Внеклассное мероприятие по математике Математическое многоборье
Внеклассное мероприятие по математике «Математическое многоборье»
Класс: 10
Цель:
Прививать интерес к предмету.
Задачи:
Развивать интеллектуальную культуру средствами математики.
Уметь переносить знания в новые условия.
Формировать эмоционально-целостное отношение учащихся к предмету.
Воспитывать коммуникативные способности учащихся при работе в команде.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
Регулятивные: Развить самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности.
Познавательные: узнать интересные факты об известных математиках и их открытиях.
Предметные результаты: закрепить знаний из различных областей математики в ходе внеклассного мероприятия.
Оформление:
Задания туров, оформленные в виде презентаций.
Проектор
Жетоны.
Портреты великих ученых
Действующие лица:
2 команды десятого класса;
Ведущий;
Члены жюри.
Предварительная работа:
Определяется время и дата игры и сообщается учащимся (красочное объявление).
Подготавливаются задания для игры.
Определяется жюри.
Команды заранее готовят название.
Правила игры
Между турами идет просмотр презентаций с различными заданиями. В игре участвуют 2 команды учащихся 10 класса. За каждый правильный ответ отвечающий из команды получает жетон (все участники команды отвечают на вопросы презентации одновременно письменно на листах, которые им раздаёт ведущий).
Жюри подводят итоги игры всей команды по количеству жетонов, полученных отдельными участниками команды. В конце игры происходит награждение команды победителя и отдельного участника, набравшего наибольшее количество жетонов.
Ход игры
“Недаром смекалка ребятам дана, во всем и везде помогает она”
Не только руки, ноги и тело человека, но и мозг его требуют тренировки, упражнений, тогда ум человека становится острее, находчивее, сообразительнее. Особенно полезны математические упражнения.
Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему “Как человек без математики жил”. Премия так и осталась не выданной, ибо, по-видимому, не нашлось ни одного сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека лишенного математических представлений. И действительно, с математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера.
Даже в игре без математики трудно. Чтобы организовать спортивные игры в пионерском лагере нужно суметь разметить спортивную площадку, для чего нужны знания по математике (измерение расстояния рулеткой).
Чтобы выиграть в военной игре, нужно хорошо ориентироваться по компасу, знать, как определить высоту дерева, расстояние до недоступных предметов… ширину реки и т. д. Значит, нам математика нужна всюду, в магазине, в школе, в походе и в игре.
С полным основанием можно сказать, что практическое применение математики не ограничено.
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.
Без неё поверьте нам
Не прожить минутки,
Прибавлять и умножать
Это вам не шутки.
С математикой друзья
Нужно подружиться.
Ведь наукам всем она
Точно есть царица.
I тур «Разминка геометров».
Ведущий. Команды отвечают по очереди на вопросы (если команда ответ не знает, то право хода переходит другой команде). За правильный ответ 1 балл.
Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром.
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
Утверждение, требующее доказательства.
График квадратичной функции.
Множество точек плоскости, равноудаленных от конца данного отрезка.
Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине.
Прямоугольник, у которого все стороны равны.
Часть круга, ограниченная дугой и ее хордой.
Направленный отрезок.
Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Угол, меньший прямого.
Отрезок, соединяющий любые две точки окружности.
График линейной функции.
Множество точек пространства, равноудаленных от данной точки.
Сумма длин всех сторон многоугольника.
Самая большая хорда в круге.
Простейшее геометрическое понятие.
II тур. «В лабиринте великих имен и открытий».
Ведущий. В лабиринте времен и событий, в темноте прошлых лет все перемешалось. Помогите восстановить истину! Кто, что и когда сказал или открыл, чтобы не получилось неприятности, как с теоремой Виета. Что не знаете? Её открыл ещё Архимед, но по своей оплошности забыл запатентовать. А Виет, спустя несколько сот лет, взял и открыл её заново. И все лавры открытия теперь принадлежат ему.
Задание! Команды получают 10 портретов великих математиков, 10 имен и фамилий, 10 высказываний или открытий. Задание: сопоставить каждому портрету имя, фамилию и открытие либо высказывание, и сделать это быстро и правильно.
III тур. “ Математические обгонялки ”
Ведущий. Перед вами ромашка, здесь 14 заданий по 7 заданий на каждую команду. В каждом задании даются по 3 определения одного и того же слова, которые вы должны отгадать. Лепестки члены команды срывают по очереди, а я буду вам зачитывать задания. Каждый правильный ответ дает вам 1 балл (если команда ответ не знает, то право хода переходит другой команде).
(Например, даю три определения слова - ее любят летчики, бывает над уровнем моря, есть прыжки в длину, а есть прыжки в . . .(ед. число, именительный падеж) – высота).
1.Все ждешь, когда же он кончится. Неприятность между переменами. Она говорит: “Это будет тебе …”. (урок)
2. В Москве она Красная,
Выражается в квадратных единицах измерения.
Длина на ширину… (площадь)
3.Мы на нем живем. Похож на арбуз. (шар)4.В 11 классе им все кончается. Взрослые говорят, что жизнь – это…
Бывает вступительный, а бывает выпускной. (экзамен)
5. Его платят в банке, когда занимают деньги под их … Сотая часть числа. Пишут, как будто ноль делят на ноль. (процент)
6. Ее изучают по математике. Этим стреляют из ружья.
Ее выстукивают на барабане. (дробь)
7. В классе их четыре. Измеряется транспортиром.
Туда ставят маленьких. (угол)
8. Архимед это просил, а ему не дали. Бывает . . . зрения.
Ставят в конце предложения. (точка)
9. В России они каждый день. Самое приятное в школе.
Между уроками. (перемена)
10. При решении примера иногда говорят: “Нарушен их порядок”
Есть в спектакле.
Бывает арифметическое. (действие)
11. Самое приятное на уроке. Самое неприятное на перемене.
Бывает еще последний. (звонок)
12. У каждой задачи он есть. Можно честно искать, а можно и посмотреть.
А она говорит: “Провинился – изволь держать …” (ответ)
13. За что снижают оценки. Отличники их делают редко.
На них учатся. (ошибки)
14. С богатством это тоже может произойти.
Такое действие.
Есть такая таблица. (деление)
IV тур. «Найди число, спрятанное в пословице».
Ведущий. Каждая команда поочереди называет число, спрятанное в соответствующей строчке (если команда ответ не знает, то право хода переходит другой команде)
За правду стой горой.
Любишь смородину, люби и оскомину.
Пустой мешок стоять не будет.
Брито, нет стрижено.
Как не хитри, а от правды не уйти.
В семье не без урода.
Остался заряд, не пяться назад.
Синичка – воробью сестричка.
Новая метла чисто метет.
Чистота – залог здоровья.
V тур. «Эстафета»
Ведущий. Каждой команде необходимо разгадать как можно больше ребусов. Команды отвечают поочереди (если команда ответ не знает, то право хода переходит другой команде). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выберете лишнее слово.
поверхность
смородина
вектор
конус
пирамида
минус
задача
показатель
Подведение итогов.
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, мы проведем с участниками игры небольшой конкурс.
Из слова «АРИФМЕТИКА» нужно составить как можно больше слов. Те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. Слова, которые чем-то связаны с математикой оцениваются в 2 балла. Возможные варианты ответов:
Победитель дополнительного тура так же награждается грамотой.