Литературный вечер «Вернуться в Россию – стихами… (Поэзия русского зарубежья)

Литературный вечер «Вернуться в Россию – стихами»
(Поэзия русского зарубежья)

ЦЕЛИ:
1) расширение знаний учащихся о судьбе и творчестве некоторых поэтов-эмигрантов;
2) развитие интереса к родной литературе и истории своей страны;
3) воспитание чувства любви к родине, патриотизма, гуманности

Вступительное слово учителя.
Только теперь возвращаются на родину имена русских поэтов, живших и творивших в двадцатом веке за пределами своей родины, но снискавших ей всемирную славу. Разные биографии, судьбы, пути литературных исканий и общая изгнанническая доля Правда, творчество некоторых крупнейших поэтов и писателей-эмигрантов (Цветаева, Набоков, Солженицын, Бунин и др.), хотя и с опозданием, но заняло подобающее ему место в нашем сознании. Произведения же целого ряда других авторов еще ждут своего возвращения. И среди них – уникальное художественное явление, настоящий культурный феномен 20 века – поэзия русского зарубежья первой волны эмиграции. «Первая волна» и ее кульминация приходится на начало 20-х годов. Общее число русских, покинувших родину, доходило до 2-х миллионов человек.
«Вторая волна» эмиграции насчитывает гораздо меньше писателей. Пожалуй, наиболее мощной «волной» литературная эмиграция была третья. Её представляли крупные поэты и писатели, чьи произведения вместо требуемой пропаганды преимущества социалистической системы выступали против подавления прав человека в СССР брежневских времен. Зачастую их произведения, которые не разрешались к печати советской цензурой, распространялись через «самиздат».
Наш нравственный долг – хотя бы сейчас заполнить «белые пятна» в истории отечественной культуры.
Звучит песня в исполнении Игоря Талькова «Я вернусь»
ЧТЕЦ.
Поэты русские! Я с болью одинокой,
В тоске затравленной перебираю вас,
Прошел и мой, мой ранний, мой жестокий
Час истребленья, уничтоженья час.

Не знали мы тех лет, отстоенных и зрелых,
Когда со слов спадет горячности туман.
Два наших первенца застрелены в дуэлях,
Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью
Многоголовно гибель стерегла
Безумием, гниением, зеленым умираньем,
Мгновенным ли пыланием чела.
Повешен тот, а этот сослан в рудник,
Иных подбил догадливый черкес
Санкт-петербургские нахмуренные будни
Да желть бензиннаянебес.

Чума на нас, российские поэты!
Текучим воском вылиты каким?
Один в петлю, другой – из пистолета,
К расстрелу третьего, четвертого в Нарым .

Да счесть ли всех? Да кто сберет алмазы
В рассеянных, разбитых черепах?
Безумный я! – пополз подземным лазом
Сберечь их гордость в невидимых стихах.

И вынес их! – но пальцы слабые разжаты:
Мне смерть! Мне смерть! – кто эту грань нарушит ?
Она взросла в груди тарантулом мохнатым
И щупальцами душит
---------------------------------------------
И совсем я не здесь,
Не на юге, а в северной царской столице
Там остался я жить. Настоящий. Я – весь.
Эмигрантская быль мне всего только снится –
И Берлин, и Париж, и постылая Ницца.

УЧИТЕЛЬ. Георгий Иванов – поэт (1894-1958). В 1923 году вместе с женой - поэтессой И. Одоевцевой – эмигрировал в Париж, где стал одним из самых известных представителей первой эмиграции и сотрудничал со многими журналами как поэт и критик. Последние годы жизни провел в доме престарелых.
ВЕДУЩИЙ 1. Творчество послеоктябрьской эмиграции отмечено печатью драмы. Справедливо заметил поэт и критик Кирилл Померанцев, что в эмиграции к одиночеству прибавляется еще одиночество изгнания, так что получается двойное одиночество, двойная стена, окружающая поэта-эмигранта, отделяющая его от внешнего мира. И далее критик пишет, что одному только Богу известно, как они ненавидели это изгнание, как тяготились им. Поэтому и неудивительно, что некоторые поэты потеряли веру даже в Бога, он для них – безжалостный Судия, Рок.

ЧТЕЦ. Ты отнял у меня мою страну,
Мою семью, мой дом, мой легкий жребий,
Ты опалил огнем мою весну-
Мой детский сон о правде и о небе.

Ты гнал меня сквозь стужу, жар и дым.
Грозил убить меня рукою брата,
Ты гнал меня по всем путям земным,
Без отдыха, надежды и возврата.

Меня Ты ранил жалом нищеты,
Болезнями, и голодом, и жаждой,
Я прозревал жестокие черты
За каждой болью, за обидой каждой.

И нет конца – Ты мучишь вновь и вновь,
И нет конца, и нет тоске названья-
Ты отнимаешь у меня любовь,
Последнее мое очарованье.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ МАЛИНИНА «ЭТО Я, ГОСПОДИ!»

УЧИТЕЛЬ.Владимир Алексеевич Смоленский (1901-1961). Сражался на стороне белых и в 1920 году эмигрировал в Париж. Философская лирика Смоленского исполнена глубокой серьезности, это одно из самых значительных явлений в эмигрантской поэзии как в духовном, так и в языковом отношении. Основные темы поэта – одиночество человека, любовь, земное страдание и смерть.
ВЕДУЩИЙ 2. Октябрьский вихрь, вздыбивший и перевернувший до основания Россию, не вызывал восхищения у эмигрировавших. Многие бежали, движимые классовой ненавистью.
ЧТЕЦ.
Веселье.
Блевотина войны – октябрьское веселье!
От этого зловонного вина.
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
А даже не убил – засёк кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой.
Народ, не уважающий святынь!

УЧИТЕЛЬ. Зинаида Гиппиус (1869-1945). До революции вышло много сборников её стихов. Романов, рассказов и пьес. Салон Гиппиус, существовавший в 1905 – 1917 годах стал местом встреч символистов. Гиппиус отвергла Октябрьскую революцию, видя в ней акт, направленный против свободы и человеческого достоинства. В Париже она стала одной из самых значительных поэтесс эмиграции. Лирика Гиппиус глубока по мысли; человек, любовь и смерть – вот основные темы, в кругу которых находится её поэзия.
ВЕДУЩИЙ 1. Многие уехали из-за потери уверенности в завтрашнем дне. Об октябрьских и последующих событиях в России большинство поэтов-эмигрантов отзывались довольно резко.
ЧТЕЦ. У врат царства.
Всё опростали. И всё опростили.
Взяли из жизни и нежность, и звон.
Бросили наземь. Топтали и били.
Пили. Растлили. И выгнали вон.
Долго плясала деревня хмельная.
Жгла и ходила смотреть на огонь.
И надрывалась от края до края
Хриплая, злая, шальная гармонь.
Город был тоже по-новому весел.
Стекла дырявил и мрамор дробил.
Ночью в предместьях своих куролесил.
Братьев готовил для братских могил.
Жили, как свиньи. Дрожали, как мыши.
Грызлись, как злые, голодные псы.
Строили башню, всё выше и выше,
Непревзойденной и строгой красы.
Были рабами. И будут рабами.
Сами воздвигнут. И сами сожгут.
Господи Боже, свершишь ли над нами
Страшный, последний, обещанный Суд?!

УЧИТЕЛЬ. Ирина Одоевцева (1901-1989). После революции стала любимой ученицей Николая Гумилева. В 1922 году вместе с мужем Г.Ивановым выехала в Париж. Автор многих поэтических сборников и мемуаров: «На берегах Невы», «На берегах Сены».
ВЕДУЩИЙ 2 Мотивы трагизма жизни, несбывшихся надежд, тоски об ушедшем доминируют у целого ряда поэтов.
ЧТЕЦ. (на фоне песни в исполнении Малинина «Потерянный рай»)
Ах, молодость! В розовом дыме
Цветет и качается сад.
Весенние шорохи ныне
Мне вновь о былом говорят.

Ушел, улетел, замирая,
Смеющийся призрак весны-
В зеленые прелести рая
Унёс мои юные сны

Ах молодость! Вот она птицей
Всё выше и выше летит,
Бледнеют знакомые лица,
Тускнеет мой огненный щит

В погоне за призраком милым
Расколото сердце совсем,
Развеяны буйные силы.
Язык мой и жалок и нем.

Но сердце в последнем порыве
Стремится былое вернуть-
Напрасно! – и на скошенной ниве
Живые цветы не цветут!..

УЧИТЕЛЬ. Николай Андреевич Келин (1896-1970). После эмиграции работал чернорабочим в Чехословакии. Многочисленные его стихи публиковались в журналах в Чехословакии и Франции. В них особенно ярко отразились глубокая тоска по родному Дону и России, безмерна любовь к ним и твердая вера в их лучшее будущее.
ВЕДУЩИЙ 2. История эмиграции – это история полудобровольного, полупринудительного прощания с отечеством, в котором переменилась власть. Эмиграция отвергла советский строй и в этом смысле в какой-то степени отвергла отечество. Но те, кто навсегда покинул Родину, никогда не отворачивались от неё. Ведь Родина – это прежде всего образ матери-земли русской, это наша историческая память, это культура, созданная лучшими людьми России. И для изгнанных из пределов страны Россия осталась родиной, даже если у них было отнято право вернуться в свой дом. Поэтому и не удивительно, что тема Родины, России звучит в творчестве практически каждого поэта-эмигранта.
ЧТЕЦ. РоссияСтихи о России..
Как встарь, «бубенцами звеня»,
«Россия, стихия, мессия,
Мессия грядущего дня».

Как встарь, без конца, без предела.
«Пока загорится восток..»
Россия – Есенин и Белый,
Ахматова, Анненский, Блок.

Люблю ль тебя «странной любовью»?
Да я не люблю никакой.
Но связан я плотью и кровью
С тобой и с твоею судьбой.

Россия Стихи о России
Но разве возможны они?
Мелькают сквозь ветки сухие
Над черною Сеной огни.
Звучит песня «Чистые пруды» в исполнении И.Талькова

УЧИТЕЛЬ, Кирилл Померанцев, поэт и прозаик; во время Великой Отечественной войны участвовал в движении Сопротивления. У него вышло несколько поэтических сборников, книга воспоминаний «Сквозь смерть». Умер в 1991 году.
ЧТЕЦ.
Вечереет. Какая пора!
Шорох листьев всё тише
И глуше
Как устал я от криков «ура».
Дайте землю родную послушать.
Отчий дом - это небо и мать.
Суетясь,
Мы о ней позабыли.

Что же больше,
Сильней мы любили,
Если землю могли забывать?
Вот она,
Золотая лежит
И травою вечернею дышит
Сколько надобно
Жизней прожить,

Чтоб её и понять, и услышать?..
Луч последний горит
На ветле,
И в окошке пылает,
Как знамя!
Что мы знаем о нашей земле?
Ничего-то о ней мы не знаем..
ВЕДУЩИЙ 1.Одновременно в стихах поэтов-эмигрантов звучит тревога за окружающую жизнь, за судьбу Родины – России:
ЧТЕЦ.
Я знаю, Россия погибла,
И я вместе с нею погиб-
Из мрака, из злобы, из гибла
В последнюю гибель загиб.

Но верю, Россия осталась
В страданьи, в мечтах, и в крови,
Душа, ты стократ умирала
И вновь воскрешала в любви!

Я вижу, крылами блистая,
В мансарде парижской моей.
Сияя, проносится стая
Российских моих лебедей.

И верю, предвечное Слово,
Страдающий, изгнанный Спас,
Любовно глядит и сурово
На руку, что пишет сейчас.

Недаром сквозь строки земные,
В уже безысходной тоске,
Я сильную руку России
Держу в моей слабой руке.
В.Смоленский
ВЕДУЩИЙ 1.Для многих в эмиграции было очевидно, что, несмотря на невыносимые условия жизни, на сомнения и противоречия, поэт должен жить. Ибо он, обреченный Избранник, ценою своей жизни должен утвердить Творчество и засвидетельствовать миру, что дела мирские злы, встать на защиту тех, кто лишен возможности говорить. В.Смоленский так пишет об узниках Соловков.
ЧТЕЦ
Они живут – нет, умирают там,
Где льды и льды, и мгла плывёт над льдами,
И смерть из мглы слетает к их сердцам
И кружит, кружит, кружит над сердцами.

Они молчат. Снег заметает след-
Но в мире нет ни боли. Ни печали,
Отчаянья такого в мире нет,
Которого б они не знали.

Дрожа во мгле и стуже, день и ночь,
Их сторожит безумие тупое.
И нет конца, и некому помочь,
И равнодушно небо ледяное.

Но для того тебя избрал Господь,
И научил тебя смотреть и слушать,
Чтоб ты жалел терзаемую плоть,
Любил изнемогающие души.

Он для того тебя оставил жить,
И наградил свободою и лирой,
Чтоб мог ты за молчащих говорить
О жалости безжалостному миру.

ВЕДУЩИЙ 2. Но какой же ты поэт, если в аду одиночества и боли не сказал хоть слова о любви! Любовь, например, для З.Гиппиус – это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. «Не любить» для неё означало «не жить». Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе – правде собственного «я».
ЧТЕЦ.
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой.
Измены нет: любовь – одна.

Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем – но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна – любовь одна.

Однообразно и пустынно
Однообразием сильна,
Приходит жизнь И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном – бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа – верна,
И любим мы одной любовью
Любовь одна, как смерь одна.
ВЕДУЩИЙ 1 Хотя многие считают искусство русского зарубежья экзотикой среди нашей задерганной жизни, поэтам-эмигрантам нельзя отказать в даре художественного пророчества. Как созвучны некоторые их строки нашим сегодняшним событиям:
ЧТЕЦ. Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала:
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.

Сияет солнце, вьется знамя,
И те же вещие слова,
«Ребята, не Москва ль за нами?»
Нет. Много больше, чем Москва!
Г.Иванов
УЧИТЕЛЬ. Прошло много лет с начала первой русской эмиграции. Надежды на встречу с родной землей у многих исчезли, «как сон, как утренний туман». И всё же почти все русские поэты зарубежья мечтали о возвращении на Родину. Пронзительнее других об этом написал В.Диксон:
ЧТЕЦ.
Родная, нежная моя,
Сестра души моей безумной,
Когда ж в родимы края
Вернемся мы толпою шумной?

Когда благословенный час-
Мечта сестры, желанье брата-
В чужой стране придет для нас
Пора желанного возврата?

Давно без родины живем,
Забыты там, и здесь – чужие,
Горим невидимым огнем,
Не мертвые и не живые.

Родная, нежная сестра,
В закатный час, предзорьем синим
Придет ли дивная пора
Иль горестно в пустыне сгинем?

Нам не открыты времена,
Мы только ждать и верить можем,
Что за грозою тишина
Придет в благословеньи Божьем.
Звучит песня в исполнении Николая Маркова и «Джаза Табачников»

ЖУРАВЛИ Здесь под небом чужим я как гость нежеланный, Слышу крик журавлей, улетающих вдаль. Сердце бьётся сильней, летят птиц караваны. В дорогие края провожаю их я.  Вот всё ближе они и всё громче рыданья. Словно скорбную весть мне они принесли. Из какого же вы из далёкого края Прилетели сюда на ночлег, журавли?  Дождик, холод, туман, непогода и слякоть, Вид унылых людей из угрюмой земли. Ах, как больно душе, как мне хочется плакать Перестаньте рыдать надо мной, журавли!  Пронесутся они мимо скорбных распятий, Мимо древних церквей и больших городов. А прибудут они, им откроют объятья Молодая весна и Россия моя 

15