Разработка внеклассного занятия по окружающему миру 1 класс Не предадим память наших прадедов! Нет фашизму!


Не предадим память наших прадедов! Нет фашизму!
Цели: 1) Познакомить со смыслом праздника День Победы.
2) Создать условия для формирования нетерпимого отношения к фашизму.
Х о д з а н я т и я
Организационный момент.
Ознакомление с новым материалом.
- Ребята, наше занятие я хочу начать с полусказки-полубыли. В одной стране люди решили, что они лучше, сильнее, красивее и умнее, чем другие люди в других странах и отобрали у них дома, деньги, вещи, а их самих убили…
- Людей, которые так думают и поступают называют фашистами.
( на доске табличка: фашисты и свастика )- А сейчас я расскажу вам, как 73 года назад, 22 июня 1941 года, фашисты напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.
Вывешивается табличка с датой:
22 июня 1941 года
Великая Отечественная война
- У вас на столах есть листы, а там задание № 1. Прослушайте текст, следя по нему пальчиком.
Фашисты напали на нашу Родину. Они стали сжигать наши дома, угонять к себе домашний скот и вывозить зерно. Взрослых людей уводили в рабство, а больных и стариков убивали. От боли и страданий стонала родная земля.
- Выразите свое отношение к действиям фашистов, раскрасив кружок в один из следующих цветов: красный, зелёный или чёрный.
Слайд - Дети тоже ощутили на себе весь ужас фашизма. Для них фашисты строили специальные концлагеря. Детей, которые были ростом ниже 120 см убивали, а те кто постарше, должны были каждый день сдавать стакан крови.
Вот воспоминания одной женщины, которая в детстве пережила весь этот ужас: «В сентябре 1941 года фашисты заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь «Бухенвальд». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я наконец обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение. Выжила чудом»
- Всех детей, которые уже не могли приносить пользу фашистам убивали, а трупы сжигали в специально оборудованных печах.
- Вам стало страшно? А ваши ровесники всё испытывали на себе. Давайте зачеркнём символ фашистской свастики.
Слайд - Посмотрите на фотографии тех страшных военных лет.
- Прочитайте слова в задании 2. Выберите и подчеркните два слова, которые соответствуют вашему отношению к фашистам.
- Во время войны огромное количество людей было угнано в рабство в Германию. Их распределяли по семьям, и они работали на хозяев.
- Жители, которые остались на не захваченных фашистами территориях, тоже испытывали тяготы войны. Давайте перенесёмся в город Ленинград (ныне С-Петербург), оказавшемся в полном вражеском окружении.- Прослушайте список объектов: столярный клей; хвоинки ели; глицерин, вазелин; водоросли; опилки; бумага; жир для смазки танков. Предположите, как использовались эти объекты жителями блокадного Ленинграда?
- На самом деле все эти объекты ленинградцы вынуждены были есть из-за страшного голода, ведь на день каждому ребёнку выдавали только ломтик хлеба весом 125 граммов. (Показать кусочек хлеба).
Одно желанье жило в их сердцах,
Не покидавшее несчастного даже в снах,-
Желанье – голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждение её жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
К хлебу относиться, как к святыне.
- Тяжело было и тем людям, а это в основном дети, старики и женщины, которые трудились в тылу. Они растили хлеб для Армии, изготавливали одежду, работали на заводах, делали боеприпасы и детали для военной техники.
- Ребята, но это ещё не всё. Я познакомила вас только с некоторыми проявлениями фашизма. Нам сейчас даже трудно представить, что было бы с нашей Родиной, всеми нами, если бы на защиту своих матерей, жён, детей не встали бы наши деды и прадеды.
- Почему 9 мая – День Победы называют «праздник со слезами на глазах»?
(Мнения детей).СЛАЙД
- Советский Союз победил, но победа досталась очень великой ценой.
(Схема потерь советского народа в Великой Отечественной войне.)
- 33 миллиона человек – это и мужчины и женщины, которые надели солдатские шинели и пошли воевать, вернулись домой лишь 12 миллионов человек. Остальные погибли, защищая нашу Родину.
(Оторвать от схемы кусок, равный 2/3)
- Но многие из них были изранены и искалечены… А до наших дней дожили уже единицы. Это наши прадедушки и прабабушки.
- Накануне Дня Победы учащиеся нашего класса вместе с родителями провели исследовательскую работу на тему «Мой прадед – ветеран Великой Отечественной войны». О результатах своих поисков сейчас расскажут некоторые ребята.
(Рассказ Сухова Ивана, Дижа Жени, Казначеевой Лилии).
- Война «вошла» буквально в каждый дом. Каждой семье есть что рассказать о своих родственниках-защитниках.
- А как надо относиться к нашим прадедам, победившим фашизм?
- А всегда ли мы внимательны, заботливы и с пониманием относимся к ним? К сожалению, нет. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о ветеране войны. В нём встречаются незнакомые вам слова, и мы, чтобы вам было понятно, разберём их значение.
Словарная работа:
Ельня – русский город, в котором немецкие войска потерпели первое крупное поражение.
Авоська – сумка для продуктов.
Культя – часть конечности, остающаяся после после ампутации (удаления).
Заповедать – повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному исполнению; путь заповедан – известен.Добрых слов елей – слаще добрых слов.
- А теперь прослушайте стихотворение:
- Пропусти дедулю, слышишь, парень!
- Дед, не бойся, проходи вперёд!
У ларька на тесном тротуаре
Нехотя раздвинулся народ.
Под неодобрительные взоры
Всё же пропустили старика.
Нервно клал он в сетку помидоры,
И дрожала правая рука,
Действуя и быстро и устало,
Ту авоську штопором крутя…
Слева ей неловко помогала
Жалкая нелепая культя.
- До сих пор, видать, не передохли!
Вдруг раздался парня злобный крик.
- А пора б!
Внезапно тихо охнув,
Наземь опрокинулся старик.
Словно ждал и был он наготове
Умереть и вовремя успел…
Помидоры, словно сгустки крови,
Раскатились под ноги толпе.
На асфальте, словно на панели,
Дед лежал с пробитой головой.
Вот когда она достигла цели –
Пуля, пощадившая под Ельней,
Обернулась словом под Москвой…
Продавщица парня обругала,
Очередь сказала, что могла,
Скорая, конечно, приезжала,
Но уже ничем не помогла.
Дальше путь известный заповедан:
Морг, могила, добрых слов елей…
Всё по чести –
Разве это беды?
Ну, случилось – помер в День Победы,
Ну, ещё одним калекой-дедом
Просто стало меньше на земле.
Л.Захарова
- Ребята, что вы думаете о прочитанном в этом стихотворении?
(Дети высказываются)
- Людям, прошедшим эту войну, осталось жить действительно не долго, и им от нас ничего не надо, разве что добрые слова.
Подведение итогов занятия.
- Дети, давайте поблагодарим ветеранов, написав добрые слова людям, спасшим мир от фашизма. (Дети пишут благодарственные слова на листочках бумаги.)
- В годы войны письма не отправляли в конвертах, а их складывали в треугольники. Сейчас я научу вас это делать.
( Учитель показывает уже готовый треугольник и учит детей, как его складывать.)
- А сейчас я соберу у вас эти конвертики, в которых, я надеюсь, хранится тепло ваших сердец. А затем в День Победы 9 мая на митинге, который регулярно проводится в нашем посёлке, эти письма мы отдадим ветеранам.
Дети читают стихи:
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
И травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз – поклон земной!
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днём!
С Днём нашей Славы! С Днём Победы!
(9 мая – День Победы) - табличка
(У учителя в руках георгиевские ленточки на каждого ребёнка.)
- Традиционным символом праздника является георгиевская ленточка. Прикрепляя её к одежде 9 Мая, люди выражают своё уважение тому великому подвигу, который совершили ветераны Великой Отечественной войны, отстояв нашу Родину и освободив Европу от фашизма. Давайте и мы с вами прикрепим к одежде георгиевские ленточки в знак нашего уважения к ветеранам. Ведь наши деды и прадеды – ПОБЕДИТЕЛИ, значит, и мы тоже – ПОБЕДИТЕЛИ. (Дети прикрепляют ленточки, помогая друг другу. Звучит музыкальный фрагмент («День Победы»)
- Страшно поверить, что в нашей стране, где нет ни одной семьи, в которой бы не погиб кто-то из родных и близких в годы войны, сейчас появляются молодые люди с фашистской свастикой на рукаве. Их не хочется называть людьми, потому что выкрикивать фашистские лозунги и маршировать под фашистские марши – это всё равно что плясать на могилах своих прадедов!!! Но мы не будем терпимы к тем, кто предал подвиг прадедов, спасших нас от фашизма.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
И травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз – поклон земной!
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днём!
С Днём нашей Славы! С Днём Победы!
Моего прадедушку зовут Александр Кириллович Орищенко. Он родился 14 февраля 1925 года в станице Орловской. В числе других допризывников был привлечён к занятиям по боевой подготовке. После обучения в 236 стрелковом полку деда зачислили во взвод по доставке боеприпасов на передовую. В одном из рейсов попал под бомбёжку и был контужен. После лечения вернулся в строй. Затем с боями освобождал Белоруссию, где его ранило. Вылечившись, продолжил боевой путь. Об окончании войны услышал в Восточной Пруссии на реке Эльба. Потом почти ещё два года служил в Армии. Вернулся домой в 1947 году.
Храбрость деда отмечена орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и многими другими.
Когда началась война, моему прадедушке Рычкову Василию Семёновичу было всего 16 лет. На фронт его не взяли, так как был ещё молод. Поэтому он пошёл работать на завод, где изготавливал снаряды для фронта. В 1943 году его призвали в Армию и отправили учиться в военное училище на связиста. Дедушка протягивал телефонную связь, чтобы линию фронта соединить со штабом боевых действий. Но провоевав совсем немного, на очередном задании он подорвался на мине и был ранен. Из-за серьёзного ранения он долго пробыл в госпитале. Так он стал инвалидом Великой Отечественной войны.
За участие в боевых действиях мой прадедушка получил орден Отечественной войны и орден Славы III степени.