. Зиму обычно проводит там же, где и лето, иногда спускаясь ниже по течению.
Дети рассказывают, что увидели кукушку, утку, сокола, орла, обитающую в той же горной местности синюю птицу. Дети подробно описывают ее внешний вид. Иссиня-черная крупная птица, перышки поблескивают на солнце, живет по берегам горных рек Тянь-Шаня. Клюв темный сверху, желтый снизу. У синей птицы очень сильный громкий голос, ее свист перекрывает рев водопада и шум ветра. Песни у нее красивые, музыкальные. Подвижная, часто подергивает хвостиком, медленно распускает его веером и опускает вниз.
Учитель добавляет. Селится в выступах скал над водой. Питается мелкими змеями и ящерицами. Яиц в гнезде 4-6, высиживает их самка в течение 17 дней. 3,5 недели птенцы подрастают, а потом вылетают из гнезда.
Дети описывают, как выглядит расписная синичка. Яркая птичка: темно-синяя блестящая головка с высоким хохолком, белое брюшко. Крылышки делятся на две части: ближе к спинке они рыжие, а у хвоста – голубовато-синие, рыжий хвостик очень длинный.
Учитель
1. Сколько пар серпоклюва насчитывалось в 1979 году?
2. Кто является врагами серпоклюва?
3. В чем вина человека перед серпоклювом?
Дети называют цифры, которые прозвучали : в 1979 году насчитывалось 150-200 пар птиц. Враги – лисы, черная ворона, сорока, другие хищные птицы. Часто люди нарушают покой серпоклюва, выпасая скот в горах, разбивая палатки на берегу озера.
Серпоклюв занесен в Красную книгу, изданную в 1996 году. По ее данным, осталось около 80 пар. Значит, надо бить тревогу.
Итог урока.
Учитель читает стихи А.Дуйсенбиева «Живет такая птица».

Живет такая птица
В горах среди камней.
Не за себя боится,
А за своих детей.
Охотника увидит –
Кричит: «Беда! Беда!».
Охотника уводит
Подальше от гнезда.
Нарочно притворится,
Что ранено крыло,
И скачет, скачет птица
И дышит тяжело.
Постой, оставь погоню –
Как горек птичий крик!
Пускай с детьми спокойно
Живет в гнезде кеклик.

Поэт посвятил свое стихотворение другой птичке, но мы понимаем, что в защите нуждаются многие и многие птицы нашей родины. И вместо кеклика можно поставить серпоклюва и других птиц.
С этого урока мы начинаем работу над самодельной Красной классной книгой, чтобы лучше запомнить животных, которые нуждаются в защите и рассказывать о них всем: друзьям, родителям, знакомым.

Задание на дом: нарисовать животное по сделанному в тетради описанию, выучить наизусть стихотворение (учитель раздает заранее отпечатанный на листах текст).