Родительское собрание Семейные ценности — залог успешного воспитания


Родительское собрание
"Семейные ценности – залог успешного воспитания"
Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях, выраженных в поэзии.
 
1. Вступительное слово – приветствие классного руководителя.
- Начнем наш разговор с упражнения «Ассоциации».
Уважаемые родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья».
У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.
Если бы это был цветок, то какой это цветок...? ( здание, мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.)
- Ваши ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». 
- Причем эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.
Семья это счастье, любовь и удача - М. Лангер
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепетСемья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
2. Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.
Среди бурь и средь штилей…- Елена Веснова
Среди бурь и средь штилей,Средь ночей и рассветов,Если двое любили –В мир является третий!
Если страшно порою,Если грозы грохочут –Поднимаются двоеИ над третьим хлопочут.
Если вдруг  выпадаютИм пути и разлуки -Третий горько вздыхаетИ к двоим тянет руки…
Год за годом сменяя,Дни идут и проходят…Рубежа достигая –Двое в вечность уходят…
Третьи станут двоими…И опять на  планетеЕсли двое полюбят  –В мире явится третий
3. - Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?
- Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.
А семья – это всё - И. Яворовская
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
 
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
 
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись...
4.- Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев?
- Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, стремительно растёт число разводов.
Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.
Разрыв – Э.Асадов
Битвы словесной стихла гроза.Полные гнева, супруг и супругаМолча стояли друг против друга,Сузив от ненависти глаза. Все корабли за собою сожгли,Вспомнили всё, что было плохого.Каждый поступок и каждое слово –Всё, не щадя, на свет извлекли. Годы их дружбы, сердец их биенье –Всё перечеркнуто без сожаленья.Часто на свете так получается:В ссоре хорошее забывается. Тихо. Обоим уже не до споров.Каждый умолк, губу закусив.Нынче не просто домашняя ссора,Нынче конец отношений. Разрыв. Всё, что решить надлежало, решили.Всё, что раздела ждало, разделили.Только в одном не смогли согласиться,Это одно не могло разделиться, Там, за стеною, в ребячьем углу,Сын их трудился, сопя, на полу.Кубик на кубик. Готово! Конец!Пёстрый, как сказка, вырос дворец. – Милый! – подавленными голосамиМолвили оба. – Мы вот что хотим...Сын повернулся к папе и мамеИ улыбнулся приветливо им. – Мы расстаёмся... совсем... окончательно,Так нужно, так лучше... И надо решить.Ты не пугайся. Слушай внимательно:С мамой иль с папой будешь ты жить? Смотрит мальчишка на них встревожено.Оба взволнованы... Шутят иль нет?Палец в рот положил настороженно.– И с мамой и с папой, – сказал он в ответ. – Нет, ты не понял! – И сложный вопросКаждый ему втолковать спешит.Но сын уже морщит облупленный носИ подозрительно губы кривит... Упрямо сердце мальчишечье билось,Взрослых не в силах понять до конца.Не выбирало и не делилось.Никак не делилось на мать и отца! Мальчишка! Как ни внушали ему,Он мокрые щеки лишь тёр кулаками,Никак не умея понять: почемуТак лучше ему, папе и маме? В любви излишен всегда совет.Трудно в чужих делах разбираться.Пусть каждый решает, любить или нет,И где сходиться, и где расставаться, И всё же порой в сумятице дел,В ссоре иль в острой сердечной драмеПрошу только вспомнить, увидеть глазамиМальчишку, что драмы понять не сумелИ только щёки тёр кулаками
6. - Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».
«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.
- И мы просто обязаны помнить о них, они ждут от нас весточки.
Неравенство – Э. Асадов
Так уж устроено у людей,Хотите вы этого, не хотите ли,Но только родители любят детейЧуть больше, чем дети своих родителей. Родителям это всегда, признаться,Обидно и странно. И всё же, и всё жеНе надо тут, видимо, удивлятьсяИ обижаться не надо тоже. Любовь ведь не лавр под кудрявой, кущей,И чувствует в жизни острее тот,Кто жертвует, действует, отдаёт,Короче: дающий, а не берущий. Любя безгранично детей своих,Родители любят не только их,Но плюс ещё то, что в них было вложено:Нежность, заботы, труды свои,С невзгодами выигранные бои,Всего и назвать даже невозможно! А дети, приняв отеческий трудИ становясь усатыми "детками",Уже как должное всё берутИ покровительственно зовутРодителей "стариками" и "предками". Когда же их ласково пожурят,Напомнив про трудовое содружество,Дети родителям говорят:– Не надо, товарищи, грустных тирад!Жалоб поменьше, побольше мужества! Да, так уж устроено у людей,Хотите вы этого, не хотите ли,Но только родители любят детейЧуть больше, чем дети своих родителей. И всё же – не стоит детей корить.Ведь им не всегда щебетать на ветках.Когда-то и им малышей растить,Всё перечувствовать, пережитьИ побывать в "стариках" и "предках"!
7. - Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Брак стал менее устойчивым. Причин для этого много.
Бывает дефицит финансов – Э Асадов
Бывает дефицит финансов,    Железа дефицит - в крови,    Бывает мало в жизни шансов,    Но хуже - дефицит любви.    Тем, кто женился по “залёту”,    Хочу сказать: ваш брак не плох.    “Залёт” подобен самолёту,    В котором двигатель заглох.    Тем, кто женился по привычке,    Хочу открыть один секрет:    Ваш брак большой подобен спичке,    В которой, правда, серы нет.    И быт уютливо-угрюмый    Не разожжёт огня в крови.    Поверьте мне, что даже юмор    Не лечит дефицит любви.    Тем, кто женился по расчёту,    Возможно, больше повезло    И не сводя друг с другом счёты    Живут они “друзьям” назло,    Подобно вложенным банкнотам:    Жизнь - долгосрочный депозит.    Они в любви давно банкроты -    Не ощущают дефицит.    Те, кто женат на голом теле    И только телом дорожит,    Покуда нет проблем в постели,    Не испытают дефицит.    Но стоит телу “разрыхлиться”    И потерять “товарный вид” -    Захочется пережениться.    Наступит “телодефицит”.    И чтоб семья могла сложиться,    Нам браки нужно создавать    Не с тем, с кем хочется ложиться,    А с тем, с кем хочется вставать. 
Классный руководитель озвучивает результаты анкетирования «Семья глазами ребёнка».
«Семья глазами ребёнка» (для ребёнка)
1.Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то, свойственное только вашей семье? 2.Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовал(а)? 3.Интересуются ли родители твоими учебными делами? 4.Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в классе? 5.Посещают ли они школу? 6.Помогают ли они школе, классному руководителю? 7.Как, по-твоему,они относятся к школе и педколлективу? 8.Довольны ли они своей работой, своей специальностью? 9.Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет? 10.Охарактерезуйте свою семью одним словом. 11.Какие праздники в семье ты любишь больше всего? 12.Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие? 13.Есть ли у тебя бабушка и дедушка? 14.Каковы твои отношения с ними? 15.Что,по-твоему, ждет тебя в будущем? 16.Каким,по-твоему,обещает быть твое будущие? 17.На кого ты надеешься? 18.По-твоему,ты будешь счастлив? 8. – Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.
- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.
- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.
-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.
Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.
Зачастую они связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т.д.
Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:
до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.
Берегите своих детей...- Эдуард Асадов
Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились. Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног, Совладать с нею нет уже мочи, Ну а к Вам подойдет сынок, Или ручки протянет дочка - Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите. Это счастье – короткий миг. Быть счастливыми поспешите. Ведь растают, как снег весной, Промелькнут дни златые эти. И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фото разных мгновений детства, С грустью вспомните о былом, О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться, Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться, Вы на свете счастливее всех. Берегите, пожалуйста, детство ...
Анкета «Общение в семье» для родителей
Инструкция Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно-«да», «нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.
Анкета «Общение в семье» (для родителей)
№ вопросы да нет иногда
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? 2. Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам ? 3. Интересуется ли он вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей вашего ребенка? 5. Бывают ли они у вас дома? 6. Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах ? 7. Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? 8. Проверяете ли вы, как он учит уроки? 9. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам? 10. Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых» ? 11. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги ? 12. А телевизионные передачи и фильмы? 13. Бываете ли вы вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах? 14. Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах? 15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет? Результаты.
За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда» -1 балл, за «нет»- 0.
Более 20 баллов.
Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10-20 баллов
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов
Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.
Китайская притча «Ладная семья»»
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
РЕФЛЕКСИЯ.
-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.