Урок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о Соколе 
Утверждаю»
Директор школы______/Башаева А.Д./
Открытый урок литературы
 			9 класс
Тема урока: М. Горький «Песня о Соколе»
Цели урока: 
Образовательные: 
- учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
-выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Развивающие: 
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
-учить делать выводы и обобщения на основе работы с  несколькими источниками информации, создавать устное и письменное высказывание на основе прочитанного;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Воспитательные: 
-способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию.
Оборудование: Презентации Power Point, выставка книг М.Горького, буклет  М. Горький, карточки, «ромашка Блума»
Ход урока: 
І. Организационный момент: психологический настрой. 
Сегодня мы с вами работаем в парах.
Сформулируйте в 2-3 словах пожелание члену противоположной команды. Запишите его на открытке и передайте адресату, озвучивая написанное.
	ІІ. Актуализация знаний учащихся по теме урока
Слово учителя
Тема нашего урока  М. Горький «Песня о Соколе» (запись в тетради)
 «Песню о Соколе» М.Горького относят к одним из лучших романтических произведений 19-20 веков. Это произведение характеризует ранний период творчества писателя, а именно цикл рассказов, овеянных духом сказок, преданий, легенд. По мнению многих критиков, в ранних рассказах писатель утверждает свой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.
2) Мозговой штурм  «Ромашка Блума» 
- Для того, чтобы выявить основную идею произведения  и авторскую позицию в нём, необходимо обозначить проблемы, решение которых нам предстоит осуществить в течение урока. В этом нам поможет «Ромашка Блума». Учитывая критерии оценки, отмечайте уровень ответа противоположной пары в «Листах оценивания».
Простые вопросы
Что объединяет начало и конец произведения?  ( одухотворённый пейзаж. Автор описывает  ночное море, отражающее чувства и переживания  героя);
Уточняющие вопросы.
«Даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье»
 О чем речь? (о небе, для Сокола небо -  мечта о счастье, а для Ужа – пустыня без дна и края)
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. 
Можно ли противопоставить  героев песни? Почему? (Да,  у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)
4. Творческие вопросы. 
Что будет, если миром будут править «Ужи»?
(Не будет прогресса, всё останется в одном состоянии, т.к. Уж занимает пассивную общественную позицию)
5. Оценочные вопросы.
Как вы относитесь к поступку главного героя /Сокола/?
(Положительно. Тем самым Сокол подтверждает свою жизненную позицию: не смирился, а оказал сопротивление судьбе)
6. Практические вопросы
Где вы в обычной жизни можете наблюдать «Соколов» и «Ужей»?
( Соколы – это люди, совершающие подвиги, живущие во благо общества. Ужи – это люди безразличные ко всему, что происходит вокруг них.)
ІІІ. Проверка  домашнего задания.
  1) Презентация  Григоренко Зарины  «Жизнь и творчество М. Горького» /Приложение 1/
	Кунанбаев Ернияз М.Горький в оценке критиков и современников /высказывание/ /Приложение 2/
«В 90-х годах Россия изнывала от «безвременья», от тишины и покоя и в это затишье, полное грозовых предчувствий, Горький со своими соколами и буревестниками ворвался, как желанный гость. Что он нес с собою? Никто в точности не знал – да и до того ли было? ...Все талантливое, свежее зачислялось в «светлый» лагерь, и Горький был принят в нем как вождь и застрельщик» Георгий Адамович.
  2) Презентация Айбекова Расула « Художественное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького» /Приложение 3/
	Чукунов Ерболат :
       Художественные средства и приёмы в «Песне о Соколе» /карточки//Приложение 4/
АЛЛЕГОРИЯ (греч.  иносказание)  выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа).
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения.
 АФОРИЗМ (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения. 
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
ЭПИТЕТ - (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью
ІV. Работа с текстом
Подберите в тексте примеры по карточкам
1) по вступлению и 1 части песни
2) по 2 части песни и заключению
Дети отмечают в тексте употребление художественных средств и приёмов,  выписывают их в таблицу /Приложение 5/, зачитывают подготовленный материал. 
-Помните, что вам необходимо оценивать друг друга
V. Работа с талантливыми детьми
Инсценированный диалог Ужа и Сокола по 1 части песни
 Чтение наизусть /2 часть/
VІ. Работа над идеей произведения   – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
Кого имел в виду автор, описывая персонажей? 
Ответ: Уж и Сокол – символические образы. Что символизирует Сокол, и что символизирует Уж?
Составление кластера
Вывод: Таким образом, авторскую позицию можно выразить следующим высказыванием Горького: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» 
VІІ. Творческая  работа
– В чем же смысл человеческой жизни? /письменная работа/
 – Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.
Жить – это бороться, бороться – это жить.
						Бомарше Пьер, 18 век
Жить – значит непрерывно двигаться вперёд.
Джонсон Сэмюэл, 18 век
Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса.
						Белинский В.Г. 19 век
Все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.
						Сент-Экзюпери А.,20век
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
						Фромм Эрих, 20 век
Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
						Чехов А.П. 19 век
Человек может найти смысл жизни,только посвятив себя обществу.
						Энштейн Альберт .19 – 20 век
Жизнь дана на добрые дела  /Русская пословица	
 (Учащимся раздаются карточки с высказываниями /Приложение 5/, используя которые они составляют собственное высказывание о смысле человеческой жизни.
VІІІ. Д/з. Напишите синквейн 1п. – на тему «Сокол», 2п. – на тему «Уж»
ІХ. Итоги урока
Результаты взаимооценивания.  Самооценивание «Дерево Блоба»
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах) 
Спасибо за урок!
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
Уж
Сокол
Сокол
Уж
Уж
Сокол
Сокол