Коррекционно-развивающие упражнения по развитию памяти на уроках русского языка и обучении грамоте.
Коррекционно-развивающие упражнения по развитию памяти на уроках русского языка и обучении грамоте.
Задачи развития памяти:
Повысить мотивацию учебной деятельности;
Использовать при запоминании мнемотехнические приёмы;
Использовать образ, как средство развития произвольной памяти;
Способствовать овладению умениями для запоминания, используя вспомогательные средства;
Развивать, упражнять, коррегировать учебные навыки и психологические процессы;
6. Формировать положительный эмоциональный настрой на индивидуальных занятиях
7. Способствовать формированию речи, как средству общения;
Тема: « Звуки и буквы «
1.Упражнение « Буква З «
Цель: развитие слуховой и кратковременной памяти.
Инструкция : Прослушайте стихотворение и найдите в нём слова с буквой З в начале и середине слова. Вы должны запомнить и назвать эти слова.
В звезде найдёшь ты эту букву з,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
- Сколько букв в словах роза ?- Назовите слова, где букв столько же, сколько звуков?
Букварный период ( занимательное азбуковедение ).
1.1. Упражнение на развитие памяти.
Цель: развивать память.
Инструкция: прослушай стихотворение о букве, хором проговаривая, заучи.
Запомнить написание и прописать.
9 .2. Упражнение на развитие долговременной памяти.
Цель: развивать долговременную память.
Инструкция: выучи стихотворение о зайце , расскажи, провести графический диктант.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает
«Если я купил билет,
Кто я : заяц или нет ?»
2. Упражнение -«Буквы заблудились»
Цель: развитие слуховой памяти и орфографической грамотности.
Инструкция: Прослушайте стихотворение ,в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку и назвать правильное слово. Вы должны сказать, какая же буква заблудилась и подумать , в каких словах были допущены ошибки.
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И — хозяйничает в нём! Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться.
Закричал охотник: Тает снег. Течёт ручей. — Ой! Двери гонятся за мной! На ветвях полно врачей. На виду у детворы Мы собрали васильки, Крысу красят маляры. На головах у нас – щенки.
Посмотрите-ка, ребятки: Старый дедушка Пахом Раки выросли на грядке. На козе скакал верхом.
Куклу выронив из рук, Жучка будку не доела: Маша мчится к маме: Неохота. Надоело. — Там ползет зеленый лук На пожелтевшую траву С длинными усами! Роняет лев свою листву.
Говорят, один рыбак Мама с бочками пошла В речке выловил башмак. По дороге вдоль села. Но зато ему потом Миша дров не напилил, На крючок попался дом. Печку кепками топил. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. А.Шибаев
3.Упражнение « Шесть названий «
Цель: развитие зрительной памяти и кратковременной.
Инструкция: Рассмотрите картинки и запомните названия животных. Затем нужно назвать сначала названия животных, в которых звуков столько же сколько и букв. А потом , где звуков меньше.
4. Упражнение « Какие слова?»
Цель: развитие слуховой и кратковременной памяти , орфографической грамотности.
Инструкция : Прослушать стихотворение и найти слова, которые отличаются одной буквой? Нужно назвать какой буквой отличаются слова.
Делом нужным занят грач: У косого нет берлоги,
Ходит полем, словно врач, Не нужна ему нора.
Пашни лечит он, поля… От врагов спасают ноги,
- Где болит, скажи , земля? ( С.Скаченков ) А от голода – кора. ( Г.Ладонщиков )
На букву а напал недуг,
И встало у взамен подружки.
Прошу я лак –
Дают мне лук,
И чашки
Хрюкают , как
Чушки. ( Я. Козловский )5. Упражнение « Догадайтесь!»
Цель: развитие слуховой и кратковременной памяти , орфографической грамотности.
Инструкция : Прослушать стихотворение и найти слова, которые отличаются одной буквой? Нужно назвать какой буквой отличаются слова. Читать стихотворение медленно, делая паузы перед словами.
« Про букву Ф и букву П «
Буква» Ф» ушибла ногу, Я под душ залез,
«П» появилась на подмогу. И кафель
И сказала: - Удружу, Весь покрылся
За тебя я послужу. Градом ( капель ).
Свистнул чижик: Стал я в ванне
- Фью,фью,фью, Строить флот,
Я с утра росинки ( пью ). Превратилась губка в ( плот ).
А в тетрадке
Сразу флюсом
Заболела тройка
С ( плюсом ).
6. Упражнение « Буква А «
Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.
Инструкция : Прослушать стихотворение и запомнить слова на букву «А», рассмотреть картинки и запомнить только те , которые начинаются на букву « а «. Назовите эти слова.
- Что везёшь автомашина?
- Всё, что есть на букву « а «.
Вот арбузы,
Апельсины
Абрикосы
И
Айва. ( Г.Сапгир )