Урок ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ТВОРЧЕСТВО В.В.НАБОКОВА
Разработка урока
2016
КРАСНОВА А.В.
преподаватель высшей
квалификационной категории
-9302757053580131989481329-81098519672301695455876925-9467854577080533408357870152403157855
План-конспект урока
Тема: «Литература русского зарубежья. Творчество В.В.Набокова»
Цели:
Образовательные:
- дать понятие о поэзии русского Зарубежья как одной из ветвей русской литературы;
- познакомить с жизнью и творчеством поэта В.В.Набокова, оказавшегося в эмиграции.
Развивающие:
- развивать монологическую речь обучающихся;
- развивать умение анализировать стихи;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- развивать умение работать с электронными пособиями.
Воспитывающие:
- воспитывать толерантность, доброжелательность, трудолюбие,
активность;
- воспитывать чувство любви к русской поэзии и к русской литературе в целом.
Основные методы: беседа, лекция, наглядные методы, проблемно-поисковые, работа с ЦОР, анализ художественного произведения.
Технические и дидактические средства обучения:
Компьютер, видеопроектор, экран
ЦОР» Литература русского зарубежья. Обзорная лекция. Творчество В.В.Набокова»
Раздаточный материал (Стихи В.Набокова, схема анализа поэтического произведения)
Межпредметные связи: история России (общественно-политическая ситуация в России в начале 20 века), русский язык ( Язык и речь), география (страны Европы)
Внутрипредметные связи: литература на рубеже веков, поэзия «серебряного века»
Список использованных источников:
Березовая Л.Г. Серебряный век в России: от мифологии к научности // Литература в школе. – 2010. - № 4. – С. 15-18.
КалугинаО.В. Серебряный век как умысел и вымысел/Пер. с англ./Материалы и исследования по истории русской культуры/ Под. ред. Е.В. Пермякова. Вып.4. М.: ОГИ, 2000. - 152 с.
Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: пособие для студентов нац. групп пед.ин – тов/ Сост. И., Т. Крук. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд – ние, 2009. –511 с.
Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб. Заведений. – В 2 ч. Ч. 2/ Сост. В. В. Агонесов, Э. Л. Безносов, А. В. Леденев. –5– е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 – 384 с.
Русские поэты XX века: Учебное пособие/ Сост. Л. П. Кременцов, В. В. Лосев. – 3 – е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 320 с.
Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ. ст., примеч. Н. В. Банникова; Худож. Г. А. Красильщикова. – М.: Просвещение, 2008. – 432 с.
Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г. Русская литература. Хрестоматия для старших классов. – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья Славяне», 2009. – 608 с.
Организационная структура урока
1.1. Приветствие группы преподавателем
1.2. Проверка посещаемости
1.3. Мотивация обучающихся на учебную деятельность
Итак, давайте включим в работу нашу фантазию и перенесёмся во Францию, представим себя, гуляющими по богемному району Парижа-Монмартру, ощутим божественный запах заграничной жизни, послушаем красивую ,не нашу музыку.
Красиво? Почувствовали себя своими на этом празднике жизни? Или что-то было не совсем то?
А теперь я предлагаю вам в моём исполнении прослушать стихотворение лауреата Нобелевской премии И.А.Бродского .О чём хотел сказать нам поэт? Когда это стихотворение могло быть написано?
А теперь совместно давайте с вами определим тему нашего сегодняшнего занятия. Молодцы, лучшие ученики!Записываем её в наши рабочие тетради.
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта Георгия Иванова:
Но я не забыл, что обещано мне. Воскреснуть. Вернуться в Россию стихами. Запишите его в тетрадь.
Что вы сегодня должны уяснить себя на уроке, с какими знаниями выйти? Какие эмоции, надеюсь, будут у вас в душе?
Господа, у нас сегодня с вами крайне современный урок, мы будем использовать новейшие средства обучения – ЦОР-ы, которые мы с преподавателем информатики приобрели на собственные средства вам в помощь. Надеюсь, вы их оцените по достоинству.
Предлагаю вам прослушать обзорную лекцию по теме нашего учебного занятия. Ваша задача - не просто послушать , а услышать основные моменты , которые мы потом отобразим в форме плана-конспекта.
А теперь, уверена, без особого труда давайте составим это конспект, отобразив в нём особенности литературы русского зарубежья.
Делать мы это будем на листочках, находящихся в ваших папочках.
Причины-
Понятие эмиграции-
Центры рассеяния-
Основная идея, тема писателей русского зарубежья-
Культурные традиции-
Три волны русской зарубежной литературы-
Представители первой волны литературной эмиграции-
А теперь, вооружённые знаниями, движемся с вами дальше.
Перед вами слова одного из поэтов русского литературного зарубежья. Как вы их понимаете? На что в первую очередь нам следует обратить внимание? А кто этот человек?
Мои дорогие, это наш с вами соотечественник-Владимир Владимирович Набоков.
Запишите в тетрадь тему нашего дальнейшего предметного разговора, часть эпиграфа со слов: «Моя голова…»
Прослушаем ЦОР по биографии и творчеству В.Набокова.
Результаты мы должны с вами будем представить в виде бабочки, почему так, думаю, со временем вы мне на этот вопрос дадите ответ.
Взяли опять наши папки, вы видите в них некоторые стихи В.Набокова ,разбейтесь по группам, как вы это делаете обычно, прочитайте по одному стихотворению, выделите в нём тему.
Время неумолимо, мы с вами движемся к окончанию нашего занятия. У меня к вам очередной вопрос.
Скажите, только честно, а нам нужно знать о творчестве тех, кто покинул Россию?
Вы люди взрослые, скажите, что такое патриотизм?
Вот и подошли мы с вами к окончанию нашего урока, записываем домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: »Я патриот? Я патриот!» Обращаю ваше внимание на знаки препинания в тематике сочинения. А так как у нас сегодня было общение с электронными пособиями на уроке, то свою работу вы отправите на мой электронный адрес. Вы его видите на мониторе.
Вы все сегодня были умницами, но кто-то отличился особой активностью, результаты следующие:
А теперь подводим итоги нашего урока, очень хочу надеяться ,что вы пришли ко мне не зря. Вы видите на доске гору, я бы её назвала «горой успеха», наклейте стикер на то место, где вы находитесь после изученного на уроке.
Заканчиваю я свой урок песней, очень родной русской, в ней собрано воедино всё то, чего так не хватало людям, покидавшим Россию навсегда. Слушаем («Издалека долго течёт река Волга…»).
Всем спасибо!