Программа элективного курса Литература русского зарубежья


Литература русского зарубежьяПРОГРАММАлитературного курса для учащихся 11 класса Составитель: Бегимова Г.А., учитель русского языка и литературы Из пояснительной записки Ц е л ь курса: способствовать развитию литературной компетенции; углубить знания учащихся о литературе XX века; привлечь их поисково-исследовательской работе. З а д а ч и курса: формировать представление о литературе русского зарубежья как неотъемлемой части литературного процесса XX века; формировать навыки работы с художественным текстом; формировать навыки работы с материалами из научно-популярных изданий формировать навыки сопоставительного анализа литературных произведений и целостного анализа произведения. М е т о д ы обучения:лекции, беседы, семинары, заочные путешествия, исследования, моделирование, литературные гостиные О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы: развитие литературной компетенции; овладение навыками анализа художественного произведения; овладение навыками исследовательской деятельности; формирование навыков написания творческих работ в разных жанрах; развитие коммуникативной компетенции; формирование эстетического вкуса. ГЛОССАРИЙ литература русского зарубежья - литература писателей-эмигрантов, в разные годы и по разным причинам выехавших за границутри волны русской эмиграции в XX веке – периоды эмиграции «Россия в миниатюре» за границей – так называли русскую интеллигенцию, обосновавшуюся в городах Европы (их было несколько миллионов)«незамеченное поколение», «потерянное поколение» - поколение молодых поэтов и писателей, не имевших русского прошлого, выросших на чужбинеписатели «старшего» поколения – так называют литераторов, творчески сложившихся ещё в дореволюционной России писатели «младшего» поколения – литераторы, начавших литературный опыт в изгнании «возвращённая» литература – творчество писателей и поэтов, запрещённых в годы тоталитаризма, вернувшееся к читателю в эпоху демократических перемен в обществе«Русская Америка», «Русский Китай» и т.д. – так называют места наиболее крупных дислокаций русских эмигрантов «тамиздат», «самиздат» - подпольные издательства на территории СССР и за рубежом 1. Введение. Понятие о литературе русского зарубежья. (1час) Исторические условия эмиграции русской интеллигенции. Значение литературы русского зарубежья в литературном контексте XX века. Литература русского зарубежья как синтез эстетики «серебряного века», творческие поиски октябрьского и послеоктябрьского самосознания, творческие поиски андеграунда, авангарда. Неоднозначность положения эмигрантов за границей, трагический пафос их творчества. Литературные общества, созданные за границей. Литературные издательства эмигрантов. Россия в миниатюре за границей. Многожанровость литературы русского зарубежья. Конечный результат: овладение более глубокими знаниями о литературном процессе XX века, развитие литературной компетенции, формирование навыков работы с художественным текстом. 2.Судьба и творчество писателей и поэтов первой волны эмиграции. (11 часов) Темы революции, гражданской войны. Тема изгнания, одиночества, ностальгии в произведениях З.Гиппиус, Д.Мережковского, В.Ходасевича,И.Бунина, И.Шмелёва, А. Аверченко, И.Северянина, М.Цветаевой. Трагедия судеб русской интеллигенции на чужбине. Первая волна эмиграции как следствие революции, гражданской войны. Неприятие идей революции, советской власти, новой России. Становление молодого поколения писателей и поэтов, прозванных «незамеченным» или «потерянным» поколением. Двуязычные писатели. Создание литературных произведений о России, о Родине в условиях драматизма и трагедийности бытия. Конечный результат: формирование навыков аналитического чтения текста, умение находить связь между творчеством писателя и исторической эпохой. 3. Судьба и творчество писателей и поэтов второй волны эмиграции (10 часов) . Тема неприятия тоталитарного режима, абсурдности советской власти,свободы творчества. Тема Родина как центральная тема в произведениях эмигрантской литературы. В.Набоков, В. Некрасов, Б.Ю. Поплавский, Н, Тэффи, М. Алданов. Вторая волна эмиграции, именуемая «архипелагом ди-пи» (перемещённые лица). Война, военный плен, насильственный вывоз в Германию, сталинские лагеря как часть судьбы русского эмигранта второй волны.Конечный результат: овладение сведениями о жизни и творчестве, «запрещённых» при советской власти писателей, овладение навыками поисковой работы 4. Судьба и творчество писателей и поэтов третьейволны эмиграции. (12 часов) Антисталинская тема, «окопная правда» о войне, тема старой и новой России в произведениях Н Коржавина, И.Бродского, В Некрасова, В.Аксёнова, С.Довлатова, А.Солженицына, В.Войновича. «Любовь- мука», «любовь-рок», чужбина, память о России как основные темы литературы зарубежья. Эмиграция русской интеллигенции в результате разочарования в кратковременной «оттепели» после смерти Сталина. Разочарование в идеях социализма. Политическая «травля» против писателей, боровшихся за свободу творчества. Конечный результат: формирование навыков сопоставительного анализа, навыков написания творческих работ, навыков поисковой деятельности Литература русского зарубежья Литература русского зарубежья литература1-й волны эмиграции(20-е годы) литература 2-й волны эмиграции(40-е годы) литература 3-й волны эмиграции(60-е годы) причины:революция и гражданская война причины:ВОв, военный плен, вывоз в Германию причины :ограничение свободы творчества,политическая травля ЛИТЕРАТУРНАЯ АНКЕТА Писатели и поэты литературы русского зарубежья 1. ФИО писателя _______________________________________________________2. Годы жизни _________________________________________________________3. Место рождения ______________________________________________________4. Национальность ______________________________________________________5. Дата выезда за границу ________________________________________________6. Причины эмиграции __________________________________________________7. Страна и город проживания за границей _________________________________8. Основной род занятий _________________________________________________9. Темы литературных произведений _______________________________________10. Жанры произведений _________________________________________________11.Названия произведений _______________________________________________12. Адрес и название редакции ____________________________________________13. Условия проживания _________________________________________________14. Семейное положение _________________________________________________15. Отношение к событиям в России _______________________________________16. Отношение к стране проживания _______________________________________17. Отношение к исторической Родине _____________________________________18. Круг общения _______________________________________________________19. Членство в литературных обществах ____________________________________20. Дальнейшие намерения _______________________________________________ Тестовые задания по курсу « Литература русского зарубежья» 1.Как правильно называется эмигрантская литература? а) зарубежная литература б) литература русского зарубежья в) заграничная литература г) литература 20-го века2. Причины эмиграции русской интеллигенции «первой волны»: а) Великая Отечественная война б) сталинские репрессии в) революция и гражданская война г) коммерческие цели3. Основные темы творчества писателей-эмигрантов: а) производственная тема б) воспитательная тема в) тема войны и мира г) тема изгнания, тоски по России4. Кто из перечисленных писателей и поэтов не является эмигрантом? а) И.Северянин б) М.Цветаева в) А.Ахматова г) А.Солженицын5. А.Горенко – настоящая фамилия: а) М.Цветаевой б) З.Гиппиус в) Н.Тэффи г) А.Ахматовой